75. В. Агошков. Тросна. Курган

75. В.Агошков. Тросна.

См. начало в 71.

Курган.

Выезжаем на водораздел. Мы находимся как есть посреди Соборовского поля. По правую сторону видна вдалеке деревня Игишево. Туда мы поедем завтра. Но сейчас поворачиваем влево. Большую часть трёхкилометрового участка пути едем на пологий подъём, но против ветра и довольно медленно. Место открытое, расположено на возвышении. На случай грозы тут укрыться негде (а грозовые дожди согласно прогнозам вероятны на следующий день).

Судя по карте, тут находятся деревенька Курган и южная часть Подсоборовки. Но ни одного строения мы здесь не увидели – только столбы и деревья на месте заброшенных деревень:

Верхушка холма, по моим представлениям, должна была играть роль молнеотвода. Сюда я упорно и вёл маршрут.

Местами стволы были обуглены. Очевидно, все эти дубы стали жертвами ударов молний!

И я инициирую пеший осмотр южной части «кургана». В его нижней части лес имеет парковый облик: дубы, подлеска нет, трава невысокая, солнечно. Часто встречаются подвергшиеся удару молнии сухие деревья.

Есть окопы времён ВОВ.

Пожалуй, здесь я увидел больше побитых молнией деревьев, чем во всех остальных местах вместе взятых. И если когда-либо в далёкой древности поблизости жили люди, поклонявшиеся Перуну или подобному ему божеству, то на этом холме должно было, как мне представляется, находиться его капище.

Несколько столетий тому назад пространство вокруг «кургана» было не луговиной, а поверхностью озера. И «курган» был островом в юго-западной части акватории. Краеведы полагают, что из озера вытекало сразу несколько рек: Ока, Бобрик, Свапа, Снова, Сновка.

В.Н. Хитрово по этому поводу писал следующее: «Здесь самые недвухсмысленные показания на старинную связь вод Оки и Бобрика с водами Сновы и Свапы» (в книге «Природа Орловского края»).

Краеведы полагают, что через озеро проходил водный путь из Оки в бассейн Десны и Днепра. В.В. Енуков полагает, что «курган был прекрасным ориентиром, указывающим на начало Свопы… Остров как великолепное убежище мог вполне использоваться для кратковременного отдыха перед следующим участком пути…» (В.В. Енуков. Славяне до Рюриковичей гл.2. на сайте www.old.kurskcity.ru/book/enukov/rurik013.html). 

В Книге Большому чертежу, составленной в 1627 г., есть, в частности следующие записи: «Ока река вытекла из Чистого поля от Раковых колков…». «а с другия стороны Оки реки под Тагиным в Оку пал колодязь Боброк, а Боброк вытекает из одной вершины с Свапою рекою». «А река Свопа вытекла от верху Оки от Раковых колков из-под Пахнутцковой дороги».

Или вот ещё (с сайта :выписка из «Книги Большому Чертежу» 1627 г.): «Река Ока вытекла из чистого поля от Раковых колков; из тое ж степи потекли реки, от верху Оки вязались верховьем, река Снова потекла в реку в Тускурь» «Река Свапа вытекла от верху реки Оки версты с 4, а с Сновою, а другою розсошью, потекли из одного места» «а Боброк вытек из одной вершины с Свапою рекою» «А против Ракитны, с правыя стороны Оки, пала речка Руда; а Руда вытекла из под Пахнутцовои дороги; а верх Руды, от Руды с полверсты по правой стороне на Пахнутцовои дороге изо Мцснска стоит сторожа, стерегут, чтоб Пахнутцовою дорогою в Русь безвестно татарови не приходили; а приходят тою дорогою татаровя с Муравскои и с Ызюмскои дороги от Семи от Меленого броду.» 

Упоминаемая Пахнутцева дорога шла в этих местах с юга по водоразделу между Ольховаткой и Молотычами, пересекала Свапу несколькими километрами западнее озера и продолжалась далее на север (это уже согласно сайту Ольховатской средней школы). Пахнутцевым шляхом нередко пользовались крымские татары во время своих набегов. И потому зорко следили за этой дорогой служилые люди в Курске, Тагине, Орле, Мценске…

Весьма любопытна старинная карта (Герхард Меркатор – Руссия и сопредельные. 1594 г. Её можно посмотреть, например, здесь http://www.kartap.narod.ru/gmer1.gif). Изображение на карте сильно «деформировано» относительно современных карт. К тому же карта содержит массу ошибок. Например, на Оке близ истока вместо Тагина показан Белёв. А между Доном и Северским Донцом показана такая река, что её вообще трудно с чем-либо идентифицировать.

