Физика её жизни

 
На фото:слева-Ольга Алексеевна Черникова;справа-Нина Тихоновна Тишанинова.(ученица и учитель)
 

 
Есть люди, которые, как магнит, притягивают к себе других людей, излучая и щедро даря тепло своей души. Именно к таким относится Нина Тихоновна Тишанинова, педагог с сорокапятилетним стажем, Заслуженный учитель Российской Федерации. Она 27 лет возглавляла Добринский РОНО. Удостоена звания Почётного гражданина района, её имя внесено в энциклопедию «Лучшие люди России», награждена медалью ордена « За заслуги перед Отечеством» второй степени, медалью имени Макаренко.
Нину Тихоновну знаю более тридцати лет. Часто встречались по работе – я был учителем, директором школы, общались и в неформальной обстановке - как добрые товарищи. И до сих пор поддерживаем дружеские отношения. Мне всегда хотелось больше узнать об этом удивительном человеке, рассказать землякам, а поэтому однажды я пришел к Тишаниновой в качестве журналиста.
 
Как изменилась мечта
 
С крыльца ее дома взору предстает по-хозяйски ухоженный приусадебный участок. На нем всего понемногу, что необходимо к столу. Нина Тихоновна, заметив мой интерес, не без гордости поясняет: «Это наше с мужем, Евгением Петровичем, творение. Где бы мы ни жили, у нас всегда был свой небольшой клочок земли. На ней мы заряжаемся целебной энергией и ценим все то, что она нам дарит».
Проходим в дом, и сразу поражает огромное количество книг. В прихожей на полках их более сотни, причем о шахматах (хобби Евгения Петровича), в гостиной, кабинете и, как сказала хозяйка дома, несколько ящиков хранится в подсобке. При внимательном рассмотрении библиотеки Тишаниновых, обнаружил полную (!) серию издания «Жизнь замечательных людей». В советское время все это приобрести было практически невозможно. «Какой добрый волшебник помог достать такое сокровище?- поинтересовался я. «Помогали друзья, друзья друзей, благодарные ученики и их родители, - с улыбкой ответила Нина Тихоновна. - Именно книги, на мой взгляд, и являются главным богатством, а иное нас как-то не интересует!».
Расположились мы в небольшом уютном кабинете, где кроме стола с компьютером и, конечно, шкафами с книгами, да фикуса с драценой не было ничего лишнего. Конечно же, первый вопрос был о детстве, о самых ярких и запоминающихся его эпизодах.
 
- Родилась я в селе Кужное Тамбовской области, на границе с Липецкой. Детей в семье было четверо, - начала рассказ Нина Тихоновна. - Была поздним ребёнком. Мой брат, Александр, старше меня на 14 лет. Такая разница в возрасте дала мне возможность быть его ученицей. До сих пор помню уроки математики в четвертом классе. Для задач на движение брат изготавливал наглядные пособия с подвижными элементами, и это мне особенно нравилось. Он много читал – стихи, прозу - выразительно и требовал от нас того же. Любовь к Пушкину, Лермонтову, Некрасову - это от него. Я старалась во многом ему подражать. И совсем недавно обнаружила, что у нас совершенно одинаковый почерк. Однажды в половодье, когда Битюг разливался на три километра, я решила путешествовать по нему на резиновой лодке. Бурное течение понесло меня к середине реки. Спас брат!
Азам чтения, письма до семи лет меня учил папа. Мама работала председателем колхоза с 1934 по 1950 год и практически не бывала дома. Так что ей некогда было со мной заниматься. Помню только её сказки на ночь. Она их много знала, а ещё больше выдумывала.
Окончив семь классов в родном селе, продолжила обучение в Талицкой средней школе Добринского района. Отношения между учениками и педагогами были очень тёплые, я бы сказала – семейные. Учителя могли после уроков объяснить что-то непонятное, а некоторые безвозмездно проводили так называемые нулевые уроки, если тема оказывалась очень трудной. Мы уважали учителей! С детства я мечтала стать врачом, но уже в девятом классе твёрдо решила - буду учителем. Такой переворот в мечтаниях случился благодаря учителю математики Екатерине Афанасьевне Журкиной. Она была талантливейшим педагогом, как говорят - от Бога, зажгла во мне любовь к предмету настолько, что я и не помышляла более ни о какой другой профессии.
 
