Как понимать Библию?

   Думаю, перед каждым мыслящим человеком, независимо от его вероисповедания, рано или поздно, встаёт вопрос: Как понимать Библию? Для некоторых этот вопрос становится жизненно важным. Этот же вопрос не перестаёт волновать и научное сообщество. Не только потому, что исследования, проводимые в русле библейских текстов, занимают важное место в истории, археологии, культуре, философии и многих других отраслях знания. Но, ещё и потому, что понимание Библии важно для определения духовных координат человеческого бытия, для самоидентификации человека и человечества, в целом. Этому вопросу посвящено большое количество трудов во многих областях науки и культуры. Позволю себе и я опубликовать свои скромные заметки на эту тему…

   Библия – это необычная книга, поэтому и подход к ней должен быть особый. Я думаю, многие исследователи в этом со мной согласятся. Во-первых, Библия – это Священная Книга двух мировых религий: христианства и иудаизма. Эти религии исповедуют божественное происхождение Библии. Утверждается, что в основе её лежат Заповеди Божьи, и что написание библейских текстов инспирировано и вдохновлено Богом. Огромное влияние оказала Библия на ислам и на другие религии. То есть, содержание Библии во многом определяет сложившееся на сегодня миропонимание всего человечества.
   Во-вторых, исходя из того, что сказано выше, множество людей придаёт текстам Библии сакральный смысл. Эти тексты воспринимаются как ответы на важнейшие вопросы бытия, как трактовки, связанные с сутью жизни и смерти.
   В-третьих, Библия и читается не так, как все другие книги. Она предназначена для постоянного и регулярного чтения верующими людьми. Поэтому слова и образы её воспринимаются нами многозначно: при каждом прочтении они связываются с актуальными событиями и состоянием наших душ. По своему опыту скажу, что не бывает двух одинаковых прочтений одного и того же отрывка из Библии. Этот опыт и позволяет мне предположить, что содержание Библии неисчерпаемо.

   Слова и образы Библии – это не просто информация и не художественное повествование. Это не историческая летопись и не сведения об устройстве мира. Хотя, нельзя отрицать, что все перечисленные аспекты присутствуют в библейских текстах, что и может служить основанием для соответствующих научных и литературных изысканий. Но эти стороны Библии не составляют главного её содержания и не определяют её непреходящее значение для человечества. Попробую рассказать далее, в чём, по-моему, заключается уникальность влияния этой Книги книг.
    По-моему, Библию можно охарактеризовать, как дорожную карту, позволяющую ориентироваться в духовном пространстве человечества. На основании этой карты отдельные люди и целые народы выбирают своё будущее, создают собственные варианты существования и ветви истории. Специфика духовной карты позволяет говорить о выборе обозначений и ориентиров пути, т.е. символов духовных реальностей. Они являются дорожными знаками на путях, которые выбирает человечество. Подчёркиваю, сюжеты и образы Библии являются символами, которые определяют выбираемую человеком реальность.
   Почему я называю библейские образы входами в духовные миры? Как работают эти коды? Как может какая-то одна картина или притча явить человеку целый мир, т.е. определённый пласт реальности? Попробую показать это на образных примерах.
   Представьте себе, что Вы находите в книге засушенную веточку ландыша или красно-жёлтый кленовый листок. Очевидно, что всякий человек, обнаруживший веточку ландыша, вспомнит весну. А человек, нашедший кленовый листок подумает об осени. Однако конкретное содержание этих воспоминаний для каждого из нас будет своеобразным. Наверное, это будет зависеть от того, когда и при каких обстоятельствах попали эти символические для нас предметы в книгу. Мы вспомним, вероятно, наше состояние, наши чувства в ту пору, и людей, с которыми эти чувства связаны. То есть небольшой предмет, воспринимаемый как символ, вызовет для нас целый мир переживаний и мыслей.

   Так я оцениваю назначение текстов Библии, которые мы читаем. Принципиальное отличие духовных символов от обычной информации состоит в их содержательной неограниченности. Информация, наполняющая каждый символ, при актуальном прочтении является каждый раз иной. Она зависит от важности, придаваемой чтению Библии, от душевных способностей человека, от его образования, жизненного опыта и масштаба личности. Поэтому с помощью одних и тех же символов можно выбирать реальности очень разные, даже и противоречивые. Но для построения человеческого будущего важно то, что содержание этих символов может последовательно усложняться и совершенствоваться. Потому что, соответственно этому, могут приближаться к совершенству и реальности, выбираемые человеком.
   Из сказанного выше можно определить качественное отличие символов от конкретной информации и объяснить отличие Библии от обычных книг. Информация служит для выбора конкретной реальности, а символ может являть собой некоторый путь развития. Именно такое значение имеют библейские образы. Символы Священного Писания имеют бесконечную вместимость, они динамичны и могут явить собой путь беспредельного совершенствования. Это определяется тем, что библейские символы и понятия носят непреходящий для человечества, архетипический характер. То есть, они отражают самые устойчивые принципы мышления и человеческого восприятия. Поэтому совершенно обоснованно Библию называют иногда Вечной Книгой.

   Моё понимание духовной карты Библии обусловлено моей православной верой. Вера определяет те знаки, которые я ищу на этой карте, и направление моего движения. По моему глубокому убеждению, вера, направленная на цельное осмысление Библии, ведёт меня к Богу. Этот путь я не смогу пройти без светильников Правды, которые даровал мне Господь, – без  Евангельских Заповедей Блаженства. Главным же средством при поиске истинного смысла Библии, своеобразным духовным компасом,  являются для христианина любовь и покаяние.
   По моему убеждению, читатели Библии, не оснащённые этим совершенными светочами Правды, могут придти в совсем другие миры. Истории и образы Книги книг, взятые изолированно и вне христианского контекста, могут иметь разную направленность и вести к совершенно несхожим целям, которые, по моим представлениям, весьма далёки от Царства Божьего. Эти цели и пути, ведущие к ним, являются вариантами исторического осуществления человечества. Я же могу судить лишь о пути, ведущем человечество к христианскому варианту истории, поскольку этот путь проверен для меня собственным духовным опытом.
   Итак, последовательное соединение библейских книг в контексте христианства – Ветхий и Новый Завет, ведёт человека в запредельную реальность, характеризуемую христианскими ценностями. Мы называем эту реальность «Царство Божье». – Это область существования с самобытными законами, отличными от законов современного человечества. Думаю, что ближе всего к этой области была идеальная реальность рая. И эта область существования имеет, по моему убеждению, неограниченное продолжение во времени.

   В завершение, хочу привести ещё одну, обобщающую, характеристику Библии. – Библия – это модель понимания мира и Божественного бытия, данная человеку Самим Богом. Это именно человеческая модель понимания, адаптированная к человеческому восприятию, изложенная с помощью человеческих символов и понятий. За прошедшие тысячелетия понятийный и символьный инструментарий человеческого познания сильно изменился. Но Библия по-прежнему неизменно актуальна…





Октябрь 2013. Нюрнберг.


Рецензии