О мастерстве, ученичестве и умении отдавать

Почему-то эта тема сама обозначилась передо мной. С недавних пор много думаю о значении понятия «мастерство», причём в расширенном смысле. Приближаясь к «середине жизни», остро осознала, что дальнейший путь имеет смысл только при наличии подлинного созидательного начала. В его основе лежит максимализм и стремление к совершенству. Я хочу быть инструментом, формой выражения и самим произведением искусства. Хочу звучать мелодией любви в многотональном праздничном оркестре бытия, плывя по свету красивой и гордой птицей, волнующей небо, море, землю и сердца...

Хочу стать чем-то большим, войдя в безбрежный океан гармонии Вселенной, обретя свою когда-то забытую суть, с которой была отправлена в этот мир. Я чувствую сильную боль, и плачу от забывчивости, разделяя себя с Потоком. Но тонкое мастерство заключается не в избегании ошибок, не в закрытии глаз, ни в отворачивании от себя и других, а в действенном сострадании. Кому от природы дана чувствительность и чуткость, тот поймёт, о чём я говорю. И вот, соприкасаясь с чаем, я слышу дыхание Вселенского Потока, то медленно текущего прямо в меня, то фонтанирующего наружу.

Мы подошли к практической стороне вопроса. Кто же такой мастер? Для меня существует несколько характеров и уровней мастерства. Первый — это человек, налаживающий связь со своим внутренним порядком вещей. Порой он служит примером высокой личной дисциплины, самоотверженного труда и непрерывного поиска смысла в циркуляции причинно-следственных связей. Хороший ориентир для равнения в рамках земного. Это первая ступень совершенства.

Второй тип — это тот, кто изменил себя в корне, возвысившись над обстоятельствами и отягощающим прошлым. Раньше он мог быть отъявленным грешником, но огромная сила духа, вместе с которой он боролся за идеал своей мечты, привела его к Богу. Меня всегда восхищала мощь человеческой жажды существования. Она способна преодолеть страхи, невзгоды, позор, тяжёлую болезнь, угнетение, саморазложение, потерю близких, разочарование, скуку, ненависть и желание убить...

Такие мастера живут в радости, хватаясь буквально за каждый счастливый момент. Я называю их «фанатами жизни» и ставлю на вторую ступень в условной иерархии «гун фу». Как ни странно, все этапы восхождения являются вполне автономными и не вытекают друг из друга по линейно-восходящей траектории. То есть, для того, чтобы стать мастером высшего звена, человеку совершенно не обязательно проходить первую или вторую ступени, а развиваться согласно своей природе.

Высший характер мастерства — это милосердие, великодушие и мудрость. Это бОльшая независимость от окружающих и прямая связь с Создателем. Лично я считаю доброту одним из главных показателей в любом искусстве. Меня надолго никогда не очаруют люди, в чём-то добившиеся успеха, но не обнаруживающие черты душевной снисходительности. Их духовность предстаёт в виде маски, ведь они обыкновенные стяжатели и эгоисты, пускай и более качественного порядка. Лицемерности не место на пути совершенствования. Книжники и фарисеи — справедливая оценка подобных мудрецов, озвученная однажды в иудейском ортодоксальном обществе Иисусом Христом. И правда, без любви никакое учение гроша ломаного не стоит. Любви чистой, идущей из сердца, связанного с Всевышним. Крайне трудно следовать по такому пути очищения. Ведь в некотором роде это уже святость. А люди во многом слабы. Так или иначе, у всех типов и уровней мастеров есть общие черты:

— опыт личного переживания;
— полное осознание своей сущности;
— укоренённое чувство благодарности;
— сопричастность с миром зримым через сострадание к живым существам;
— потребность в добрых поступках и оказании помощи ближним;
— желание поделиться своими знаниями;
— ощущение ответственности;
— постоянное стремление к росту.

А теперь поговорим об ученичестве. Я люблю учиться, и каждый раз открываю для себя что-нибудь новое. Если мне есть чему учиться на земле, то я буду жить дальше. Когда закончится всё интересное, меня тут не станет. Но я могу учить и сама, поскольку обладаю такой способностью. Думаю, быть учителем и учеником одновременно вполне возможно. Ученичество тоже подразделяется на группы. Первая — это абсолютно все люди, и может быть, даже животные. Вторая — псевдоученики. Третья — отдельные лица, нашедшие своего учителя. Четвёртая — ученики самой жизни. Не буду подробно останавливаться на каждой категории, лучше попробую вывести общие черты понятия «ученичество»:

— пытливость ума;
— желание знать, как всё устроено (мир, Бог, душа, человек);
— стремление к личностному росту;
— интерес к жизни, развитию отношений;
— необходимость в повышении обретённого качества знаний, навыков, умений;
— склонность к практике осознанности мировосприятия;
— потребность познать себя самого и найти своё призвание;
— потребность в укоренении духовных ценностей;
— мечта управлять собственной жизнью;
— поиск сакрального смысла;
— желание стать учителем;
— тяга к установлению связи с Богом.

