На тихой улице в Германии. Очень разные граждане

НА ТИХОЙ УЛИЦЕ В ГЕРМАНИИ

Рассказы

Продолжение. Начало см. http://www.proza.ru/2014/03/13/1569

6. ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ ГРАЖДАНЕ

    Переселенцы
    Бомжи
    Трансвестит
    Нудист
    «Духовно-интимное общение»
    Юные энтузиасты
    Всё познаётся в сравнении


ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ

     Недалеко от нас, по другую сторону от трамвайной линии, стоит длинный трёхэтажный дом, где живут переселенцы и, возможно, не слишком правильные и благополучные местные немцы. Это дешёвое жильё – что-то вроде наших бараков или семейных общежитий. По вечерам возле дома бывает шумно – его жильцы не соблюдают режим. Вот там и собраться можно, и поговорить, и выпить пива на террасе, идущей вдоль всего здания, – словом, дозволяется делать всё, что нетипично для добропорядочных бюргеров, живущих на нашей тихой улице.

     Дети из этого дома, похоже, растут сами по себе – учатся в ближайшей «Хауптшуле» (то есть в основной, не слишком требовательной школе), слоняются по улице, дерутся с чужаками, причём на их же территории, и в будущем, надо полагать, пополнят ряды рабочего класса. Родители, никогда не стремившиеся занять более высокую ступеньку на социальной лестнице или не имевшие такой возможности, не смогут подтолкнуть наверх своих детей. Да и зачем ломать голову над учебниками и портить глаза перед экраном компьютера, если любая работа даёт возможность жить в тепле, есть, пить и одеваться.

     Но вопрос ещё в том, каким рабочим станет человек. Если у него будут интерес и уважение к профессии, высокая квалификация и хороший заработок, это просто замечательно. Всем известны немецкие автомобили,  качественная бытовая техника, медицинское оборудование и лекарства, а ведь всё это производится руками немецких трудящихся.

     А если кто-то мечтает получить высшее образование, то для этого следует приложить усилия – как и везде. Даже представители некоренного населения, не слишком радостно воспринимаемого настоящими, местными немцами, могут добиться определённых успехов. Если молодые люди проявляют интерес и способности к учёбе, они поступают в университеты, получают немецкие дипломы и могут претендовать на хорошую должность или даже основать своё собственное дело.

     Разумеется, надо очень стараться, хорошо знать язык и любить страну. Тогда разница между «своими»  и «чужими» становится менее заметной, но вряд ли она исчезает совсем. Всё-таки по фамилии, по акценту, по внешнему виду «пришельцы» отличаются от коренных жителей.

     Например, нам приходилось обращаться к детскому доктору, поляку, имеющему собственную практику, то есть скромное помещение для приёма пациентов с кабинетом, процедурной и приёмной. С ним работала одна медсестра и, наверно, кто-то ещё приходил мыть полы вечером. Всё это доктор должен был самостоятельно организовать, а затем поддерживать должный уровень медицинского обслуживания. Мы выбрали его по телефонному справочнику, по фамилии, поскольку предположили, что поляк должен знать русский язык или хотя бы понимать нас (в то время мы ещё недостаточно свободно изъяснялись по-немецки).

     Действительно, молодой доктор неплохо говорил по-русски, так как изучал русский язык в школе. Будучи юношей, он эмигрировал из Польши – как он сказал, по политическим причинам (участие в «Солидарности» и, возможно, репрессии со стороны официальных властей, но мне кажется, что это было всего лишь благовидным предлогом для эмиграции из бедной страны). Затем он получил медицинское образование в Германии и обосновался здесь навсегда.

      Кстати, в 90-х годах многие поляки находили немецкие корни и стремились устроиться в Германии или хотя бы приехать подработать – где угодно, даже убирать квартиры или нелегально работать на стройке за меньшую, чем положено по закону, плату.


     Русские немцы, то есть этнические немцы, приезжающие с территории бывшего СССР (см. главу «Русские немцы»), в Германии живут поначалу сложно, как и все иностранцы. Немецкий язык на хорошем уровне знают лишь немногие, потому что в этих семьях говорят на русском. Дипломы, полученные в советских вузах, как правило, не имеют силы – их нужно подтверждать или заново переучиваться, что для взрослых людей иногда невозможно.

      У большинства переселенцев есть семья, которую приходится обеспечивать, у кого-то наступил такой возраст, что учиться уже не имеет смысла. В этом случае люди довольствуются любой работой, если она более-менее нормально оплачивается, но своих детей стараются выучить – хотя бы на продавца или парикмахера.

