Мой любимый учитель Ч. 2

Начало: http://www.proza.ru/2013/10/15/614

На втором курсе мы покончили с элементарной математикой и перешли к высшей. Здесь я был как в родной стихии. Щёлкал производные и интегралы как орехи с тонкой скорлупой. Но и этого мне было мало. Начал читать серьёзные книги по математике. А моей настольной книгой стал «Справочник по математике для инженеров».

Моё увлечение математикой помогло подтянуть физику, химию и даже языки. Когда перешли к изучению специальных предметов, мои знания математики также пригодились должным образом. К примеру, курс «Сопротивление материалов», он же сопромат, для многих студентов оказывался трудным. Мне же он давался легко, как одно из приложений математики.

Один раз я с другими студентами сидел в аудитории и оформлял стенгазету. Случайно к нам заглянул Георгий Исаевич. Он почитал вирши одного нашего доморощённого поэта, улыбнулся и сказал: «Хорошие стихи, но можно написать и лучше». Затем присел за стол и начал что-то писать в блокноте. Прошло короткое время, Г.И. принёс и скромно положил на наш стол исписанный листок. Прочли стихи на нём и восхитились их красотой, блеском и юмором. Трудно было поверить, что такое можно написать экспромтом. Г.И. разрешил поместить стихи в стенгазете, взяв с нас слово, что мы не разгласим их авторство. Так я узнал о поэтическом даре своего Учителя.

Георгий Исаевич всегда отвечал на вопросы, не только связанные с математикой, доходчиво и обстоятельно. Единственная тема, которой он никогда не касался, была его личная жизнь. А мы не были излишне любопытны.

Однажды я спросил Г.И. – помнит ли он мой вступительный экзамен?

- Да, прекрасно помню, - отозвался он.
- А теперь скажите, Георгий Исаевич, вы тогда меня пожалели? Ведь больше трояка не заслуживал.
- Нет, не пожалел, а заметил у тебя математические способности. И, к счастью, не ошибся. А теперь, коль ты затронул эту тему, я настоятельно советую тебе в дальнейшем учиться на математика.
- Об этом я пока не задумывался, но обещаю подумать об этом.
- Я скажу тебе, Олег, более того. С твоим складом ума – прямой путь в науку.
- Спасибо, Георгий Исаевич, так далеко я ещё не заходил. А как же вы сами не пошли в науку? Уверен, что в ней вы сможете сделать много полезного. Вам сам бог велел наукой заниматься.
- Вот с богом и вышла неувязка. Надеюсь, что с его помощью всё устроится.

Тогда я не знал, что слова преподавателя станут пророческими.

После летней сессии 1954 года Г.И. уволился из техникума. Говорили, что он уехал в Москву. Все понимали, что такого математика в техникуме больше никогда не будет. Мне было жаль, что на прощание я не поблагодарил его за всё, что он сделал для меня и не только. Но надеялся, что когда-нибудь такая возможность мне предоставится.

Однажды в конце 1960-х годов прочитал в «Литературной газете» статью «Не упустить Архимеда», подписанная Герценом Копыловым. Несомненно, это был мой Учитель. В статье писалось о поисках талантливой молодёжи и её поддержке. Полностью согласный с ней, я послал благодарственное письмо в редакцию газеты для передачи автору публикации. Оставалось надеяться, что письмо не затерялось и дошло по адресу.

Спустя год или два после этого в Москве я купил книгу, написанную доктором физико-математических наук Копыловым Г.И., под названием «Всего лишь кинематика». Книга была научно-популярная, написана ярко и талантливо, вводящая в микромир элементарных частиц. С удовольствием прочитал её от корки до корки. С тех пор прошло много лет, но книга мало устарела.

Тогда я загорелся желанием увидеться с Учителем, если это возможно. Полагая, что он живёт в Москве, обратился в киоск Горсправки. Там мне сказали, что такой в Москве не проживает. Возможно, и в самом деле его нет в Москве, или он засекречен. Мне стало понятно, что просто так мне его не найти. В то время подумал, что Учитель навсегда ушёл из моей жизни.

Ни в математику, ни в науку я не пошёл, хотя временами был близок к ним.