Как понять, что тебе пора начать делиться своим знанием? Тебе обязательно об этом скажут. Люди сами попросят тебя, либо ты услышишь послание «сверху» через уста товарища или наставника. Неважно как, но ты поймешь, что стал наполненным до краёв сосудом. Что настало время отдавать ценности, которые помогут трансформироваться другим. Но имеет значение, как и кому отдавать. Бесплатно, всем подряд, либо за деньги и только избранным? С одной стороны существует великий соблазн отнести свои наработки к категории эзотерики («esoteric» — с англ. яз. «тайный», «посвящённый»). Ведь трудно бросать драгоценности свиньям под ноги. Нам больно, когда основу нашей натуры критикуют и пытаются вымарать в грязи. Но иногда мы бываем чересчур эгоистичны, слишком уверенны в своей правоте, что постороннее несогласие принимаем за оскорбление собственной личности. Но где личность и где основа? Что есть основа твоей личности? И может ли личность быть основой тебя?

Христос не разделял людей на высших или низших, а проповедовал любому, кто приходил слушать. Нищие, воры, блудницы, домохозяйки, дети, чиновники, работники, фарисеи... Здесь не было исключений по статусу. Как и Будда, он давал возможность каждому стать учеником на пути прозрения. Но действительных последователей становилось не так уж много. Потому что стать учеником — это тоже большое искусство, а иногда и непосильная жертва. Не пройдя ученичества, не достигнешь и мастерства. Но двенадцать апостолов были избранными среди множества лиц, стремящихся к Пути. Значит, есть разные пласты знания, ориентированные на определённые уровни восприятия. И в любом направлении окажется небольшое число среди самых понимающих, верных, дошедших до конца и постигших совершенство учения. Они-то и станут мастерами сознания, даже если умрут.

Что из этого следует? Делиться или нет, с каждым встречным или только с особенными, бесплатно или за вознаграждение — решать вам самим. Но нужно ориентироваться на негласный этикет. Во-первых, стоит убедиться, что твоё учение неложное и несёт такое же неложное добро. Во-вторых, оцени готовность человека к твоему полю информации. Моделируй ситуации и способы передачи Пути. В-третьих, практикуй сбор оплаты со своих подопечных в виде некоторых затраченных усилий. Они не оценят глубины знания без расхода личных ресурсов. Давай им возможность достигать вершин самостоятельно. Когда требуется, отойди на расстояние.

В-четвёртых, проявляй уважение, не будь помехой в развитии. Твоя цель — помочь направить, быть в определённом смысле заботливым отцом или матерью, но не становись нянькой, вытирающей сопли младенцу. В-пятых, не навязывай личную точку зрения, она может оказаться неподходящим инструментом для отдельной человеческой истории. В-шестых, никогда не завидуй, тем более своим воспитанникам. Не поддавайся искушению власти, похоти, желанию использовать, манипулировать и подавлять. И, наконец, последнее: не привязывайся к результату.

Нам всем нужно стремиться к идеалу, оперируя данными, полученными при рождении. Наша цель — найти свой путь и сделать его красивым. Я считаю, что умение отдавать характеризует истинного мастера. Потому что он знает, что ничего не теряет, а лишь приумножает благо и радует людей. Вокруг суета, борьба за место под солнцем, политические споры, социальные проблемы, катастрофы и таяние ледников. Проходят осень, зима, весна и лето. И снова наступает осень... А он всё равно продолжает идти, потому что помнит, что должен быть тем, кем является.

© Наталья Захарова. Написано 21.02.2013г.


Рецензии
Спасибо, Наталья! Мне понравилось. Было очень полезно.

Корень Владимир   25.01.2018 12:41     Заявить о нарушении
Пожалуйста, Владимир! Очень рада, если материал оказался полезен.

Наталья Захарова-Ба   25.01.2018 20:53   Заявить о нарушении
Искал подтверждения одной своей догадке, и попал сразу на вашу публикацию.
Она-то мне сразу подтвердила, что догадка верна.
Я тут в последнее время мыслю исключительно триадами и тетрадами (диалектический метод). Так вот, думаю, что ученичество и мастерство - это две стороны одной монеты - теории, т.е. какого-нибудь учения, выросшего на почве какой-либо практики. Ведь теория изначально возникла как форма обучения приобретшего большой практический опыт специалиста, мастера своего дела, - обучения ещё неопытной, неумелой в практическом отношении молодёжи. Это потом теория несколько оторвалась от практики, когда перестала за ней успевать. Как говорил А.Райкин: "Забудьте всё, чему вас учили в институте, и слухайте сюды."

Корень Владимир   25.01.2018 21:29   Заявить о нарушении