    Сложность в том, что дети, глядя друг на друга в той самой «Хауптшуле», то есть «лишь бы какой школе», не очень-то прилежно учатся и не стремятся к высшему образованию. Там много учащихся, приехавших из российской, казахской или турецкой провинции, поэтому немецкий язык они толком не знают. После этой простенькой школы им нужно где-то доучиваться ещё два года, чтобы завершить среднее образование, то есть им будет уже по девятнадцать лет, когда они смогут поступать в университет. А потом придётся напрягать мозги ещё несколько лет, да и найдут ли они работу по специальности? К тому же учёба не всем по душе и по зубам.


БОМЖИ

     Жить вполне достойно, не замерзая и не голодая, в Германии можно и без образования, даже если у человека вообще нет работы. Не говоря о нормальном пособии по безработице для людей, желающих трудиться, эта богатая страна даже бомжам может давать бесплатную крышу над головой и 10 марок в день на пропитание, лишь бы они не воровали. Но поскольку бомжи ещё и попрошайничают (то есть «подрабатывают»), и могут обращаться в «Красный крест», у них, надо полагать, нет никаких проблем с одеждой, питанием и тем более выпивкой.

     К слову, тогда на 10 марок в магазине «ALDI» можно было купить примерно такой набор продуктов: 1 кг картошки, 1 литр молока, упаковку белого хлеба (0,7 кг), 1 кг яблок, 200 г колбасы, 200 г сыра, 3 йогурта и литр дешёвого французского вина. Как вы считаете, хватило бы вам всего этого на один день? А если экономно расходовать деньги и вместо вина и сыра купить, например, литр молока и килограмм риса, то можно спокойно прожить на 10 марок два-три дня, не объедаясь, но и не голодая.

     Я слышала, что на собак, прибившихся к бомжам, тоже выдавали какое-то небольшое пособие, поэтому «коллеги» передавали животных друг другу при посещении чиновника в ратуше, выдававшего им ежедневно (чтобы не потратили сразу) эту небольшую для немцев, но очень заметную для нашего человека сумму.

     Правда это или нет, что собаки «работали» на своих двуногих друзей, но если такая возможность была, то люди без особых моральных принципов, несомненно, использовали её. Чиновнику ведь некогда рассматривать собаку – та же самая или не та, – ему проще дать на животное несколько марок и перейти к более важным вопросам городской жизни.

     Я думаю, что в связи с переходом на евро и с учётом инфляции эти независимые, вольнолюбивые люди и звери должны получать уже не менее 10 евро. И всё равно это обойдётся государству гораздо дешевле, чем допустить воровство и затем содержать преступников в тюрьме.

     Оказывается, эти граждане настолько ленивы, что даже не собираются работать и не регистрируются как безработные в ожидании подходящего места. Они дорожат своей излюбленной свободой, им не надо платить за квартиру, не надо рано вставать и напрягаться на производстве весь день, к тому же они не боятся потерять работу. Им вполне нравится такая жизнь.

     Не знаю, как обстоят дела во всей Германии, я этим специально не интересовалась. Вполне возможно, что проблема содержания «лишних людей» решается так изящно лишь в условиях среднего по размерам города, а в других местах не решается вообще. Обществу трудно, да и нецелесообразно кормить всех нахлебников.


ТРАНСВЕСТИТ

     Кроме самоуверенных бомжей, требующих подаяния рядом с большими магазинами и возле входа в подземку, мне запомнилась колоритная фигура трансвестита, с которым мы ехали в одном вагоне из Мюнстера в Билефельд. Надо сказать, это был первый подобный экземпляр, встретившийся мне в реальной жизни. Телевизор и кино – не в счёт, они так не впечатляют.

     Высокий худой парень, тщательно выбритый,  напудренный, с подведёнными глазами и накрашенными губами – всё как положено, – сидел на другой стороне неподалёку от нас. Он ехал один, лениво перелистывал журнал и равнодушно смотрел в окно. Ни с кем из попутчиков не разговаривал – здесь это вообще не принято. На нём был светлый парик и красный сарафан в белый горошек, надетый на белую облегающую майку с короткими рукавами, открывающими длинные, не слишком изящные руки.

     Несмотря на весь тщательно продуманный маскарад, было понятно, что это самый настоящий мужчина, причём без каких-либо телесных изменений, сопутствующих перемене пола, то есть просто-напросто – романтичный трансвестит, переодетый в «барышню-крестьянку» немецкого разлива.

     Ноги у него были типично мужскими, большими, но обутыми в женские босоножки. У высоких женщин тоже встречается немалый размер ноги, а в Германии без особого труда можно найти подходящую обувь.

