Сдача - это святое

      Этот крошечный эпизод, случившийся со мной очень давно, мне вспоминается часто. Но только теперь, когда у меня есть этот сайт, я знаю как поступить.


      Далёкие 70-е годы. Я - молодой штурман. Наше судно пришло под выгрузку леса в Японию.
      За день до отхода, пройдя по магазинам и лавкам этого порта, возвращались на судно. Проверив свои карманы, я обнаружил монету в сто иен. "Закон" советского моряка: зачем добро будет зря лежать в кармане. Зашел в первую попавшую лавку.
      Старенькая сморщенная сгорбленная японка встретили меня традиционным поклоном. Я посмотрел на ценники и как только увидел "95", тут же взял эту пачку жевательной резинки. Вложив в тонкую сухую ладонь монетку, я махнул рукой, "мол, сдачи не надо!" и вышел на улицу.
       Пройдя несколько шагов, услышал позади какой-то негромкий возглас. Оглянулся... Сгорбленная фигурка с протянутой трясущейся рукой, в которой была видна монетка, пыталась быстро семенить за мной, но у нее это плохо получалось.
       Я опять махнул рукой, "не надо!", но она продолжала "бежать".
       И тут до меня дошёл весь ужас происходящего! Я - молодой здоровый "лоб", заставил волноваться и бежать очень старую и немощную женщину из-за пяти иен!
       Сгорая от стыда, (мне казалось, что вся улица видит мой позор) я бросился навстречу японке, взял из протянутой руки "пятачок", и в каком-то  порыве наклонился и прижал её сухонькую прозрачную ладошку к своему лбу... Всего на секундочку...
       Чувствуя, как горят мои уши, я несмело поднял на неё глаза. Японка улыбалась беззубым ртом: она выполнила свой долг.


       Через несколько дней, уже в море, нам "крутили" художественный фильм "Три тополя на  Плющихе". И когда таксист (О.Ефремов), взяв у главной героини (Т.Доронина) монету, сказал: "Я эти 20 копеек просверлю  и на шею повешу, как память о тебе", я выскочил на палубу глотнуть свежего воздуха.


Рецензии
Замечательный рассказ. После него возникло сразу три ассоциации:

1) Вспомнил поговорку: "Не будем мелочны", - сказал еврей, беря копейку сдачи...

2) Как-то из Хосты в Сочи приехали с каким-то мужиком на такси. Я сразу расплатился, сколько водила сказал, а мужик сказал, что это дорого и стал требовать сдачу. Водила: "Что?" Запустил руку в карман, вытащил пачку денег, со словами: "Вот тебе твоя сдача!!!" - бросил их в лицо мужику и, не глядя, поехал со стоянки.

3) Мой штурман Гена Буянов приехал в отпуск к себе на родину, в Туркмению, где он 30 лет не был. Жара под +40 градусов, от которой он отвык, солнце жарит, а на голове даже панамки нет. Смотрит очередь, человек десять стоит к мужику, который продавал тюбетейки. Все по 10 рублей. Гена встал, а когда до продавца оставалось два человека, у женщины, которая только купила тюбетейку, попросил её дать посмотреть. Повертел в руках, смотрит, а на подкладке бирка "Фабрика такая-то. Цена 2 рубля 80 копеек".

Он продавцу: "Ты почему по 10 рублей продаёшь? Вот же цена 2 р. 80 коп". Мужик вырвал тюбетейку из рук Гены и сказал: "Это не для тебя цена. Это для меня цена. А для тебя - 10 рублей. Но тебе я тюбетйку не продам за твою склочность. Свободен". Все взывания Гены к толпе ни к какому результату не привели. Тюбетейку ему так и не продали...

С уважением, жму кисть, полковник Чечель.

Полковник Чечель   26.07.2019 12:05     Заявить о нарушении
Благодарю, полковник, за такой развернутый ответ.
Только у нас ОПЯТЬ СОВПАДЕНИЕ: мой друг Гена Буянов был капитаном на пассажирского теплохода "Байкал".
Удачи!

Юрий Маков   26.07.2019 12:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.