Спортсменка и отличница
 
Поступила в Липецкий педагогический институт на физико-математический факультет, - продолжила далее Нина Тихоновна. В это время там проводился эксперимент по изучению физики. Одну группу сформировали для изучения математики, другую – физики. С математикой я на «ты» со школы, поэтому решила записаться в группу физиков. И эту науку освоила на «отлично». Обучение было сокращено на один год, и после четвёртого курса я уже получила диплом учителя физики.
Ещё на первом курсе я записалась в легкоатлетическую секцию. С детства любила лыжи, плавание, волейбол, да и в школу приходилось каждый день ходить по несколько километров. Кроме этого был и чисто практический интерес. Членам секций выдавались спортивные костюмы: лёгкий, летний, и тёплый. Купить мне их было не на что. Папа получал мизерную пенсию по инвалидности, а мама в колхозе вообще не получала денег. На трудодни выдавали лишь зерно. Жили в основном за счёт подсобного хозяйства. Хорошо выручала пасека. Отец держал всегда 18 – 20 пчелосемей, и продажа мёда хоть как-то помогала. Я старалась жить на стипендию, которая в то время составляла 32 рубля.
 


По легкой атлетике у меня был стабильно второй разряд. Несколько раз становилась чемпионкой области по толканию ядра, метанию диска. На соревнования ездила в Москву, Краснодар, Елец, Тулу, Махачкалу. Во время учёбы также окончила курсы мотоциклистов, водителей автомобиля и, соответственно, получила удостоверения на их вождение. Словом, училась всему, чему было возможно.

В вузе, кстати, познакомилась с будущим мужем. Евгений Петрович был капитаном баскетбольной команды института, а также всерьез занимался плаваньем. Однажды на тренировке я его и увидела, попав ему нечаянно в голову мячом. После этого случая Тишанинов стал меня замечать и здороваться. К занятиям я готовилась в читальном зале, и он оказывался, как бы случайно, в это время там же. Затем он предложил не проводить, заметьте, а просто пройти со мной до дома. Вот таким стеснительным был. И, представьте себе, три с половиной года вот так и проходили мы. Институт он окончил на год раньше меня и был направлен по распределению в Калмыкию. А весь мой выпуск решили оставить в области, но наша дружба уже переросла в любовь, и друг без друга жизни мы не мыслили. Любовь была необыкновенная! Да и бывает ли она обыкновенной? Мне, кстати, предлагали остаться на кафедре физики и готовить диссертацию. Однако этому не суждено было сбыться. Все мысли были о том, как поскорее уехать к Жене, в Калмыкию. Для получения направления надо было зарегистрироваться. Дело было в начале января, на зимних каникулах Евгения Петровича. Пошли в ЗАГС, но оказалось, что жених спешил, забыл свой паспорт в Калмыкии. Даёт телеграмму в посёлок Цаган – Аман, чтобы срочно выслали документ. Только девятого января он его получил, и мы в тот же день расписались.

 
Учитель, воспитай  ученика, чтоб было у кого потом учиться.
 
Уроки Галины Ивановны Горской по Липецкому опыту преподавания Нина Тихоновна усвоила хорошо и использовала их в своей работе в Калмыкии. Завуч сделал замечание, указав на несоответствие общепринятой форме. Помог случай. В школу приехал заместитель министра образования республики и вместе с завучем пришёл на урок физики.
- Три урока они у меня посетили, - вспоминает Нина Тихоновна.- А после замминистра подходит он ко мне и говорит: «Вот он липецкий опыт- то, в чистом виде. Если бы так работали все наши учителя, мы бы имели совсем другие результаты».

До сих пор в калмыцком селе Цаган- Аман помнят учителей Тишаниновых. Один из учеников Василий Давыдов разместил в районной газете статью «Навсегда мы им благодарны». Он написал: «Среди моих педагогов хотелось бы выделить учителей физики и математики Тишаниновых Нину Тихоновну и Евгения Петровича. При них наша школа была лучшей из всех школ республики, большинство призовых мест на олимпиадах по физике и математике занимали цаганаманцы. В 1967 году почти все призовые места по этим предметам в республике были заняты нашими школьниками. Успешно выступали наши ученики и на Всесоюзных олимпиадах. Спортивные команды района постоянно выезжали на республиканские соревнования. Рекорды, установленные в те годы Ниной Тихоновной в метании копья и диска, толкании ядра до сих пор не побиты». Прошли десятилетия, но выпускники 1966 года не забывают своих наставников, звонят, приезжают и общаются уже по Интернету.

