Прибытие Поезда. Пролог

                П Р О Л О Г


19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра состоялась премьера комедии Гоголя «Ревизор».
Столичное общество отреагировало весьма бурно, пересудам не было конца. Отзывы по пьесе выказались весьма разнообразные: от восторгов и похвал, до упрёков и полного неприятия. В чём только не обвиняли автора! В скоморошестве, в очернительстве, в намеренном издевательстве над российской жизнью и русскими людьми. Ещё бы, ни одного положительного персонажа! Такого Россия ещё не видела.
Вскоре, толки и шумиха вокруг новой комедии писателю надоели. Он стал собираться к отъезду. 6 июня 1836 года Гоголь уехал за границу. Он рассчитывал поправить здоровье, развеяться и, конечно, ждала его главная работа – «Мёртвые Души». Гоголь колесил по Европе с курорта на курорт, из лечебницы в лечебницу, но доктора не могли указать причины недомогания. Самочувствие не улучшалось, а тут ещё весть о гибели Пушкина, дошедшая до Парижа. Это вообще выбило его из колеи…. Настроение подавленное, работа не спорилась…
Весной 1837 года Гоголь едет в Италию и поселяется в Риме. Тёплый климат, ясное небо и вся атмосфера «Вечного Города», оказались благотворными: болезнь отступила. Осталась, правда, скорбь по Пушкину, но шли дни за днями и от сердца отлегло. Николай принялся за работу, и Поэма стала потихоньку продвигаться вперёд. Летом писатель поехал в Германию на воды и к осени очутился во Франкфурте. Там и узнал он новейшие подробности о последних днях Пушкина, своего Наставника, которые опять-таки не самым лучшим образом подействовали на состояние Гоголя. Он решил возвратиться в Рим, но там была холера. В Берлине – то же самое. И тогда….
Впрочем, биография писателя изучена достаточно полно и давно стала достоянием истории. Хотя героем нижеследующего повествования является никто иной, как Николай Васильевич Гоголь, посвящено оно отнюдь не описанию, или какой-либо интерпретации обстоятельств действительной его жизни. Не о Прошлом как таковом пойдет речь, а о Прошлом в его взаимосвязях с Настоящим и с Будущим. В некоем самом общем, высоком смысле триада эта
образует непостижимое единство, они – одно. Прошедшее своей данностью определяет Настоящее, а то, несомое потоком Времени, неудержимо мчится вперёд, в Будущее, беспрерывно переводя его в Прошлое; тем самым Будущее, соединяясь с Прошлым, постепенно меняет его. Трансформируются не факты, они незыблемы, постепенно перестраивается смысл, значение Минувшего.

               

К примеру, воцарение на троне династии Романовых в своё время рассматривалось как обстоятельство основополагающее для нашей страны. Но наступил 17-й год, и что же? Всё 300-летие правления Романовых оказалось просто эпизодом, неким преддверием к наступлению новой эры, чаемого веками общества подлинного Народовластия и Справедливости. Наконец-то, впервые в истории открылась она, открылась – железная дорога в светлое Завтра. Но вот настали совсем другие времена, и выяснилось – новая дорога вела в никуда, общество показало свою нежизнеспособность, а судьбоносные преобразования и стройки Социализма с нынешних позиций выглядят совсем иначе и, таким образом, Советская Эпоха тоже  представляет собой всего лишь эпизод в каком-то более широком контексте.
Три ипостаси Времени – Прошлое, Настоящее и Будущее, в их динамическом взаимодействии – суть Действительность. Однако, само по себе понятие это одностороннее. Действительность имеет напарницу – Возможность, с которой они неразлучны. Не будь одной, не бывать и другой. Что¬бы чему-то явиться на свет и быть, должны сначала возникнуть предпосылки этого. Невозможного не бывает. Всему реально происходящему, предшествует виртуальная Игра Возможностей. Победитель всегда один, награда ему – Действительность. А остальные, стоящие у порога осуществления? Куда девается то, что могло быть, но не свершилось? Ненаступившее и составляет второй компонент Прошлого. Неразрывно связанное с реально произошедшим, это, некогда способное быть, образует эфемерный  мир Несвершившегося, некую Галерею Тщетности, неисчислимую коллекцию утраченных, нераскрытых возможностей. Несбывшееся, Несостоявшееся, Неудавшееся – ими полнится Былое.
Потому и Действительность, как связь времён, можно отображать двояко. Как таковую – через факты, создав реалистический роман, детектив, очерк и прочее. Но можно исследовать
действительность косвенно. Выбрать некую частность, момент прошлой или текущей жизни, и ввести в неё из нереализованных  возможностей нечто, могшее тогда произойти, или, по крайней мере, не невозможное. Что же это конкретно означает?