Зато на карте показано озеро «Racha lac.», и по расположению оно соответствует Раковым колкам. Показана вытекающая из него река, по расположению соответствующая Снове, правда, впадает она на карте не пойми куда. Полагаю, это озеро «Racha lac.» ошибочно показано обособленным от озера, из которого вытекает Ока. Думаю, картографы сводили воедино разрозненную информацию по двум рекам, и в результате получили два обособленных озера-истока вместо одного.

Латинское «Raha» в русской транскрипции звучит как «Раха».

Что касается названия озера, то я склонен производить его от фино-угорских языков. Дело в том, что в прежние времена фино-угорские народы были широко распространены по долине Оки. Цитирую И.Куприянова: «Многие исследователи полагают, что правобережье верхней Оки занимали будины… Об этнической принадлежности будинов идут споры: одни считают их финно-угорским народом – предками мордвы, другие – племенем иранского происхождения. Часть населения у будинов вела кочевой, а часть – осёдлый образ жизни. По мнению В. Неделина, выявленное в селе Тагино поселение было основано будинами, жившими в верховьях Оки с VII в до н.э…» (И.Куприянов. Древние поселения в верховьях Оки. http://tagino.narod2.ru/drevnie/). Кроме того, Б.А. Рыбаков находит у будинов сходство с балтскими и славянскими народами.

С течением времени будины были ассимилированы славянами. Т.е. потомки тех фино-угорских народов и потомки осевших по Оке славян – это – мы, жители Средней полосы и российского севера – и есть.

В принципе, даже если будины и не разговаривали на финно-угорских языках, то могли какие-то слова оттуда позаимствовать – такое часто бывает в местах близкого проживания нескольких народов.

В Карелии по сей можно день отыскать огромное количество топонимов карельского происхождения при том, что карелы в Карелии составляют лишь десятую часть населения. Например, Большое и Малое Рогозера на Поньгоме со всей очевидностью происходят не от русского слова «рог», а от финно-угорских «рог», «руга», и переводятся они как «трава», «камыш», «тростник». Пролив современным населением Карелии именуется как «салма», маленький островок в море – «луда», небольшое озеро – «ламба» или «ламбушка», гора – «вара». К названию рек в Карелии нередко слитно добавляется «йокки» (т.е. река), а к названию озёр – «ярви» (т.е. озеро).

Так вот, в современном финском языке есть глагол «raahata», который переводится как «волочить», «таскать», «тащить». Вот так! Соответственно, «raaha» вполне могло означать волок. И, стало быть, правы те краеведы, которые с сомнением высказывались о возможности пройти древний водный путь из Оки в Свапу без волока.

Славяне, появившиеся в этой местности в первом тысячелетии, очевидно, стали называть озеро на свой манер. Сначала – Рахово, т.е. просто просклоняли его. Когда же дославянское население было полностью ассимилировано, а его язык утрачен, то некому стало прояснить смысл названия озера. И непонятное наименование «Рахово озеро» незаметно трансформировалось в «Раково озеро». А затем – в Раковое. Как видим, не потому что в нём водились раки (хотя, конечно, и они в этой местности есть).

Подытоживая всё изложенное, я полагаю, что «озеро Рааха» и «Раковое озеро» были исконными его названиями. С колками всё понятно. В русском языке колкой называют небольшой обособленный участочек леса. Постепенно превращавшееся в болото озеро покрывалось островками леса. Благодаря им и перелескам по берегам озера местность получила название «Раковые Колки».

жхжхжхжхжхжхжхжхжхжхжхжхжхжх


жхжхжхжхжхжхжхжхжхжхжхжхжхжх

Озеро с течением времени медленно уменьшалось в размерах. Может быть, из-за вырубки лесов, может быть, из-за углубления долины стока Свапы, может быть из-за заполнения озёрной котловины растущим торфяником – исследований на эту тему, по-видимому, не проводилось. 

