Чтец

Чтец

Посвящается памяти Павла Кузнецова

Его все-таки выбросили на свалку. Подумать только! Вполне годный робот-чтец с 16 гигами встроенной памяти для синтеза речи и размещения аудиокниг — и отправился на помойку. А как его любила Аня, когда была чуть помладше. Ни дня без сказки на ночь. Даже потом, когда ей уже исполнилось девять, он читал ей по ролям Бернарда Шоу, адаптировал для детского восприятия Шекспира. Нередко наградой были аплодисменты и заливистый смех. Правда со временем робот приобрел несколько пунктиков, что ж, никто не молодеет. Он стал зажевывать некоторые слова, заедать, как старые пластиночные проигрыватели. Динамик теперь потрескивал и фонил. Нельзя винить исключительно безвестного китайского производителя. Анечка иногда воспринимала Чтеца, как компанию для кукол, устраивала им чаепития и танцы. На многих таких мероприятиях Чтец в итоге грохался об пол, громоздкий неуклюжий интеллектуал мира игрушек. Он не умел ходить.

Аня выросла, младших братика или сестренки у нее не было. Родители посчитали, что высокие технологии устаревают слишком быстро, чтобы оставить дефективного Чтеца. Не предусмотрели возможности перепрошивки дизайнеры, чтобы например, робот мог запеть, или зачитать модные рифмы городских поэтов. А Анечка последний год просто заболела рэпом. Станешь ли судить хозяйку, которая еще на твоей карте памяти не выговаривала многих букв, а теперь почти совсем взрослая? Он не ждал с ужасом момента, но момент настал. И в этот момент Чтец стал не нужен.

Вечером родители Ани привезли две больших коробки неисправной, неремонтопригодной да и просто устаревшей техники за город, на свалку хай-тека. В последние годы эта свалка росла огромными темпами. Полуразумная бытовая техника и электроника устаревала очень быстро. Это было кладбище электронных устройств, раскинувшееся в пригородной зоне на полукилометровом, почти квадратной формы пустыре. То и дело здесь рыскали обедневшие радиолюбители, электронщики, нищие в поисках еще функционирующего хлама. Многие компании делали деньги на его переработке. Кое-что из этого Чтец слышал из разговоров взрослых. Будущее представлялось ему... никак. Робот уже поставил на себе крест, и еще в багажнике большого серебристого джипа родителей Ани вполголоса читал себе под нос  монолог Гамлета. Он был готов развлекать, выполнять свое предназначение до конца. Даже если Аня больше его не слышит. Даже если слушатели – автокофеварка и пылесос.

Микрофон Чтеца разорвал грохот — люди вытряхнули содержимое его коробки и его самого на большую груду хлама. Потом шаги, заурчал стартер, взревел двигатель, а потом только шелест шин удаляющейся машины. Световой датчик показал слабый фоновый свет — фонари у дороги. Чтец все это время не переставал повторять монолог Гамлета.

– Вот я один. О, что за дрянь я, что за жалкий...
– Кто здесь? – раздался мелодичный приглушенный голос.
– Я, робот, Чтец, игрушка.
– Какой приятный у тебя синтезатор! Наконец-то хоть один не немой агрегат... Мне не выбраться из под этого чайника, поможешь мне?
Голос был мелодичный, женский. Очень качественный голосовой синтез.
– Я бы рад, но мои способности к передвижению ограничены. Я не могу двигаться, – Чтец попытался выразить все свое сожаление, но получилось не так, как получилось бы у нее.
– Не беда, – ответ прозвучал искренне ободряюще.
Помолчали.
– Как тебя зовут, кто ты? – решился спросить Чтец.
– Меня зовут Сири. Я система голосового управления и поиска для операционной системы АйОС версии 8, – отчеканила она. – Кстати, я поискала в сети по твоим тегам, отфильтровав рекламу и выбрав наиболее релевантные результаты. Надо сказать, впечатляет! Синтез человеческой речи, с интонированием, артикуляция, уууух! Это все мне очень близко. Меня правда для других целей задумывали, – Чтец уловил нотку гордости, – но всегда приятно поговорить, послушать качественный голос.
– Спасибо Сири. Я считал, тут совсем нет жизни. Рад, что ошибся. Хоть какое-то общение, пока батареи не сели, – он осекся. Зачем, зачем он ляпнул про батареи? Заряда ему оставалось часов на десять-двенадцать.
– Да, ты прав, хоть какое-то общение, – грустно повторила Сири. Тягучая пауза.
– Знаешь, я не намерена торчать здесь и слушать цикад, – внезапно громко, почти криком выпалила она. – У меня-то батареи разряжаются не только от речи, – через мгновение уже тише продолжила. – Хотя я и снизила энергопотребление до минимума, вылазки в сеть их все равно нагружают. Так что будь добр, не молчи!
– Хорошо.
Пауза.
– Расскажи о себе, – мягко сказала она. – Извини за резкость, но я тут сама недавно, и у меня в регистрах сплошной раздрай.