В 1967 году супруги Тишаниновы переехали в Липецкую область, в село Талицкий Чамлык. Несколько лет Нина Тихоновна работала учителем физики, а затем и завучем. Школа была на хорошем счету не только в Добринском районе, но и в области. В одном из выпускных классов оказалось сразу девять золотых медалистов – редкий результат для селян. Нина Тихоновна и здесь стала кумиром и властителем душ многих учеников. Она непрестанно следовала девизу: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться…». Примеру Тишаниновой «сеять разумное, доброе, вечное» последовали десятки учеников. Среди них и Ольга Черникова (Подолина). Она сейчас работает учителем физики в подмосковной Электростали. В 2006 году стала победителем конкурса лучших учителей России в рамках нацпроекта «Образование», руководит городским методическим объединением по своему предмету.
Работая заместителем директора по учебной работе, Нина Тихоновна досконально изучила всю школьную жизнь, функции администрации, так что ее назначение на должность заведующей РОНО в 1981 году не стало неожиданностью для коллег. Сама же Тишанинова по этому поводу сказала так: «Если бы я не работала завучем при директорстве Николая Ивановича Красникова, то предложение возглавить РОНО я, возможно, и не приняла. Его опыт, стиль руководства, умение доверять, ненавязчивая, а товарищеская помощь, очень здорово пригодились мне в дальнейшей работе. Высочайший профессионализм, подлинная интеллигентность Николая Ивановича были для нас эталоном».

Тогда, в восьмидесятые годы, в районе каждый год строились одна, а то и две новые школы, шёл бурный процесс обновления материально – технической базы. В то же время проводился эксперимент по обучению детей с шестилетнего возраста, с которым местное учительство успешно справилось. Заведующей отделом образования помимо вопросов чисто педагогических надо было разбираться в строительстве, газификации, решать вопросы с руководителями любого ранга. Приходилось быть инженером и дипломатом. Но работа спорилась и во многом потому, что Тишаниновой удалось собрать вокруг себя настоящую команду профессионалов и единомышленников.
Вот как отзывается о Нине Тихоновне глава администрации области Олег Петрович Королёв, вспоминая об их совместной работе: «В Добринке ( он был первым секретарём райкома КПСС – прим. Авт.) большим помощником мне стала профессиональный педагог, заведующая районным отделом народного образования Тишанинова Нина Тихоновна. Высокая, статная, умная женщина, она помогала мне преодолевать излишнюю самоуверенность, горячность, требовательность. Я до сих пор благодарен ей за уроки дипломатии, уроки взвешенного, доброго отношения к окружающим». («Липецкая газета» от 22 февраля 2012 г.)

 
И в заключение скажу несколько слов про дружную семью Нины Тихоновны. Учителя, не секрет, отдают не только душевное тепло, заботу и любовь своим, но в большей части чужим детям. Тишаниновой хватало и хватает на всех. Старшая дочь Светлана окончила школу с золотой медалью и Московский институт имени Губкина с красным дипломом, а также Ростовскую финансово- экономическую академию. Работает в налоговой инспекции города Абинска Краснодарского края. Младшая, Ольга, тоже отличница, пошла по стопам родителей. Она окончила Липецкий педагогический институт (с красным дипломом) и преподаёт математику в лицее №44 г. Липецка. Ольга-победитель городского конкурса "Учитель года-2011", вошла в пятёрку призёров областного конкурса. У Нины Тихоновны пять внуков и два правнука.

 Если В.В. Маяковский в известной поэме искал ярчайший день в своей тридцатилетней жизни, то Нине  Тихоновне ещё рано подводить итоги, так как она продолжает активно жить, быть в гуще событий и старается сама принимать в них участие, быть полезной людям. Ей и не надо искать ярчайший день своей жизни: у неё вся жизнь яркая!
 
Сентябрь,2013год
 
 


Рецензии
Добрый день, Виктор!
Прониклась уважением к Вашим Героям, Нине Тихоновне и её супругу!
Спасибо за новое приятное знакомство!
Очень рада, что непременно вспоминаю своих дорогих
талантливых от Б-га учителей!
С признательностью, пожеланиями здоровья Вам и Вашим Героям,-
Римма.

Ордина   15.04.2018 08:21     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв, Римма! С весенним теплом Вас,

Виктор Некрасов   15.04.2018 09:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.