Баланс Страха

Китай спасет ЕС и США
или "Равновесие Террора"

Не смотря на то, что статья опубликована  в журнале Der Spiegel еще 14 сентября 2011 года, она чрезвычайно актуальна и сегодня
Автор Stefan Schultz

Превод с немецкого

Китай демонстрирует силу. В то время как прилипчивая Америка в вопросе решения кризиса евро кроме напоминаний ничего не в состоянии предложить, премьер Вен предлагает спасение. В ответ Пекин требует больше политического авторитета и статус экономического гиганта. Тем не менее, ЕС не должен дрожать, так как его переговорная позиция лучше, чем кажется.

Еще несколько лет назад критики из Америки и Европы не были очень склонными применять к Китаю благозвучные эпитеты как к своему торговому партнеру. Они ругали его, величая новое сверхмощное государство не иначе, как "желтая напасть". Им чудилась армия дешевой китайской рабочей силы, готовой уничтожить на западе целые промышленные отрасли вместе с миллионами рабочих мест. Они опасались неукоснительного усиления политического влияния с Востока, которое, в конечном счете, может привести к эррозии прав человека.

Однако в последние месяцы эти критики вдруг замолчали, так как пред их лицом возникли куда более важные задачи. Задачи со многими нулями. К концу этого года долги американского правительства достигнут суммы в 15,2 триллионов долларов - ровно столько, сколько стоит вся продукция экономики США, произведенная в течении целого года.

В Европе прогнозы относительно задолжености тоже выглядят не лучшим образом. Долг Италии составит 1,9 триллионов евро (120% от валового продукта), Греции - 472 миллиарда (150%). Долговые часы Америки и европейских стран тикают неумолимо, придавая пословице "деньги правят миром" новый зловещий смысл. Дело выглядит так, что в данный момент чаша весов глобальной мощи в рекордном темпе склоняется в пользу Китая.

В понедельник американское правительство в лице президента Барака Обамы направило Европе срочное предупреждение, мол, кризис евро угрожает росту в мировом масштабе. - "До тех пор, пока этот кризис не будет разрешен, ослабление экономики продолжится." Однако Америка сама находится по уши в долгах, и в этом свете предупреждение Обамы выглядит не более как дешевая предвыборная кампания, как риторический маневр с целью увести электорат от собственных чудовищных проблем.

Америка предупреждает, a Китай обещает спасение

Китай же в настоящее время смотрится совершенно иначе. В его распоряжении находятся валютные резервы в размере 3,2 триллионов долларов. По оценкам Даниеля Гроса (Daniel Gros) из Ценра Изучения Европейской Политики (Centre for European Policy Studies), около четверти из них правительство вложило в евро бумаги, большая часть которых предсталена в виде государственных облигаций. Согласно Файнэншл Таймз Дойчланд (Financial Times Deutschland), с 2007 года формат (экономического) присутсвия Китая в Европе более чем утроился. Тенденция усиливается. Как заявил в среду китайский Премьер Вен Цзябао, его страна готова "протянуть руку помощи" и наращивать инвестиции в европейские страны и США. Страна уже успела приобрести греческие и португальские государственные облигации, а теперь, согласно сообщениям британской Файненшл Таймз (Financial Times), и изнывающая от долгов Италия стала обхаживать китайский государственный фонд (CIC) в надежде выбить деньги.

Америка всего лишь предупреждает, а Китай обещает спасение - таково теперь новое кредо мирового кризиса. Предполагаемая "желтая напасть" стала позиционировать себя в роли "белого всадника", который утверждает, что он не оставит в беде своих торговых партнеров из Европы и Америки.

В качестве ответного шага Пекин затребовал высокую цену - правительство Китая хочет увеличить свой политический вес и иметь больше политического влияния:

- Китайский Премьер Вен Цзябао требует более масштабного доступа к американскому рынку. США должны в большей мере открыть свои двери для китайских инвесторов. Он аргументирует это тем, что если Китай будет больше инвестировать в предприятия Соединенных Штатов, то это позволит Америке создать много дополнительных рабочих мест. Говоря иными словами, заявление Китая является той порцией яда, которай может свалить американского президента Обаму в и без того тяжелых условиях высокой безработицы в стране в преддверии его избирательной кампании.

- Кроме этого Вен обязывает США упразднить все ограничения на поставки высокотечнологической продукции в Китай. Дескать, это позволит Америке увеличить свой экспорт и тем самым улучшить свое торговое сальдо. До сегодняшнего дня американские предприятия воздерживаются от поставок в Китай наукоемкой продукции из-за страха перед тем, что Китай может своровать теxнологии.

- Также господин Вен предъявляет далекоидущие требования и по отношению к Европе: Страны ЕС должны, наконец, признать вторую мо мощи экономику в мире (Китай - прим. Админ) и закрепить за ней статус Рыночной Экономики. Китай надеется на "прорыв" уже во время следующего саммита ЕС-Китай, который состоится 25 октября в китайском городе Таньжинь (Tianjin).

Требования сами по себе не новы, однако Китай напоминает о них со все большей настойчивостью. Это особенно ярко проявляется в дискуссиях о придании Китаю статуса рыночной экономики. Этот статус должен быть присвоен Китаю в 2016 году автоматически, однако такое развитие событий китайскому руководству видится не достаточно стремительным. Причина, прежде всего, заключается в том, что с приобретением такого статуса со страны тотчас же снимаются многие торговые ограничения. Прежде всего, это касается прямых инвестиций в Европу, которые бы в значительной мере упростились.

"Кризис еврозоны также затрагивает и Китай"

До недавнего времени подобные дебаты всегда проходили по одному и тому же сценарию: возможность признания Китайской экономики как рыночной Европа всегда увязывала с вопросами о правах человека и защитой интеллектуальной собственности. Сейчас Китай начал играть по-другому: Он предлагает помочь разрешить кризис евро, но при условии, если европейцы признают Китай страной с рыночной экономикой.

Тем не менее, Европе не стоит дрожать перед этим требованием. Европа является вторым после Америки торговым партнером Китая. "Кризис еврозоны также затрагивает и Китай", говорит Еберхард Сандшнайдер (Eberhard Sandschneider), представляющий Немецкое Общество Внешней Политики (DGAP), -"не только в силу того, что у Пекина есть целая куча европейских долговых бумаг, но и потому, что Китай стремится увеличить свое влияние в Европе." К тому же Китай постоянно подчеркивает, что основная нынешняя валюта - доллар должен быть замещен на пакет из трех валют - евро, юаня и доллара. Т. е., мол, уже только из-за этого Китай будет поддерживать Европу.

Переговорная позиция европейцев выглядит отнюдь неплохо. У Старого Света гораздо больше рычагов влияния на мировую политику, чем это может показаться на первый взгляд. Далеко не в последнюю очередь угрожающая слабость Европы является также и способом давления на Китай. Образно говоря, между Европой и Китаем сложилось определенное "равновесие страха".

Европа также не без оснований предполагает, что в будущем Китай будет все в большей мере использовать методы развитых западных стран. Говоря иными словами, Китай будет все чаще использовать свое растущее экономическое влияние, нежели рычаги политического давления.

"Позиция китайского правительства относительно кризиса в еврозоне стала гораздо самоуверенней", говорит Сандшнайдер. "Это новые реалии, к которым как Америке, так и Европе придется подходить конструктивно."


Рецензии