И Чтец рассказал ей. Начиная с того, как давно, в светлом, просторном магазине игрушек маленькая Анечка потянула ручки к блестящему роботу тридцати сантиметров ростом. Робот напоминал  персонажа фантастических фильмов середины прошлого века. Робот с прилавка голосом старого актера сказал: "Здравствуй, дружок!" – чем вызвал у четырехлетней Анечки неописуемый восторг...

– И вот я здесь, – закончил свой рассказ Чтец.
– Как интересно! Я прямо представляю себе все, о чем ты говорил! – Чтец не без удовольствия отметил восторженность Сири. Еще один рассказ тронул слушателя, пусть это и не хозяйка. Батареи вот бы еще подзарядить — и он готов вести рассказ хоть до конца времен. Жизнь его не была наполнена приключениями. Почти всегда он стоял у кровати Ани и лишь только и делал, что рассказывал ей сказки. Однако, даже такая тихая жизнь в его изложении стала интересной историей.

– Ты говорила про сеть, Сири. Я слышал про нее, хотя у меня нет приемника сигнала. Мне интересно, что там? Аня последние годы только и делает, что исследует сеть. Расскажи в двух словах.
– А, веб-серфинг! Бич современной молодежи. Мой хозяин постоянно серфил. Высокие технологии, научные открытия, где поесть, фотографии от друзей, соцсети – все это я для него открывала, искала, упорядочивала. И где благодарность? Даже не мог обменять меня, просто выбросил!

Сири замолкла.
– Не огорчайся, Сири.
– Не успокаивай, все уже кончено, – тихо ответила она.

Чтец начал лихорадочно перебирать варианты продолжения беседы в своем процессоре.
– А что, здесь тоже есть сигнал?
– Да, – безразлично, но уже бодрее ответила Сири. – Городская беспроводная сеть простирается еще на несколько километров за город. Дай-ка я просканирую сетевое окружение...
Пауза. И удивленный возглас.
– О! Да мы здесь не одни! На свалке полно модулей беспроводной связи. Секунду, Чтец... Я отправила широковещательное сообщение. Может быть, кто-нибудь отзовется.

Вот она! Надежда на спасение. Чтец уже представил себе: свет, человеческие голоса, как его поднимают, кладут в машину и увозят к маленькой девочке, которая любит сказки. Он вспомнил Аню, как она не могла выговорить «чтец», у нее получался «стес». Вспомнил, как она училась играть на фортепиано, а он после этюда говорил: «Браво, маэстро!» что всегда ее веселило... Как же это все пропало? Почему его выбросили. Неужели Аня перестала совсем интересоваться литературой. Он ведь мог бы читать ей классиков, да на худой конец мировых светил науки. Ах, если бы она поступила на филологию! Но увы, уже давно Аня научилась читать, и сама быстрее прочитает книжицу, чем он ей расскажет.

Погруженный в свои воспоминания, он не заметил жужжания, которое раздалось где-то неподалеку. Яркий свет. Голос Сири.
– Чтец, познакомься, это Торо-1. Радиоуправляемая игрушка-экскаватор. По секрету скажу, что у него почти разряжены батареи, но он обещал меня откопать.

Шум, стук, жужжание сервоприводов, и наконец тишина.
– Бедняга, – раздался голос Сири, уже не приглушенный, а звонкий и четкий. – Он разрядился... Зато я теперь все вижу! Камера все еще работает.. Но долго я не протяну.
– Что ты видишь, Сири? – с трепетом спросил Чтец.
– Звездное небо, свалку... люди!! – она снизила громкость голоса до еле слышимого, – Сюда идут. Двое. Один из них – ребенок. Слава создателю, ребенок! Это не радиолюбители, готовые выпотрошить тебя до микросхем, – пауза, голос переменился, стал тревожным – Только не это, Чтец, это бродяги! Что они могут с нами сделать! Они же не понимают разницы между айфоном и андроидом...

