Манометр народного духа и ворованный воздух

Великий поэт -  манометр народного духа, живое вращение, биение, дрожание и зашкал его стрелки, а более мелкие стихотворцы, - свистки на клапанах сброса и естественный рокот выходящего газа из щелей и пробоин.

На эту метафору меня навел, как ни странно, Мандельштам - не физик Леонид Исаакович - которому совершенно напрасно не присудили Нобелевскую премию за открытие комбинационного рассеяния света на кристаллах, - а его младший тезка, Осип Эмилиевич, тоже, кстати, достойный Нобелевской премии поэт, с его известной и полной горечи фразой о «ворованном воздухе».

Попробуем довести эту метафору до полноты, тогда сразу станет ясно, кто есть кто.

Представим себе огромный котел с некоторым флюидом сложного состава, не то газом, не то жидкостью, с примесями и неоднородностями, со склонностью к фазовым переходам - в твердое состояние, либо в состояние типа геля,с повышенной вязкостью, либо даже в сверхтекучее, летучее, либо и вовсе в чистый пар, благорастворение воздухов, а то и во  взрывоопасное рабочее тело паровой машины. Флюид сложен по составу и живет своей жизнью. Котел тоже странной формы, он латанный-перелатанный, с шлюзовыми камерами, достройками, переборками, локальной клепкой и пайкой и следами ударов снаружи и изнутри.

Вокруг бегают инженеры, что-то латают; а у главного манометра стоят задумавшись особо посвященные персоны - мыслители, задача которых отслеживать,прогнозировать и корректировать процессы в котле. Дело в том, что главный манометр отражает обобщенным образом состояние котла в данный момент, фундаментальные процессы в их интегральном выражении. Есть конечно каморки и переборки с падением давления и мелкими манометрами, отражающими локальные и частные процессы, но все эти процессы так и ли иначе фиксируются главным манометром.

А есть у котла и клапана, работающие по не всегда понятному принципу, через которые иногда происходит сброс давления. Котел также может и взорваться как целое, если мыслители-ученые не уследят и не направят бригаду инженеров на своевременную починку, либо если кто диверсию учинит, поменяет втихаря инструкции или устроит саботаж. Однако из-за своего сложного устройства котел при взрыве, теряя основное давление через разрывы оболочки, выходит из строя, во-первых, не сразу - мощь флюидных процессов велика и флюид долго вырывается в окружающую среду, так что главный манометр не обнуляется мгновенно, а еще долго пульсирует; во-вторых, переборки удерживают флюид в мелких отделах котла, которые могут зажить своей отдельной жизнь, а их мелкие манометры приобретут локально статус главных, но их показания - уже гораздо более частное и менее интересное дело. 

Такова метафора народа (флюида), государства (сложноструктурированного котла с его причиндалами), правителей-идеологов – наблюдателей за биениями, стуками и шипами, инженеров-чиновников.
   
На основе этой метафоры, под великим поэтом я хотел бы понимать властителя дум, который естественным образом, подчиняясь внутренним ритмам своего поэтического дарования, которое - через жизнь и человеческую судьбу поэта становится, да простится мне такое сравнение, манометром народного духа и его ритмов, как мерных и гармоничных, так и сбойных, раненых, шоковых, кровоточных,  как может быть раненым и дырявым тело народа, попавшего в историческую переделку.

Великий поэт – это обобщенные отзвуки и суть целого. К поэтам неправильно причислять только стихотворцев. Гагарин, как властитель дум, отразивший в своей судьбе коренные чаяния народа, на мой взгляд, был поэтом, не как фигура официальная, а именно наперекор образу.  Кто мог бы быть аналогом Есенина в 1960-е? Уж точно не занудливые и многословные поэты шестидесятники, а Гагарин с его единственным стихотворением «Поехали!»   

Главными манометрами в России были, на мой взгляд, Пушкин, Лермонтов, Некрасов,<...>, Блок, Есенин, Гагарин, <...>, дальше не знаю. После Гагарина приходит некий коллективный Рубцов?  Может быть, но энергетика не та, не есенинская, не гагаринская. Слабоваты.