Постепенно озеро «разделилось на ряд мелких озёр» (цитата с сайта Ольховатской школы). Где-то так в XVII – XVIII вв. в окрестностях озера появились деревни – Самодуровка, Соборовка. Напротив Соборовки появилась Подсоборовка и чуть далее – Курган. По западному берегу озера прошла старинная Кромская дорога, южнее она выходила на направление прежней Пахнутцевой дороги.

В конце XIX в. краеведы опросили старожилов деревни Самодуровка и с удивлением узнали, что ещё на их памяти из расположенного поблизости озера не только Свапа брала начало, но и Ока. Исконное название озера краеведы, по-видимому, не узнали или не смогли узнать, и посему условно назвали озеро Самодуровским по названию расположенного поблизости села (см. сайт Ольховатской школы).

жхжхжхжхжхжхжхжхжхжхжх

Именно так – озеро по названию села, а не наоборот (и чтобы окончательно убедиться в ошибочности версии В.И. Агошкова, следует ещё ознакомиться с происхождением названия села Самодуровка, о чём я расскажу в следующей части повествования).

жхжхжхжхжхжхжхжхжхжхжх

Около 1885 г. понижение вокруг «кургана» представляло собой «болото, скорее озеро, ширина которого в некоторых местах доходила до 2 км и глубина от 10 до 21 метра» (см. www.geocaching.su/pn=101&cid=2646).

В 1925 г. здесь была «впадина до 530 м ширины, представляющая из себя сплошной торфяник… не пересыхающий в северной части… Из этого почти осушённого в настоящее время болота, берут начало Свапа, Очка, Снова и Сновка» (там же).

Ещё упоминается, что на месте исчезнувшего озера возникло «непроходимое болото, которое в народе называли Чёрной грязью» (с сайта Ольховатской школы).


*
В 1943 г. возле Кургана располагался рубеж обороны Советской армии. 6 июля 1943 г. здесь занимали позиции бойцы 10-го гвардейского стрелкового полка. Утром у деревни Соборовка немцам удалось прорвать советскую оборону и развить наступление на левый берег Свапы. В сторону Кургана от Соборовки направилось около сотни танков. Немецкая авиация и артиллерия постоянно поддерживали наступление фашистов. Но только с пятой атаки группе из 40 немецких танков удалось прорваться на северную окраину деревни Курган. Бой продолжался весь день. К вечеру немцам удалось захватить Курган и рощу, расположенную южнее деревни (этот абзац приведён в соответствии с содержанием текста на сайте Ольховатской средней школы http://osh92.ucoz.ru/forum/7-47-2). Около двух недель немцы удерживали эту территорию, но в конце концов, она была освобождена Советской армией.

В XX в. уже после войны в ходе мелиоративных работ остатки болота возле «кургана» были осушены (там же).

К настоящему времени озеро пересохло полностью. Только к северу от холма-останца сохранилась заболоченность, там ныне и берёт начало Свапа. Этот гидроним тоже интересен. По версии Я.М. Розвадовского, он происходит от иранского (применительно к этой местности скорее сарматского) su-ap, т.е. «хорошая вода». Согласно же мнению В.И. Дугинова, гидроним является производным от балтского «вопа» (т.е. вода) и древнеславянского «вапа» (т.е. озеро, лужа) и намекает на то, что река вытекала с озера.

Прекрасным дубовым лесом холм порос, по-видимому, недавно. Во всяком случае, папа мой упоминал, что в 1960-е леса на холме ещё не было. Их, школьников Игишевской школы, организовывали на общественные работы происходившие на «кургане». Откапывали много костей – останков воинов, погибших в 1943 г.

Впрочем, на момент поездки этих подробностей мы с Соней ещё не знали.


Подъезжаем к памятному знаку. Оказывается, установлен он здесь в честь военного корреспондента К.М.  Симонова:

Симонов жил некоторое время в этом месте, собирая материалы для военной газеты. Этот эпизод его биографии имел место незадолго до начала Курской битвы. С безлесного в то время «кургана» местность вокруг, очевидно, просматривалась очень хорошо.

    Кстати говоря, указатель на памятник Симонову стоит на автодороге Поныри – Любаж где-то между 2-ми Понырями и Ольховаткой. Проезжая там в мае, я даже представить себе не мог, что памятный знак находится столь далеко от асфальта. Но, может, и к лучшему.

продолжение следует...
 
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение
Tags: Самодуровка Игишево, Свапа, Соборовка, велотуризм

Из Интернета


Рецензии