Однажды в деревне

                - 1 -
                Однажды в деревне…
           Каждое лето я провожу в деревне. Пьянящий аромат свежего воздуха, пенье петухов, хор местных птах, а вечером - трель соловья!  Красота, да и только.               
 Раз в неделю для домочадцев  заезжаю за молоком на окраину деревни в  небольшой  чуть покосившийся домик,   с сараем и ухоженным огородом, где проживает  одинокая  пожилая  женщина Ольга Михайловна  и   рыжая коровенка  “Роза”.
 Вот и на этот раз,  отдал деньги, хозяйка пошла в погреб,  принесла  ведро парного молока, пока его процеживала и переливала в банку,  я оглядел комнату. Чисто  прибрано, все на своих местах, в красном углу в блестящем окладе небольшая икона Владимирской Богоматери с горящей лампадкой, а под ней, на небольшой полке, из под кружевных салфеток,  выглядывал  корпус старенького  радиоприемника   “Москвич”.
Поинтересовался, что можно слушать по приемнику, когда в другом углу комнаты стоит цветной телевизор.  Да дело не в радио, ответила Ольга Михайловна, это память о моем  муже, царство ему небесное! Это первый подарок,  который он мне сделал сразу после свадьбы.   В молодости я была очень голосистая, а пела,  так, что вся деревня  собиралась меня слушать. Очень любила Русланову, ее часто передавали по радио, вот  муж мне и купил  приемник, чтобы я слушала и радовалась.   И что, до сих пор радио работает? -  спросил я.
 Да  нет, уже лет 20 как что-то там сломалось, а починить в деревне никто не может. Так давайте я починю, невольно  вырвалось у меня.  А ты сможешь сделать? И не украдешь?  Для меня это очень большая память, можно сказать часть моей жизни.
 Починить попробую, а вот то, что не украду – так это слово  офицера.  Старушка усмехнулась, немного подумала, закончила переливать молоко  и подошла к полке.  Бережно сняла радиоприемник, обмахнула с  корпуса  салфетками пыль и протянула его мне.         
 Как только вернулся домой,   сразу же пошел в мастерскую,  поставил на стол драгоценную ношу и внимательно осмотрел пластмассовый корпус приемника.  Внешне все было в порядке, и я со странным чувством  тревоги,  начал снимать заднюю  картонную крышку, попутно обратив внимание на год  выпуска – 1954. Да, однако.. Я в это время еще только пошел в школу.   Сдул пыль,  аккуратно убрал паутину.  К счастью, все лампы были целы, тускло поблескивая, стояли на своих местах.  Видимых повреждений  и следов гари на трансформаторе внутри не было и я, предварительно вынув три первых лампы, с волнением включил приемник в сеть. Зажглась лампочка подсвета шкалы, едва заметно появился накал у кенотрона.   Сразу меряю  анодное напряжение на электролитическом

