Зеленухи

               

      ...Середина сентября. Непродолжительные дожди сменились ясной и теплой погодой – наступило «первое» Бабье лето.  Заморозков ещё не было, но листья уже облетают  с деревьев, устилая траву разноцветным, шуршащим ковром..
   Пройдет ещё неделя – другая, и найти грибы, оказавшиеся под этим ковром, будет сложно. Исключение представляют только опята, оккупировавшие пни и сухостой. В этом году ими укрыты целые участки лесной почвы, где лежат на небольшой глубине ветки – на них они и растут.

   В автобусе, следующем до  К. – деревни, что в двадцати километрах от города -  преимущественно грибники, люди пенсионного возраста:  нынешняя молодежь в лес по грибы на автобусах не ездит!
   Я тоже предпочитаю добираться до знакомых мне грибных мест на автобусе: не хочу быть привязанным к  автомобилю, да и риск остаться без колес, а то и вовсе без авто, велик. Сегодня среди грибников только и слышно: «Зеленухи пошли!»

   Если «пошли зеленухи», то в нашем небольшом городе только ленивый не идет в лес,  в котором теперь настоящее народное гуляние. Где уж тут набрать столько, чтобы хватило на зиму!
  Черный подгруздок, или «зеленуха», гриб великолепный. Существует множество рецептов его засолки, я же предпочитаю «холодный» способ. Хоть и немного хлопотно (вымачиваю грибы неделю, трижды в день меняя воду), зато они не идут ни в какое сравнение с теми, которые подвергались термической обработке.

   ... Автобус свернул с автотрассы в сторону деревни. Через пять – шесть километров прошу водителя высадить меня. Грибники с удивлением воззрились на меня: чудак – человек, ведь место здесь не грибное! Только я «на своей волне»: пройдя по березовой посадке около двух километров, выхожу к великолепному лесу, куда с этой стороны грибниками ещё не накатана дорога.

    А пока шел по березнячку, успел отличиться: в моей двухведерной корзине уже есть и белые, и березовики, а на опушке леса наткнулся на подосиновики. Червивых грибов нет, но довольно часто попадались «перестарки».
    ... Словно гончая шарю глазами по земле в поисках зеленух. Какая прелесть: чистенькие, не крупные, с капельками «молока», выступившего на поврежденных мною пластинках!  Продираюсь сквозь невысокий ельник и ... натыкаюсь на сухое дерево, облепленное ещё не раскрывшимися опятами. Рядом с деревом ещё три пня, тоже облепленных опятами.

   Срезаю грибы не торопясь, любуясь дружными семейками. Но вот незадача:  корзина больше чем наполовину уже наполнена зеленухами и волнушками, в полиэтиленовом пакете с фото Примадонны таскаю  «благородные» грибы. Куда девать опята?
    Снимаю полупустой армейский рюкзак и наполняю его внутренность. 
   Рюкзак полон под завязку, даже флягу с водой и бутерброд пришлось переложить в карманы штормовки. А несрезанными остались грибы на двух пнях. Вспоминаю совет приятеля – бывалого грибника: опята можно  у т р а м  б о в а т ь! Что я и делаю ногой. Прижимаю не очень сильно, но места в рюкзаке оказывается достаточно для оставшихся. Взвалив рюкзак за спину, подхватив корзину и пакет, двигаюсь в сторону опушки леса, и вдруг...

    ... Вдруг на меня сыпанули лосиные мухи! Кошмар какой-то! Это, конечно же, не клещи, но насекомые неприятные: липнут к одежде и телу, пытаются  влезть в волосы, за воротник рубашки, а затем под мышки и другие интимные места...Фу, какая гадость!
    Поплотнее запахнув штормовку, продираюсь сквозь молодой ельник к опушке, а выйдя на открытое место, понимаю причину такого явления: на самом краю песчаной осыпи, под сенью огромного дуба застыл, словно на постаменте, огромный лось! Настоящий Хозяин  наших лесов!
   Понимаю, что с ним шутки плохи, и, стараясь не обнаружить себя, бесшумно ретируюсь в противоположную сторону.

     Побродив ещё с полчаса, до краев наполняю корзину зеленухами. Присев на пригорок, делаю перекур и пополняю свой водный баланс. Раздеваюсь чуть ли не догола и вытряхиваю лосиных мух, вычесываю их из шевелюры.  Смотрю на часы:  примерно через сорок минут будет автобус в город. До дороги около трех км, должен успеть, если идти скоро и не шарить взглядом под ногами в поисках грибов...

     Автобус почти пустой.  Грибников нет, видимо, все ещё в лесу. Устраиваюсь поудобнее у окна и провожаю взглядом осенние пейзажи. Спасибо, лес!

    ...Вечером телефонный звонок из столицы: звонит Анатолий, свояк.
     -Привет!  Как грибы, есть ещё? Не все ещё собрал?- шутит Анатолий.
     - Привет!  Зеленухи пошли...Сегодня набрал два ведра... Приезжай, тебе оставил! – отвечаю  в тон свояку.
   - Зеленухи пошли? Что-то я на рынке сегодня их ещё не видел...Добро, завтра с утра приеду! Жди!
     Буду ждать Анатолия.  Зеленухи пошли...

Октябрь, 2013г.


Рецензии
Ой-ой! Какая красота - грибная пора...Я солидарна в этом действе с Вами, Виталий. Так мастерски показали нам красоту осеннего леса и конечно - лося, красавца. Я на миг сама перенеслась в тот Ваш лес и тоже собирала грибы - прям, как наяву. А у нас в карельском лесу я люблю собирать "лисички" - это мой любимый гриб (муж специально для меня маринует). Гриб боровик считается главным в лесу и я, блуждая по лесу, частенько ловлю запах этих грибов - попадаю в их линию как-бы. А еще чувствую на себе взгляд зверя или еще не пойми кого...Тогда сразу уходим с мужем из леса, потому что я начинаю паниковать. А так обычно пою песни, чтобы захватить больше воздуха. Спасибо за чудесное! С осенними листиками - Любовь.

Любовь Пономаренко   19.09.2022 21:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.