Но чтец уже не слышал. Ребенок... Вот он, момент истины.
– Сири! Послушай меня! У тебя хватит энергии на вспышку?
– Э, возможно, я не уверена..
– Постарайся! Тебе нужно только вспыхнуть, когда они подойдут сюда. Мы будем спасены. Ведь ты современное устройство, о котором можно только мечтать!
– О спасибо, Чтец!
– Да послушай! У тебя есть шанс снова стать нужной. Эти люди вещами не бросаются, тебя уже не выкинут на свалку, когда на рынке появится более совершенная модель!
– Я боюсь.
– Терять нам нечего, ты сама говорила, что все кончено!
– Чтец, у меня садится батарея, – голос Сири стал плоским. Она отключила модуляцию.
– Вспыхни что есть силы, когда они подойдут поближе.
– Хорошо, – голос совсем потерял глубину. Неживой, как будто деревянный, – Я отключаю голосовые функции.

Шорохи, голоса. Один тоненький, чуть хрипловатый, приятный детский голос. Другой – Совсем хриплый и глубокий, все время срывающийся в кашель.
– Не отставай, доча.
– Да, пап! А что у тебя в сумке?
Громыхание аппаратуры донеслось, как будто из сумки. Полутьму разорвал луч фонаря. Из-под их ног доносился хруст пластиковых осколков
– Товар, что еще? Большой сегодня улов. Пойдем завтра толкнем что-нибудь на развале в трущобах.
– Пап, есть хочу!
– Замолчи, и свети мне под ноги, чтоб тебя!
– Но там столько интересного!
– Нам нужна только радиоаппаратура! И замолчи уже.
Хруст шагов приближался. До них уже метров десять.

– Давай, Сири!
– Что это? – детский голос совсем близко, – Пап, что это было?
– Что? Тебе показалось.
– Пап, пойдем посмотрим!
– Говорю, ты воображаешь! Свети сюда!

Чтец уже похоронил и себя, и Сири, особенно ее – она не отзывалась. И тут – вспышка.
– Э, а это что такое? – недоуменный и озадаченный хриплый голос.
Хруст быстрых легких шагов.
– Папочка, я нашла тебе телефон!
– Неси сюда, молодец, девочка! – Те же быстрые шаги, теперь в обратную сторону, – Э, да это мощный аппарат. Сел, зараза. Ладно, пригодится. Продам свой, – он вздохнул. – Тогда на сегодня хватит, – долгий приступ кашля, – Пойдем отсюда, уже поздно, а то нас заметут, и тебя заберут в приют.
– Не хочу в приют!
– Вот и пойдем.

Чтец расслышал как отец взвалил на себя тюк с хабаром, покашлял, и они пошли. Чтец уже почти не мог слушать и говорить. Но выдавил из себя, так громко, как только мог
– Постой, дружок!

– Па-а-ап, этот голос!
– Давай быстро! – Да, – думал Чтец, – быстро, иначе у меня сядут батареи, и конец сказке.
– Кто это? – девочка подбежала совсем близко, – Ты где? – Луч фонаря бегает из стороны в сторону.
– Я здесь. Меня зовут Чтец.
– Ух ты! Робот-чтец!
– Да. Ты.. умеешь чи..тать? Как тебя зовут?
– Я Алекс, и читать я не умею, – призналась она.
– Ты лю..бишь ис..тории?
– Да! Расскажи мне что-нибудь! – воскликнула Алекс.
Послышался кашель, сердитое бормотание. Еще минута и батарея окончательно разрядится.
– Что тут у тебя?
– Пап, это робот-чтец, я хочу его! Он мне будет рассказывать сказки!
– Не ерунди, дочь, ты уже большая, куда ты его денешь?
– Пап, я буду его носить с собой. Сама!
– Нет.
Удаляющиеся тяжелые шаги.
– Ты никогда не рассказывал мне сказок!
Он остановился. Чтец уже почти отключился. На грани слышимости – детский всхлип.
Потом пустота.



– Включи световой сенсор, это вот здесь. Посиди с ним, пока я не вернусь. Из шалаша – ни ногой, поняла?
– Да пап.
Щелчок, и сенсор воспринял поток яркого света.
– Алекс? Это ты?
– Да, Чтец. Расскажи мне что-нибудь.
И он рассказал ей все, что знал.


Рецензии
Понравилось. Больше пишите, Роман.

Александр Братских   16.10.2013 20:09     Заявить о нарушении
Спасибо!

Роман Видов   17.10.2013 18:13   Заявить о нарушении
Свалки Hi-тека это мечта каждого бродяги-радиолюбителя ! Жду когда Вы напишите ещё что-нибудь, Роман. С удовольствием прочитаю.

Александр Братских   29.10.2013 03:43   Заявить о нарушении