Прибытие Поезда. Пролог
19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра состоялась премьера комедии Гоголя «Ревизор».
Столичное общество отреагировало весьма бурно, пересудам не было конца. Отзывы по пьесе выказались весьма разнообразные: от восторгов и похвал, до упрёков и полного неприятия. В чём только не обвиняли автора! В скоморошестве, в очернительстве, в намеренном издевательстве над российской жизнью и русскими людьми. Ещё бы, ни одного положительного персонажа! Такого Россия ещё не видела.
Вскоре, толки и шумиха вокруг новой комедии писателю надоели. Он стал собираться к отъезду. 6 июня 1836 года Гоголь уехал за границу. Он рассчитывал поправить здоровье, развеяться и, конечно, ждала его главная работа – «Мёртвые Души». Гоголь колесил по Европе с курорта на курорт, из лечебницы в лечебницу, но доктора не могли указать причины недомогания. Самочувствие не улучшалось, а тут ещё весть о гибели Пушкина, дошедшая до Парижа. Это вообще выбило его из колеи…. Настроение подавленное, работа не спорилась…
Весной 1837 года Гоголь едет в Италию и поселяется в Риме. Тёплый климат, ясное небо и вся атмосфера «Вечного Города», оказались благотворными: болезнь отступила. Осталась, правда, скорбь по Пушкину, но шли дни за днями и от сердца отлегло. Николай принялся за работу, и Поэма стала потихоньку продвигаться вперёд. Летом писатель поехал в Германию на воды и к осени очутился во Франкфурте. Там и узнал он новейшие подробности о последних днях Пушкина, своего Наставника, которые опять-таки не самым лучшим образом подействовали на состояние Гоголя. Он решил возвратиться в Рим, но там была холера. В Берлине – то же самое. И тогда….
Впрочем, биография писателя изучена достаточно полно и давно стала достоянием истории. Хотя героем нижеследующего повествования является никто иной, как Николай Васильевич Гоголь, посвящено оно отнюдь не описанию, или какой-либо интерпретации обстоятельств действительной его жизни. Не о Прошлом как таковом пойдет речь, а о Прошлом в его взаимосвязях с Настоящим и с Будущим. В некоем самом общем, высоком смысле триада эта
образует непостижимое единство, они – одно. Прошедшее своей данностью определяет Настоящее, а то, несомое потоком Времени, неудержимо мчится вперёд, в Будущее, беспрерывно переводя его в Прошлое; тем самым Будущее, соединяясь с Прошлым, постепенно меняет его. Трансформируются не факты, они незыблемы, постепенно перестраивается смысл, значение Минувшего.
К примеру, воцарение на троне династии Романовых в своё время рассматривалось как обстоятельство основополагающее для нашей страны. Но наступил 17-й год, и что же? Всё 300-летие правления Романовых оказалось просто эпизодом, неким преддверием к наступлению новой эры, чаемого веками общества подлинного Народовластия и Справедливости. Наконец-то, впервые в истории открылась она, открылась – железная дорога в светлое Завтра. Но вот настали совсем другие времена, и выяснилось – новая дорога вела в никуда, общество показало свою нежизнеспособность, а судьбоносные преобразования и стройки Социализма с нынешних позиций выглядят совсем иначе и, таким образом, Советская Эпоха тоже представляет собой всего лишь эпизод в каком-то более широком контексте.
Три ипостаси Времени – Прошлое, Настоящее и Будущее, в их динамическом взаимодействии – суть Действительность. Однако, само по себе понятие это одностороннее. Действительность имеет напарницу – Возможность, с которой они неразлучны. Не будь одной, не бывать и другой. Что¬бы чему-то явиться на свет и быть, должны сначала возникнуть предпосылки этого. Невозможного не бывает. Всему реально происходящему, предшествует виртуальная Игра Возможностей. Победитель всегда один, награда ему – Действительность. А остальные, стоящие у порога осуществления? Куда девается то, что могло быть, но не свершилось? Ненаступившее и составляет второй компонент Прошлого. Неразрывно связанное с реально произошедшим, это, некогда способное быть, образует эфемерный мир Несвершившегося, некую Галерею Тщетности, неисчислимую коллекцию утраченных, нераскрытых возможностей. Несбывшееся, Несостоявшееся, Неудавшееся – ими полнится Былое.
