Московская история

 Иногда меня посещает мысль, что на моем лбу крупными светящимися буквами написано "Справочное бюро". Практически ни один день не проходит без того, чтобы кто-нибудь не остановил на улице и не попросил помочь найти дорогу в нужное им место. Вот, например, сегодня... Стою себе спокойно на остановке, наблюдаю за проходящими мимо автомобилями, ежусь от порывов мокрого осеннего ветра. Вдруг около меня останавливается машина, и пожилой дяденька спрашивает, как найти такой-то дом на нашей улице. Отвечаю, показываю. Интересно, почему он подъехал именно ко мне? На остановке стоит куча народу - человек как минимум пятнадцать. Ну ладно - родной город. А вот в Питере... Приехала я туда в долгосрочную командировку. В первый же вечер пошла изучать город "ногами". И сразу же ко мне кто-то подошел и спросил, как пройти. Мне было очень неловко - не смогла помочь человеку. Но месяца через три я уже уверенно давала консультации по передвижению в районе, где жила. Через год могла свободно сама водить экскурсии по центру города, поэтому на вопросы отвечала обстоятельно и подробно. Однажды ко мне подошла молодая пара и спросила дорогу до Мариинского театра. В голове сразу всплыл план города. Синей точкой было обозначено место, где мы встретились, а красной линией со стрелочкой - путь, которым ребятам нужно было идти к намеченной цели. Отправив людей этой дорогой, я вдруг сообразила, что есть и более короткий путь. Только он проходил по маленьким улочкам, среди которых немудрено было и заблудиться. Я похвалила свое подсознание, которое сработало раньше, чем мозги. Иначе эта парочка так и скиталась бы среди питерских замысловатых переулков. Все-таки приятно сделать людям приятное!...

И тут вспомнилась история, произошедшая со мной где-то в начале текущего века. Мне предстояла срочная и очень важная командировка в Москву. Билеты были взяты, нужно было заказать гостиницу. И тут оказалось, что в московских гостиницах нет мест. Там намечалось какое-то грандиозное сборище, и ни одна из известных нам гостиниц уже не принимала. Что делать? Встречу с экспертом отменять ни в коем случае нельзя - от этого зависела защита проекта, и, в конечном счете, имидж и зарплата нашего коллектива. Я решила позвонить своему коллеге, который уже с год как переехал в Москву. Коллега раньше работал у нас. Это был очень позитивный и приятный молодой человек, мы хорошо по-дружески общались. Даже его супруга посещала наши корпоративы и уже была "нашим человеком". Поэтому обратиться к ним за помощью я не постеснялась. Позвонила, попросила помочь с поиском гостиницы, возможно, есть другие варианты, не только те, которые обзванивали мы. Он сразу предложил мне "не париться", а остановиться у них: места хватит, да и поболтать о делах, общих знакомых, видимо, хотелось. Продиктовал адрес и начал объяснять, как добираться, но его прервали, вызвав срочно куда-то. Договорились, что завтра, будучи уже в Москве, я позвоню, и меня сориентируют.

Назавтра, закончив программу первого дня, я попросила секретаря фирмы, в которой находилась, позволить мне позвонить. Та, недовольно скривившись, объясняя, что телефон ей ежеминутно нужен, все же протянула трубку. Нужно отметить, что мобильные телефоны в то время уже были. Но не у всех. У меня его не было. Я позвонила приятелю. Он только успел сказать, что ехать нужно до станции метро "Щукинская", и телефон отключился. По равнодушно отведенным в сторону глазам секретарши поняла - это ей срочно понадобился телефон. Поблагодарив, ушла.
Так... до "Щукинской" доехать - не проблема. А дальше куда? "Ничего, - успокоила я себя, - наверно там где-нибудь рядом. Похожу, поищу улицу - адрес же есть. Или спрошу кого-нибудь." Наивная провинциалка! Улицы я там, конечно же, не нашла.

Осенние сумерки уже заметно сгустились, начал крапать нудный дождик. Я вернулась  к станции метро. Увидела кабинку телефона-автомата. Вот удача! Купила в киоске карточку, начала звонить. Как многие люди, у которых всегда под рукой стационарный телефон, я не умела пользоваться телефоном-автоматом. Темнота на улице не позволила прочитать инструкцию в будке, поэтому пришлось звонить по наитию. Дозвониться получилось. Но стоило только услышать голос абонента, как связь тут же прерывалась. Сделав несколько неудачных попыток, я решила, что этот автомат испорчен, и пошла искать другой. Там повторилась аналогичная история. Расстроенная, я вышла из автомата на промозглую улицу. Ну и куда теперь? Вариант был только один - ночевать, сидя на аэровокзале. Но так не хотелось!

Оглянувшись по сторонам, увидела открытые двери почтового отделения. Вот где мне помогут! Уж на почте то все улицы знают, подскажут хотя бы в каком направлении двигаться. Девушка по другую сторону окошка читала книгу. Книга была, видимо, до того захватывающая, что обращенный к ней вопрос она даже не услышала. Я постучала по стеклу окошечка и повторила вопрос - меня не замечали, словно в салоне и нет никого. Я поняла, что здесь мне не помогут, даже если поднять крик. Бесполезно взывать о помощи к человеку, у которого в принципе отсутствует желание кому-то ее оказывать.

На улице было совсем темно. Уличные фонари не справлялись с этой осенней хмурой темнотой. Отсыревший воздух пробирался в рукава и за воротник пальто - холодно. Ужасно хотелось тепла. Я подошла к остановке, которая находилась рядом с тем злосчастным почтовым отделением. Слезы сами собой катились из глаз - от обиды: я впервые ощутила себя пустым местом. Вот сядь я сейчас прямо здесь и замерзни - никто, наверно, и не подойдет. Конечно, я неоднократно слышала рассказы знакомых о презрении москвичей к приезжим. Но не верила. Нельзя же, в самом деле, всех под одну гребенку грести. Может, конкретно тому человеку не повезло с тем конкретным москвичом... Сейчас поняла - не врут байки.
- Что с Вами? Вам плохо? - ко мне обращалась немолодая полноватая женщина с кучей пакетов в руках.
От неожиданности и удивления я потеряла дар речи. Всхлипнув несколько раз, вытерла глаза и рассказала о своей проблеме, назвала улицу, которую ищу. Оказалось, что туда нужно ехать несколько остановок на автобусе. Женщине было со мной по пути, и она предложила ехать с ней. "Нет, все же есть и среди жителей столицы нормальные добрые люди," - подумалось мне. Моя ночь, а также вера в доброжелательность москвичей были спасены.

Мои гостеприимные друзья лукаво переглянулись, когда я озвучила эту мысль. "Это была женщина из "понаехавших". Москвичка никогда бы не подошла," - единодушно решили они. Странный это город - Москва. Почему здесь, чтобы обладать элементарной человеческой доброжелательностью, нужно быть "понаехавшим"? И вообще, разве человеческие качества определяются городом проживания?
 
...Эта грустная мысль озарила меня, как просветление. Так вот почему в Питере ко мне с вопросами подходят приезжие! Они просто видят, что я сюда "понаехала", и не боятся, что их посчитают пустым местом. Ведь свой своему всегда поможет. Только вот это деление на наших и не наших мне лично неприятно. Мы живем в одной стране, говорим на одном языке, значит все - наши.  Все остальное - от лукавого.


Рецензии