Вернёмся к нашему герою. Академическое собрание сочинений содержит все произведения Гоголя, но не написал ли он, между делом, ещё что-то, оставшееся, в силу каких-либо причин, недоступным читающей публике, потерялось при переездах, или (вспомним историю 2-ого тома «Мёртвых душ») в силу экстравагантности характера, исчезло при других обстоятельствах? Ведь перечень его произведений содержит отрывки разные, наброски («Сцены из украинской жизни», «Гетьман» и т.д.). Так вот, не мог ли он сделать набросок ещё какого-нибудь, оставшегося неизвестным, романа? Наверное, мог, почему бы и нет? Скажем, романа о Будущем? Ведь вопрошал он: “Русь, куда ж несёшься ты?” Ответ, увы, не последовал.
Надо же, гениальный писатель, ему бы только о себе, о своём, а он за страну, за народ, за Грядущее их переживал. А если он всё-таки получил ответ? Как такое могло произойти? И чем могло всё это обернуться?..
… Чумаки доели свой кулиш, набили люльки, раскурили и стали тушить костры. Собрались в кучки. Поклажа увязана, всё готово, пора в дорогу. “Ну, с Богом!” Перекрестились чумаки, расселись по возам: – ”Гей, цоб-цабе!” Быки тронулись, крутнулись колёса мазов,  и двинулся чумацкий обоз по шляху. Что предвещает небо? Доброе или худое таит горизонт? Всякое, как уже бывало, но главное, где-то там есть соль...  Итак, вперёд, вперёд за солью, Солью Бытия!


Рецензии
" – Не совсем, попалось и любопытное, не книга, журнал «Глагол». Посвящён Даниилу Хармсу: – его дневниковым записям, рассказам, случаям. Но главное там – анекдоты о литературных классиках, хотя есть мнение, что они только приписываются Хармсу. Не читал?.."
++++++
Это из другой главы !Хармс существовал на самом деле , - Хармс не миф . Перед его посадкой в советский концлагерь , в издательстве лежала его рукопись , которая вот-вот превратится в книгу . Но ЛАГЕРНИКА печатать отказались . Спас положение Михаил Светлов , поставив свою фамилию на книге . Через много лет, когда создалась в стране СОВЕТОВ другая ситуация , Михаил Аркадьевич вернул имя Даниила Хармса на обложку .

Но вообще , вы пишите занимательно приятно . Есть над чем задуматься .
Успехов и в дальнейшем !

Михаил Лезинский   24.12.2013 15:49     Заявить о нарушении
Благодарим, Михаил Леонидович за развёрнутую рецензию. Современные люди не очень любят читать длинные вещи. Что поделаешь - клиповое сознание.
Многое из Хармса читали. Думаю и анекдотов немало приписывается ему. Это вообще благодатное поле для словесной эквилибристики. Знаем, конечно, и о печальном конце гениального абсурдиста.В своём творчестве он балансировал на грани, бывало что и переходил грань, но в целом, блестящий и тонкий писатель. Мы читаем его стихи своим внукам, они с удовольствием слушают и повторяют. Это говорит о многом. А где у нас написано о том, что Хармс - миф?

Марсианский Драмадер   24.12.2013 20:45   Заявить о нарушении
Это я обобщил ,Марсианский Драмадер , многие даже до сегодняшнего дня не ведают о Хармсе , а некоторые , когда им рассказыаю о о Хармсе и привожу его "хохмы" , смеются и говорят :"СЛЫШАЛИ МЫ ЭТО КАК НАРОДНОЕ , НО ДУМАЛИ , ХАРМС - ЭТО МИФ " . У вас:
"Но главное там – анекдоты о литературных классиках, хотя есть мнение, что они только приписываются Хармсу ".

Вы - талантливый человек !

Михаил Лезинский   24.12.2013 22:32   Заявить о нарушении
Весьма лестно слышать такое от уважаемого писателя. Спасибо.

Марсианский Драмадер   25.12.2013 11:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.