Заминка между Некрасовым и Блоком. Кого вставить? Не Надсон ли? Но тоже энергетика слабовата.

Кстати о поэзии в науке: статьи Л.Д. Ландау и некоторых других ярких физиков читаются как эссе, а то и стихи в прозе с очень мощной энергетикой. Это виртуозы слова, несомненные поэты.  Но о физиках как скрытых поэтах и прозаиках, может быть, будет особый разговор.


Рецензии
А что же Вы, оценщик Лебедев, обошли чутким вниманием Грибоедова, дедушку Крылова, Гоголя, Достоевского, Бальмонта, Козьму Пруткова, Северянина, забыли Булгакова, Маяковского, Ильфа с Петровым, Пастернака, Исаковского, чьи песни пела и поет страна!
Могли бы и Лебедева-Кумача вспомнить, манометр Вы наш, назвать Евгения Шварца, Твардовского, с его "Я убит подо Ржевом..."?
А Высоцкого почему не заметили, которого вся страна хоронила, как брата? Это у него энергетика слабовата?! А почему Стругацких обошли? А режиссеры - Любимов, Гайдай, Тарковский, Марк Захаров, Рязанов, Говорухин, - они то Вам чем не угодили?
Неужели все они думы и чувства народа не выразили, пороху у них ворованного не хватало?
Перед тем, как такие описи властителей духа народного составлять, надо заглядывать хотя бы в Литературную энциклопедию.


Сергей Шрамко   16.10.2013 18:08     Заявить о нарушении
Спасибо за реплику. Вы назвали много достойных имен. Но Крылов и Грибоедов - сатирики, Твардовский компромисен (хотя упомянутое стихотворение превосходно, одно из лучших о войне), Достоевский и Булгаков, Ильф и Петров - не поэты. Пастернак и Маяковский при всем уважении рядом с Есениным не стоят. Высоцкий - здесь, возможно, Вы правы. Но барды и рок-музыканты - особая категория. Пришлось бы вспоминать еще несколько. И здесь меньше определенности, чем в тех немногих именах, что я назвал. Они точно то самое.

Петр Лебедев   16.10.2013 19:06   Заявить о нарушении
Вы сделали оговорку - не все поэты. Расширили ряд, поставив Гагарина, с его поэмой, Льва Ландау.
Я перечислил лишь тех, кто выражал дух народа: Гоголя с его поэмой Мертвые души, Рязанова с Иронией судьбы, других, исходя из тех же причин. Андрей Рублев, Место встречи, Кавказская пленница, да и остальных вполне заслуженно...

Сергей Шрамко   16.10.2013 19:11   Заявить о нарушении
Извините, еще раз сделаю оговорку: Горе от ума - это вряд ли комедия. Это трагедия умного человека. Басни Крылова стоят побольше иных стихов Пушкина или Лермонтова. Маяковский сейчас опровергнут, поскольку он за красных, но скажите мне, неужели вот эти строки:
Я хочу быть понят своей страной,
а не буду понят, что ж...
По родной стране пройду стороной,
как проходит косой дождь... - Вам не кажутся гениальными?
Вставай, страна огромная, Катюша, театр на Таганке, Мастер и Маргарита - все это разве плохо? И 50-60-70-е годы Вы напрасно второстепенными назвали. Все, что я перечислил, пелось, слушалось, читалось, переписывалось от руки, цитировалось и повторялось в народе... Вся фантастика Стругацких - это очень горькая поэзия. Важно ведь, не по какому разряду ты числился, важно, чтобы в душе отозвалось, если я верно понял Вашу идею...
Миронов, Никулин, Даль, Папанов, Леонов - конечно, актеры, но - по гамбургскому счету - они же великие поэты душ и творцы.
А о Высоцком после смерти ходили стихи:
Неужели народ ошибается,
а дурак политический прав...
Всего доброго.


Сергей Шрамко   16.10.2013 19:45   Заявить о нарушении
Вообще говоря, мне думается, что (по ассоциации с "серебряным веком поэзии") последние 30 лет Советской власти войдут в нашу историю, как Золотой век культуры, говорящей на русском языке. С уважением!

Сергей Шрамко   20.10.2013 09:01   Заявить о нарушении