«Красный» диплом по окончании техникума я не получил из-за двух «четвёрок», но по этому поводу не расстраивался. На работу меня направили в Симферополь на механический завод мастером.

В свободное время после работы я посвящал заслуженному отдыху после одной учёбы и перед началом другой. Поставил себе задачу: доказать Великую теорему Ферма. Не будучи наивным мальчиком, я понимал, что мои шансы минимальны. Более трёхсот лет эта теорема оказалась не по зубам математикам. Мой наставник учил меня не бояться сложных задач. Для подготовки изучил разделы математики, которые могли бы мне пригодиться. Целый месяц непрерывно штурмовал проблему, которая выглядела легко, но эта лёгкость была обманчива. Во время работы обдумывал следующие ходы, а по вечерам и выходным я исписывал листы формулами и выкладками. Пройдоха Ферма откровенно смеялся надо мной. Доказательство ускользало, но выявлялись интересные побочные результаты. Наконец я выдохся, и вынужден был признать свою несостоятельность как математика-любителя.

И тогда ночью мне снится сон, что я доказал злополучную теорему. Решение оказалось на удивление простым, как и свидетельствовал Ферма. Если бы я в этот момент проснулся, то непременно записал свою находку. Но я безмятежно проспал до утра. Невзирая на это, доказательство чётко зафиксировалось в памяти. Не теряя времени, записал всё с пулемётной скоростью. После этого расслабился и приготовил себе растворимый кофе. Если мне суждено добиться невозможного, то надо этот момент обставить должным образом. Моё лицо пылало, а сердце бешено колотилось. Я отворил окно и выпил холодной воды. Когда немного успокоился, начал неспешно анализировать доказательство. Наконец, вот оно… О, чудо! Доказательство у меня на глазах рассыпалось. Волосы на голове рвать не стал, и воспринял неудачу стоически. Просто присоединился к плеяде блестящих математиков, которые в течении 350 лет не смогли доказать знаменитую теорему.

Сейчас эта теорема доказана американским математиком. Доказательство очень сложное, однако убеждён, что есть и попроще. Эту историю я рассказал в качестве иллюстрации к тому, насколько была велика моя любовь к тому, что называют царицей наук. И это, благодаря моему Учителю.

Через год я поступил в технический вуз на заочное отделение. Поступил легко и легко учился. Очень прочные были мои знания и крепкая база, полученные в техникуме. Математика помогала мне в работе конструктора при выполнении сложных инженерных расчётов.

Жалею я о том, что не стал математиком? Скорее нет. Неизвестно, каким бы я им стал.

Слава математика меня всё же настигла, когда получил диплом инженера и продолжал трудиться на заводе. Один раз помог знакомому выполнить контрольные работы по высшей математике. А он порекомендовал меня своему коллеге. А вскоре без всякой рекламы ко мне стали приходить заочники, испытывающие проблемы с математикой. За выполнение контрольных работ я с них не брал ни копейки, но штрафовал их за лень в пределах суммы стоимости выполнения контрольных. Такие финансовые поступления помогали повысить семейный бюджет.

Шесть лет назад ко мне пришёл внук с просьбой выполнить за него контрольную по высшей математики. Я только рассмеялся: «А ты знаешь, дорогой, что прошло свыше сорока лет, как не брал в руки интеграл?». А сам решил попробовать. Оказалось, что я почти всё помню. Такие прочные были у меня знания. Две контрольные выполнил за день.

Три года я проработал преподавателем-почасовиком по техническим дисциплинам в вечернем техникуме. В своей работе мне хотелось соответствовать примеру моего учителя. Как это удалось, судить не мне.

До сих пор люблю решать математические шарады и головоломки. Они тренируют мозги получше кроссвордов. Иногда самому удаётся придумать забавные задачки.

А всё-таки долгожданная встреча с любимым учителем у меня состоялась в виртуальном пространстве Интернета. Она меня буквально потрясла.

Окончание следует: http://www.proza.ru/2013/10/19/685

POST SCRIPTUM    Для любителей математики.
Попробуйте решить одну из моих задачек:

Из трёх двоек посредством любых действий и математических символов создайте наибольшее конечное число.

Ответ будет приведен позднее.
Удачи вам!


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.