     Я подала знак удивлённому сыну, чтобы он не смотрел на этого мужчину и ничего не говорил о нём. Хотя мы разговаривали тихо и на русском языке, не исключено, что в вагоне нас мог кто-то слышать и понимать, да хотя бы та же «барышня-крестьянка». Может, именно здесь, в Германии, сбылась наконец мечта простого немецкого паренька из Сибири или Казахстана.

     У нас в стране тогда категорически не одобрялось, чтобы мужчины переодевались в женскую одежду, хотя сами женщины уже давно носили всё, что хотели – брюки, шапки-ушанки, ковбойки и даже стриглись совсем коротко, если это было им к лицу.

     В новом веке я встречала вызывающе «нарядных» трансвеститов и в Беларуси – правда, всего два раза. А в Германии мне больше никто из подобных смельчаков не попадался. По-видимому, надо быть очень увлечённым этой идеей, чтобы вот так, при полном параде, выйти в народ.


НУДИСТ

     Разумеется, людей с нетрадиционной ориентацией или необычными интересами хватает везде, но обычно они стараются держаться вместе и не раздражать обывателей, не разделяющих их передовых взглядов. К примеру, нудисты разоблачаются только среди себе подобных – на пляжах или где-нибудь ещё. Впрочем, и здесь бывают исключения.

     В те далёкие годы по улицам Билефельда разъезжал на велосипеде абсолютно голый мужчина – к счастью, не в нашем районе, а ближе к университету. Наверно, там и прогрессивных зрителей больше, и, соответственно, внимания и славы предостаточно. Не знаю, куда герр нудист в таком виде ездил – может, просто хотел покрасоваться перед людьми, а может, проветривался перед работой или после неё. Мой муж, кстати, видел этот цирковой номер собственными глазами.

     Видимо, немецкие законы не запрещают ездить на велосипеде без одежды – разве что местные гаишники могли бы предупредить ездока, чтобы он был поаккуратнее – в смысле дорожной безопасности интимных частей тела. Мало ли что... А так, чтобы ему на службе разрешали находиться голым – в этом я очень сомневаюсь. Кому это понравится?

     Конечно, не каждому нудисту хочется быть настолько знаменитым, чтобы о нём знал весь город, но тот мужчина, скорее всего, стремился именно к всеобщей популярности. Его фото печатали в местной газете, и среди открыток с видами города тоже продавалось изображение свободного от предрассудков гражданина. Этого оригинала запечатлели едущим на велосипеде, естественно, в чём мать родила, на фоне аккуратной немецкой улицы – всё как в жизни.

      Казалось бы, к чему такие крайности? Если бы мужчина для приличия надел незаметные стринги, то его тело смотрелось бы издали точно так же. Но в стрингах – это каждый может. Такой поступок не требует особой смелости, да и на открытку не попадёшь. И вожделенный адреналин, в погоне за которым люди чего только не делают, тоже не получишь за просто так, катаясь в обычных трениках.

     Зато теперь иностранные туристы могут приобрести изображение безымянного нудиста, чтобы похвастаться дома. Вот, мол, в какой свободной стране я побывал! Там можно и нагишом ходить. Захотел бы – и сам так фланировал.


«ДУХОВНО-ИНТИМНОЕ ОБЩЕНИЕ»

     Свобода в отношениях между мужчинами и женщинами, знакомая многим из нас, так сказать, «не понаслышке, а из газет» (ну, ещё из немногих книг, которые только начинали печататься в освободившейся от строгой цензуры стране), тогда казалась абсолютно нереальной и неприемлемой с точки зрения нашей пуританской морали.

     Что бы там ни происходило «за кадром», но в газетах у нас ещё не печатали объявлений о знакомстве даже с благородной целью – женитьбы или замужества, и тем более – с целью «духовно-интимного общения». Это потом, в конце 90-х годов, стали давать объявления об интимных услугах общительные и любвеобильные женщины с именами на букву «А» – Ангелины, Аделаиды, Анжелики. Это у них так принято – вместо пароля. А затем и мужчины подсуетились и тоже стали зарабатывать на жизнь собственным телом. Более уверенными и требовательными стали сексуальные меньшинства.
 
     Появились писатели, которые пишут исключительно об извращениях, и, соответственно,  читатели, которые это с удовольствием или без удовольствия читают. Обо всём многообразии порока мы, к счастью, до сих пор не догадываемся, но, надо полагать, в общем и целом наша цивилизованная страна догнала Европу. Какими новостями можно нас сейчас удивить?