Потому и Действительность, как связь времён, можно отображать двояко. Как таковую – через факты, создав реалистический роман, детектив, очерк и прочее. Но можно исследовать
действительность косвенно. Выбрать некую частность, момент прошлой или текущей жизни, и ввести в неё из нереализованных возможностей нечто, могшее тогда произойти, или, по крайней мере, не невозможное. Что же это конкретно означает?
Вернёмся к нашему герою. Академическое собрание сочинений содержит все произведения Гоголя, но не написал ли он, между делом, ещё что-то, оставшееся, в силу каких-либо причин, недоступным читающей публике, потерялось при переездах, или (вспомним историю 2-ого тома «Мёртвых душ») в силу экстравагантности характера, исчезло при других обстоятельствах? Ведь перечень его произведений содержит отрывки разные, наброски («Сцены из украинской жизни», «Гетьман» и т.д.). Так вот, не мог ли он сделать набросок ещё какого-нибудь, оставшегося неизвестным, романа? Наверное, мог, почему бы и нет? Скажем, романа о Будущем? Ведь вопрошал он: “Русь, куда ж несёшься ты?” Ответ, увы, не последовал.
Надо же, гениальный писатель, ему бы только о себе, о своём, а он за страну, за народ, за Грядущее их переживал. А если он всё-таки получил ответ? Как такое могло произойти? И чем могло всё это обернуться?..
… Чумаки доели свой кулиш, набили люльки, раскурили и стали тушить костры. Собрались в кучки. Поклажа увязана, всё готово, пора в дорогу. “Ну, с Богом!” Перекрестились чумаки, расселись по возам: – ”Гей, цоб-цабе!” Быки тронулись, крутнулись колёса мазов, и двинулся чумацкий обоз по шляху. Что предвещает небо? Доброе или худое таит горизонт? Всякое, как уже бывало, но главное, где-то там есть соль... Итак, вперёд, вперёд за солью, Солью Бытия!
Свидетельство о публикации №213101701566
++++++
Это из другой главы !Хармс существовал на самом деле , - Хармс не миф . Перед его посадкой в советский концлагерь , в издательстве лежала его рукопись , которая вот-вот превратится в книгу . Но ЛАГЕРНИКА печатать отказались . Спас положение Михаил Светлов , поставив свою фамилию на книге . Через много лет, когда создалась в стране СОВЕТОВ другая ситуация , Михаил Аркадьевич вернул имя Даниила Хармса на обложку .
Но вообще , вы пишите занимательно приятно . Есть над чем задуматься .
Успехов и в дальнейшем !
Михаил Лезинский 24.12.2013 15:49 Заявить о нарушении
Многое из Хармса читали. Думаю и анекдотов немало приписывается ему. Это вообще благодатное поле для словесной эквилибристики. Знаем, конечно, и о печальном конце гениального абсурдиста.В своём творчестве он балансировал на грани, бывало что и переходил грань, но в целом, блестящий и тонкий писатель. Мы читаем его стихи своим внукам, они с удовольствием слушают и повторяют. Это говорит о многом. А где у нас написано о том, что Хармс - миф?
Марсианский Драмадер 24.12.2013 20:45 Заявить о нарушении
"Но главное там – анекдоты о литературных классиках, хотя есть мнение, что они только приписываются Хармсу ".
Вы - талантливый человек !
Михаил Лезинский 24.12.2013 22:32 Заявить о нарушении
Марсианский Драмадер 25.12.2013 11:03 Заявить о нарушении