Закон Ломоносова

 

Эта история  возвращает меня в теперь уже далекий  1993 год,в мой родной город Уральск.
Суверенное государство  Казахстан, где мы тогда жили, в ноябре  ввело свою валюту-тенге. До этого  в Казахстане после распада  Союза  ходили деньги еще СССР,те самые "деревянные",то бишь советские рубли..В обществе чувствовалось напряжение,так -как все понимали,что долго жить с деньгами не существующей страны нельзя.
Имеющиеся накопления потратить было не на что. На предприятиях города всем работающим стали выдавать чековые книжки,но полки магазинов были пусты и рассчитываться было не за что.В комиссионных магазинах же купить можно было все от косметики до швейных машин,благо  "челноки" тогда резко активировали поездки в Польшу. Нашим друзьям по соц лагерю везли все -от водки, черного перца в горошке до утюгов и кипятильников,благо механический завод еще работал и этого добра в городе было полным-полно. А продав там на стихийных рынках советское барахло,возвращались,затарившись польским.

 Из отдаленных от города населенных пунктов,люд потянулся в город.Уровень жизни в тех районах упал настолько,а семьи были сплошь многодетные,что молодежь,не имея возможности приобрести жилье в городе,стали просто занимать дома в дачных кооперативах возле города.У обнищавшего населения не было денег купить дачи у отъезжающих в Россию и Белоруссию, вот последние попросту свои дачи и  бросали. 

 Переход на новые казахские деньги произвели  просто и быстро: все деньги обнулили и на сберкнижках тоже. Первую выплату  новыми казахскими деньгами всем работающим на предприятиях и  пенсионерам пенсии в одночасье  выдали по 100 тенге. Одновременно  установили и  цены на продукты - по аналогии с советскими ценами: масло сливочное  стоило  3 тенге 80 тиинок (копеек), сахар  78 тиинок,  но больше всего мне понравилось, что все пустые  витрины и полки в гастрономах были заставлены лотками с разнообразными  пирожными по 22 тиинки.

Казалось бы, все идет правильно, но не прошло и полгода, как вал инфляции подмял все. Цены выросли многократно,оплата труда росла с большим отставанием.Все страховки,деньги,накопленные на сберкнижках,улетучились,как мыльные пузыри.Навсегда.

Люди метались в поисках работы, впервые ощутив свою ненужность. Каждый день закрывались предприятия и целые заводы,а вместе с ними детские сады и профилактории. Всемогущий бартер правил бал, устанавливая, свои  "взаимовыгодные" отношения. И чем только людям не выдавали зарплату!
Разорвались связи, нарушились поставки, и склады оказывались забитыми товаром производителей.

 Работникам  военного завода  им. К.Е.Ворошилова, например, выдавали зарплату эмалированной посудой, а  военного завода «Металлист»  выдавали одно время финскими зимними и осенними сапогами.Казалось,откуда у военного завода импортная обувь? Видимо,кто то очень выгодно продал по бартеру изделия военного завода тем же финнам,чтобы еще раз получить выгоду,но уже оплачивая труд заводских рабочих дефицитными сапогами.Цена вопроса,а кто и как будет проверять?Да никак.

Бартером расплачивались предприятия и между собой.
 Муж мой работал  в  энергетической компании  и за электроэнергию меховой комбинат вдруг с энергетиками за потребленную электроэнергию стал рассчитывался  меховыми изделиями. В результате к концу зимы 93-94 годов у нас дома скопилось аж семь мужских меховых полушубков.Надо признаться,что были они не очень высокого качества.Реализовывать мы их должны были сами. Военный завод  «Металлист» за электро энергию расплачивался финскими зимними сапогами.
 
Шутя ждали,когда будет расплачиваться ликеро-водочный завод. Ан нет! Вот уж поистине "твердая валюта" устояла и на этот раз- завод процветал,будучи уже в частных руках! У них то проблем с реализацией не было. Продукция этого завода,благодаря красочным этикеткам,упаковочному материалу коробок,даже бархату подарочных мешочков,стала истинным украшением витрин винных отделов магазинов и ларьков всех уровней.

Но и этим отношениям пришел конец. « Металлист» законсервировали до хороших времен. Окончательно разорился меховой комбинат. Такая же участь была уготована  механическому заводу, арматурному, ремзаводу, кожзаводу им Р.Землячки, заводу «Союзлакрица», обувному заводу. Закрылись ПМК, автотранспортные предприятия и многие другие.Работали школы,аэропорт,железная дорога и рынки.Вся жизнь в городе теперь зависела от последних,так-как огромная масса безработных людей была выброшена на рынки. А, скажите, у людей был выбор?

Зато с перегрузом  заработала железная дорога. Самыми популярными у жителей города и близлежащих сел стали поездки по противоположным направлениям:  в Москву и в Алма-Ату.Все вдруг стали хорошо знать карту Москвы,а точнее все ее вещевые рынки. С Алма-Атой было проще: как никак,своя территория и таможню проезжать не приходилось.