     Но тогда, в Билефельде, меня очень удивили лаконичные объявления в городской газете «Вторые руки», которую я листала из любопытства (оказывается, и там далеко не все граждане выбрасывают ненужные вещи, а стараются их выгодно продать).

     Вроде бы в городе повсюду так тихо, прилично, никаких официальных «красных фонарей», в витрине секс-шопа – ничего этакого, разве что выставлена новая коллекция чёрного лакового и красного кружевного белья, чёрные кожаные брюки, корсеты из ремешков, поводки и плётки. А в этой газете – чего только не предлагают! Разнообразный массаж, общение, совместный отдых, дружбу.

     То есть некоторые одинокие граждане будто бы очень скучают и хотят познакомиться – девушки с мужчинами, девушки с девушками. Порядочные мужчины ищут порядочных и верных друзей; семейные пары хотят общаться с приличными семейными парами или только с мужчиной или женщиной; мулатки с гладкой кожей готовы любить и тех и других. И при этом вкратце перечисляются всякие достоинства, бонусы и фишки, которые понятны лишь знатокам. Ну, садо-мазо – это мы ещё раньше где-то слышали, а остальное – шифровка для посвящённых.

     Кто-то занимается интимными делами, так сказать, на профессиональной основе, а кто-то развлекается в свободное время, потому что надо ведь где-то деньги зарабатывать, чтобы иметь возможность знакомиться и общаться в соответствии со своими нестандартными наклонностями. Надо полагать, это не просто бескорыстная дружба и гуманитарная помощь земляков друг другу.


     Я с удивлением думала: ну как это возможно, чтобы такое предлагать в газете, всем и каждому, неизвестным озабоченным гражданам, и при этом печатать номер телефона! Неужели об этом «хобби» не узнают знакомые, соседи, родственники? Мало ли кто позвонит! А вдруг окажется, что это сексуальный маньяк или садист по натуре, а не только по роли? 

     Впрочем, мои наивные мысли постепенно рассеивались – по мере того, как я начинала понимать, о чём именно рассказывают по телевизору в забавной, как мне казалось, передаче для взрослых, которую вёл интеллигентный трансвестит (я-то думала, что это обычный артист в роли женщины...). Оказывается, такие увлечённые люди ничего не боятся и даже не стесняются. Они с удовольствием дают интервью, показывают перед камерой стриптиз – не только женщины, но и мужчины.

     Когда мужчины, полностью раздевшись, начинают танцевать, совершая при этом вращательные движения... Я думаю, вы уже догадались, чем именно, – это настолько смешно, что слово «эротика» даже приходит в голову. Если кто-то хочет развеселить свою приунывшую подругу жизни, можно попробовать повторить забавный трюк, рискуя авторитетом главы семьи.

     Не слишком юная и уже ничего не боящаяся дама демонстрирует телезрителям гигантскую грудь с двухкилограммовыми имплантатами (названа именно эта цифра). Все посетители стриптиз-бара, где трудится героическая женщина, знают, что грудь у неё не настоящая, однако любителей специфической красоты это нисколько не смущает – они просто зачарованы столь необычным зрелищем.
 
     Конечно, зарабатывает стриптизёрша неплохо, а кроме того, снимается для журналов и видео, так что свою семью, если она есть, обеспечит без проблем. Но дама призналась ведущему, что ей физически тяжело носить на себе эту бутафорскую грудь и неудобно спать (хотя видно, что дама очень гордится своими «арбузами»).


ЮНЫЕ ЭНТУЗИАСТЫ

     За неимением русскоязычной прессы я пролистывала каталоги и почитывала журналы, лежавшие у нас в коробке с макулатурой. Таким образом я осваивала немецкий язык. 

     Обычные немецкие девушки и юноши, мечтающие о любви, присылают свои фотографии в обнажённом виде, чтобы о них могла узнать вся страна. А чего стесняться-то? Фигуры у мечтателей хорошие, молодые. Редакторы тоже отбирают для журнала, что получше. Молодёжь рассказывает о себе, о своих увлечениях и предпочтениях. Рядом печатаются вполне серьёзные советы немецких психологов, которые одобряют и приветствуют буквально все, что только может прийти в голову абсолютно раскрепощённым юным энтузиастам.

     Казалось бы, незрелых школьников эти журнальчики ничему хорошему не научат, зачем же рекламировать сомнительные интересы и развлечения? Вряд ли идеологические чиновники и церковь одобряют распущенность и вседозволенность. А может, все эти «забавы» – нечто вроде громоотвода или клапана? Пускай, мол, выпустят пар, перебесятся, реализуют свои неясные сексуальные фантазии под руководством знатоков, чтобы не натворить чего-нибудь похуже.