                - 2 -

конденсаторе  выпрямителя – ноль?  Выключаю, отпаиваю все провода с катода  кенотрона, опять включаю и меряю напряжение – опять 0.
На аноды напряжение подается, а на выходе ноль – ясно, “накрылся”  кенотрон, но из-за чего? Продолжаю исследование, на очереди электролит – проверяю – “КЗ”.  Ясно, сначала подтек электролитический конденсатор, он “посадил” кенотрон, ну а результат  не заставил себя долго ждать.  Начинаю соображать, чем же заменить кенотрон, который  давно уже не выпускается?  Решение оказалось очевидным – мостик из диодов Д7Ж и новый электролит быстро заняли освободившиеся места.  Снова включаю приемник в сеть – ура! , анодное напряжение появилось, пора вставлять  лампы на свои места. Через несколько секунд в динамике раздался характерный шорох и долгожданное шипение эфира!  Время подключать антенну.  С волнением  кручу ручку настройки, и вдруг, как из далекого прошлого, послышались громкие переливы позывного  радиостанции  Маяк. Отлегло: все заработало.  Сдул пыль с конденсатора переменной емкости, чуть  отогнул пластины, которые слегка  коротили,  и приемник ожил!  Для порядка заменил сильно потрескивавший регулятор громкости новым,  случайно оказавшимся в моем  радиобарахле, подходящим переменным сопротивлением, и с чувством выполненного долга  пошел пить чай с  жасмином и свежим молоком! 
Всю неделю приемник жил у меня в комнате, как старый друг и машина времени, возвращая  в памяти времена прошедших лет. Он чем-то напоминал мне доброго старичка–пенсионера, с небольшим скрипом и хрипотцой в голосе  потрескивая,  сообщавшем мне погоду и очередные  новости. Каждый вечер включал его на средних волнах, уверенно принимая  местные  радиостанции,  а так же иногда  Польшу, Украину, Белоруссию. Неделя пролетела быстро,  я засобирался к Ольге  за молоком,  да и слово  офицера надо было держать.   
Подъезжаю в условленное время, захожу с банкой, здороваюсь, протягиваю деньги. Внимательно посмотрев на меня, не говоря ни слова, хозяйка взяла деньги,  и ушла наливать молоко.  Приносит, я благодарю. Да, говорю, чуть не  забыл, я ваш приемник привез. В глазах  какая-то тревога, молчит.  После небольшой паузы спрашивает - ну и как?  Да никак говорю, сейчас принесу. Возвращаюсь с приемником, спрашиваю куда ставить – кивком показывает на полку под образом. Ставлю, она  чуть дрожащими руками бережно расправляя кружевные салфетки, стелет их сверху на приемник.  Аккуратно сворачивает сетевой шнур и кладет его на полку рядом с приемником. 
А что, говорю,  включать разве не будем?  В глазах удивление и недоверие,  вставляет вилку в розетку, привычным движением щелкает регулятором громкости.  Через несколько секунд  приемник ожил и зашипел.  Ольга Михайловна, а  антенна-то имеется? Без нее никак нельзя.  Ой, да, где-то была,  сейчас посмотрю, пару недель назад,  как будто зная, что
                - 3 -
потребуется, она случайно попалась мне на глаза.  Порывшись в шкафу, достала моток помятой комнатной спиральной антенны. Вот говорит,  разматывай.   Через пару минут антенну протянули вдоль стены комнаты на том месте, где  она и была много лет назад,  включили в гнездо приемника, и, о чудо, на Маяке в это время шла передача народных песен – Русланова пела “Валенки”!!!  Старушка, как завороженная, не веря своим ушам, медленно  опустилась на стул,  по ее щекам тихо потекли слезы. Казалось, что-то  давно ушедшее снова вернулось в ее жизнь и дом.
Я, тихонько прикрыв дверь, вышел.   
Прошла неделя, банка была хорошо вымыта, время ехать за молоком.  Подъезжаю к дому стучусь в дверь, захожу. В комнате слышится характерный звук музыки, доносящийся из  радиоприемника “Москвич”.  Появляется Ольга Михайловна, я здороваюсь и протягиваю ей банку и деньги за молоко.  Она приветливо улыбается, берет банку, но возвращает мне деньги и говорит: пару дней  назад мне приснился муж и сказал, чтобы я с тебя  деньги за молоко не  брала.  Он у меня был в доме хозяин и его слово для меня закон.  Так что, Иваныч, не обижай память моего мужа, и не надо мне от тебя денег, это я тебе должна,  ты вернул мне радость в жизни! Я, немного поупиравшись,  взял молоко, поблагодарил,  и    мы очень тепло расстались.
Несколько недель,  заезжая за молоком, все повторялось, меня встречал радостный голос работающего  “Москвича”,  но брать деньги за молоко  хозяйка  категорически  отказывалась.   
 Через некоторое время мне пришлось срочно вернуться в Москву, приболела моя матушка, ей нужен был постоянный уход, но Бог миловал, она  пошла на поправку и  вот два месяца  спустя я  опять приехал  в деревню.
Утром собираюсь за молоком, банка, как всегда, чисто вымыта. Подъезжаю к дому Ольги. Дверь закрыта, стучусь, в доме  тихо,  никто не открывает. Я постоял, постучал еще раз, тишина.  Решил подойти к соседке, которая в традиционной позе копалась на огороде.  Здороваюсь, спрашиваю, где  Ольга Михайловна – да как же, говорит, разве вы не знаете, она неожиданно умерла  всего месяц назад, а хозяйство и корову налетевшие родственники уже продали…..
 Я подошел к осиротевшему дому, заглянул в окно, хотелось попрощаться со своим другом “Москвичом”, но  в комнате  и на полках   было темно и пусто.  С порывом ветра заморосил холодный осенний дождь.
 Судьба вещей, которые нас окружают, удивительна.  Они, однажды  появившись, переходят из одних рук в другие, часто много лет пролежав без пользы, оказываются востребованными в самый нужный момент.  Порой переживают своих хозяев, живут своей  земной жизнью и в какой-то момент, исчезая в неизвестность, бесследно уносят на себе  все земные тайны, свидетелями или невольными участниками которых они когда-то были…               
                В.И. Гудзенко,      2013 , Деревня  Гибкино.


Рецензии
Очень тёплый рассказ. Жаль, что такие добрые деревенские старушки уходят в прошлое...

Олег Хайдуков   17.10.2013 19:04     Заявить о нарушении