В один момент исчезло такое  понятие, как дефицит. «Китай» заполонил все рынки.Их количество в городе выросло многократно. Думаю, что  «челноку» с клетчатой огромной сумкой, с тележкой, в пуховике и спортивном костюме пора поставить в нашем городе памятник. Ведь если бы не дешевизна тогдашних низкосортных  товаров, то, как можно было одеть детей и молодежь в тех условиях?

А каково было тем, у кого дети учились в России? Наша дочь училась в Ленинграде, второй курс мединститута. Работал один муж. Деньги выкраивали,  как могли. Меняли тенге на  российские,но где придется.  Собирала сумку  с  продуктами, и ездила в Москву: сутки едешь в один конец и сутки обратно. Переходила с Казанского вокзала на Ленинградский и просила проводников поездов  ленинградского направления передать дочери  деньги и сумку с продуктами.
 Дай Бог  здоровья всем проводникам, ведь ни разу не обманули и не отказали.Помню даже, подошла я как -то к проводнице ленинградского поезда и спросила,как обычно, о возможности передать посылку с продуктами,а она рассмеялась и продолжая улыбаться мне, тихо говорит:" Не оборачивайтесь,обнимите меня и сделайте вид,что вы моя родственница." Я так и сделала.Мы обнялись,расцеловались.Закончилась посадка и проводница мне рассказала,что из-за Чечни,а тогда шла война, установлен при посадке жесткий контроль,вот на всякий случай и предупредила.Мы с ней не были знакомы и видели друг друга первый раз.
Кстати,плату за свою услугу  ленинградские проводники  не брали никогда.

Из  за  разорванных  межгосударственных связей продолжительное  время не принимались ни переводы, ни посылки из Казахстана в Россию.
***

В конце декабря  в нашей семье сложилась аховая  ситуация: муж с позвоночником  был на больничном, а мне позвонила чужая женщина из Ленинграда. Она сообщила, что наша дочь временно находится у нее. Совершенно чужой женщине пришлось   оказывать  помощь нашей дочери, увезти  ее  к себе,увидев ,как  наша дочь  упала в голодный обморок в троллейбусе. Услышав все это, в обморок от стыда чуть не упала я.

Вечером пришел мой  папа, а ему доходил  седьмой десяток. Принес свои накопления, чтобы я обменяла их для дочери. По курсу это где-то  восемь тысяч рублей -   стоимость трех буханок хлеба.В тот вечер папа  и  предложил выход, посоветовав приготовить к воскресенью все, что можно продать на  "толчке",так сказать, за один  базарный день.
-- Поедем с тобой на блошиный рынок. Вдвоем будет удобнее. Не переживай, дочка, проживем. В войну ведь  и не такое пережили.

Весь следующий день я готовилась к торговле - мне предстояло опробовать себя в новом качестве.
 

В воскресенье мела поземка, стоял тридцатиградусный мороз. Нам предстояло пешком на ледяном ветру преодолеть путь,длиною в 5 км. Вышли из дома в 7 часов утра,еще по темноте,чтобы успеть занять на "толчке" место.
Это сейчас вспоминая,оценка событий получается как бы поверхностной.
В тот момент все ощущалось по другому и была надежда,что ситуацию спасет чудо,что я не одна,что дома больной муж и младшая дочь,а чудо и папа были в одном лице.Одна я бы не за что не решилась на такой шаг. Укутавшись пуховыми платками поверх полушубка и пальто,в валенках, мы тащили санки с закрепленным на них ящиком из-под пряников, по узкой безлюдной тропинке,протоптанной в снегу вдоль забора арматурного завода в район новостроек,где и был " толчок". Ящик был до верху наполнен нашим товаром: уложенными в него сигаретами, полученными по талонам, посудой из серванта и вещами из шкафов. Благо, что муж не курил и  сигарет скопилось много. Когда начали пустеть полки магазинов, мы  вместе со всеми потратили свои "деревянные"  деньги, скупая подряд все,что еще было в магазинах.
 Жалко было расставаться с красивой посудой Ленинградского фарфорового завода,но я знала,что ее реально можно было продать.
Дебют наш  оказался удачным, торговали по очереди, греться ходили в магазины. Домой возвращались уставшие, но довольные - ящик на санках был пуст. Оставалось  успеть  поменять тенге на  российские  деньги  до наступления  Нового 1994 года.
***
Цивилизованного обмена еще не было.  Деньги не обменивали  в банках, не было обменных пунктов, курсы валют каким то образом устанавливались  теми,кто приходил менять.Торговались нещадно.За  валютные операции милиция гоняла всех, кто крутился  в местах стихийного обмена.

 "Менялы", "кидалы",а появились и такие слова в нашем лексиконе, тусовались возле вокзалов, магазинов «Урал» и «Айгуль». Приходилось толкаться подолгу, одеваться тепло: я -  в шубу, валенки, потому, что люди приносили, как правило,  немного денег,оставшихся от поездки в Россию.