     Кроме того, кому-то всё это очень выгодно – и печатать специальные журналы для взрослых, и продавать видеокассеты эротического и порнографического содержания (тогда ещё вовсю пользовались видеомагнитофонами), и распространять каталоги «игрушек» и «спецодежды».
 
     В Европе это целая индустрия, сочетающая давние традиции и новейшие достижения техники. Её специфическая продукция пользуется устойчивым спросом у заинтересованных, ищущих разнообразия граждан. Не слишком щепетильные, но расторопные дельцы заняли удобную нишу и стараются добывать деньги любыми способами.

     Что же касается моральной стороны данного явления, то в любой свободной от предрассудков стране может быть столько мнений на этот счёт, что нет никакого смысла высказывать какое-то одно из них. Всё равно у думающего, информированного читателя окажется свой, и вполне возможно, совершенно нестандартный взгляд.


ВСЁ ПОЗНАЁТСЯ  В СРАВНЕНИИ
    
     Разные люди живут в Билефельде. Кто-то добивается успеха и строит красивые двухэтажные дома, а кто-то живёт просто под крышей, в прямом смысле слова, и там бывает холодно зимой и жарко летом (но есть и более комфортабельные чердаки с современной теплоизоляцией). Тот, кто не имеет желания и силы воли, чтобы чего-то достичь в жизни, довольствуется ночлежкой и подачками от городских властей.

     Но в основном немцы – и это всем известно – трудолюбивы, настойчивы  и дисциплинированны. Они твёрдо знают, что им полезно, а что вредно, не сделают лишнего шага впустую и свято чтут собственные интересы.

     Если нам иногда бывает неудобно проявлять своё несогласие с действиями других людей или с их мнением, то немцы церемониться не будут. С какой стати они должны терпеть моральный или материальный ущерб? Если же им приходится что-то переделывать или долго разъяснять, теряя на этом своё время и заработок, их сдержанность заметно уменьшается, и это мне пришлось испытать на себе при посещении зубного врача.

     Скорость, c которой он перебегает из кабинета в кабинет, от одного пациента к другому, настораживает и пугает. Как можно делать тонкую работу так быстро? Но у доктора каждая минута имеет точную стоимость в марках, и такое впечатление, что в голове у него тикает счётчик, и, кажется, я его даже слышу! Мало того, что посещение стоматолога – не самое приятное событие, так он ещё и «многостаночник», ему некогда выслушать тебя и успокоить.

     Немецкие продавцы обычно очень вежливы и терпеливы, и тем более странным показалось мне поведение владельца небольшого обувного магазина неподалёку от нашего дома. Всего один раз я зашла в этот магазин и, как выяснилось, совершенно напрасно. Видимо, хозяин решил, что иностранцы недостойны его замечательной обуви, и на мою просьбу показать туфли неприветливо пробурчал, что они вообще не продаются, хотя на витрине я прочитала объявление о сезонной распродаже. А может, у него в тот день было плохое настроение – из-за того, что в связи с неизбежной распродажей его доходы несколько уменьшились.

     И всё-таки это не то, что у нас на рынке, когда на тебя откровенно кричат, портят настроение и предлагают вообще забрать свои деньги назад и вернуть им их замечательный товар или пойти куда-нибудь подальше (адрес подразумевается). У нас почему-то до сих пор не наладятся взаимоотношения продавца и покупателя, хотя порой с нами бывают очень любезны, особенно если доходы продавца напрямую зависит от выручки.

     Тогда тебя ласково уговаривают купить совершенно ненужные вещи или продукты, и это в лучшем случае. В худшем – могут обмануть, сбить с толку, всучить некачественную подделку, несвежие или даже явно испорченные продукты, причём совершенно сознательно, поскольку цель большинства частных торговцев – продать всё во чтобы то ни стало.

     К сожалению, за два последних десятилетия рынок испортил и развратил множество людей, научив их обсчитывать, обвешивать, обманывать и презирать покупателей, то есть своих же соотечественников.

Продолжение:
http://www.proza.ru/2013/11/11/1472

______________________________________

Фото из интернета


Рецензии
Да, Тамара, прав В. Врубель, он, как и я уже 15 лет в Германии живет, что-то стало лучще, что-то хуже, но люди остались теми же. К счастью, в нашем городке нет ночлежки и асоциальных элементов. Но, если очень любопытно, в соседнем Франкфурте на главной торговой магистрали города, они тусуются, причем все свое носят с собой.

Мне нравятся Ваши рассказы.
С уважением
Елена

Елена Ахмедова   02.05.2018 20:24     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание, Елена!

Тамара Залесская   04.05.2018 22:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.