 В тот день я утром  поехала менять деньги к магазину  "Урал",а поменяв их, сразу проехала на вокзал, чтобы взять билеты до  Москвы и обратно.

После Нового года мы ждали повышения цен на  железнодорожные билеты. Помещение вокзала,выполненное их стекла и бетона в те жуткие морозы не отапливалось. Ко всем  кассам очереди стояли кругами,свободно,чтобы можно было притоптывать от холода. За мной заняли очередь две молодые девушки. Из их разговора, невольно подслушанного мною, я поняла, что они, купив билеты, оставшиеся казахские  деньги планировали обменять на  российские рубли.

Вдруг вижу, что стоявшая позади них женщина, наклонившись  с высоты своего  двух метрового роста, говорит им:
-- Кумушки, прежде чем идти менять деньги, возьмите с собой опытного человека. При обмене будьте особенно осторожны, а то вас так  «обуют», что и без денег останетесь и в России  загремите за   фальшивые купюры.
--А вы, что, умеете отличать?- испуганно и  с недоверием спросили они.
--Я то - умею, но ведь  я с вами не пойду.

Тут уже  я не выдержала и  обращаюсь к  «баскетболистке».

-- Девушка, а если я уже поменяла деньги, то  можно их хоть  как-то проверить?
--Это проще простого. Если сами обнаружите фальшивки, то вас, хоть менты не заметут, а  вы  сможете ими  печь истопить, например или просто дома оставить.
--Господи, уж если я фальшивок не обнаружила при обмене, то,  как  их  теперь проверить можно? 

--Запросто! Поставьте  у утюга переключатель  в положение «хлопок» и прогладьте все купюры с обеих сторон. У фальшивой купюры расплывется  краска, она почернеет, а  если гладить ее дальше, она вся станет черной.

Поблагодарив женщину, еле дождалась своей очереди и, купив билеты,я помчалась домой.
Не снимая валенки, шубу, сразу включила утюг. Разложив все купюры на полу на ковре, начала их  гладить. Тогда номиналы купюр были крупными. У меня руки тряслись от волнения,сердце бешено колотилось,так-как я представила безысходность ситуации - больше денег взять было негде.

И вот,  на одной из купюр после прогрева утюгом, начали расплываться цифры «50 000». К такой ситуации я хоть и была готова, но расстроилась очень сильно. Успокаивала себя сама,как могла,наревевшись вволю, не сказав ни мужу, ни родным. Хорошо, что подделка обнаружилась дома и в единственном экземпляре.

***
Утром  2 января родные проводили меня с тяжелой сумкой, посадили в вагон и, не дожидаясь отправления поезда, уехали.

Все места, кроме двух боковых рядом,  были заняты.
 Поезд уже тронулся, когда  мы увидели, как по проходу  запыхавшаяся  женщина  буквально тащила пьяного мужчину, протаскивая  впереди себя еще и сумку с тележкой.

Усадив его, не раздеваясь, села напротив. Пот лил по её лицу, она не обращала внимания, пыталась восстановить дыхание.

--Вы уж простите, что он в таком виде! Паразит, да и только. Вчера утром  толком не проспавшись после встречи Нового года, вышел за сигаретами, а нашла его только сегодня, разъезжая с таксистом по всему городу, за 15 минут до отхода поезда,- произнесла женщина,показывая на спящего мужа.

Успокоившись, она разложила столик, постелила постель и уложила мужа. Познакомились, разговорились. Женщину звали Валентиной. В Москве у нее жила  сестра с мужем. Каждый раз, приезжая в Москву, Валентина забирала у них товар, купленный специально для них с мужем по предварительному заказу.

Вдвоем с мужем они могли увезти за один раз без доплат  72 кг  товарного груза. В Москве на Казанском вокзале на каждой платформе стояли весы и все пассажиры за отдельную плату обязаны были взвесить багаж и предъявить при посадке квитанцию. Валентина была довольна  жизнью.

Слушала я ее, слушала, и  не выдержала.
-- Так у вас все гладко получается! А как можно сразу  столько денег  поменять?Где? Мне ребенка надо учить, я раз в месяц езжу в Москву, а  так мучаюсь с обменом! Вот уже неделю не могу отойти от него  проклятого.
--Кинули?
--Да, почти – фальшивку на  пятьдесят тысяч подсунули.
--Ни чего себе!- раздался голос мужа Валентины, проснувшегося и уже протрезвевшего.
-- А  бумажка у вас с собой?
--Хотела сразу сжечь, а потом решила оставить, чтобы показать таким же «чайникам», как я.
--Покажите, коли так, - он сел на лавке.
Достала ее  и подала   ему. Все с интересом стали рассматривать.  Тогда  это было редкое явление, а рассмотрев, стали передавать друг другу  по вагону.
Геннадию, так звали мужа Валентины, это надоело и он со словами: «Не хватало еще, чтобы на ментов нарваться!», пошел ее забирать.

В этот момент по вагону быстрым шагом шел молодой человек, остановился возле нас, резким движением засунул руку под матрас к пожилой женщине, ехавшей напротив меня, нагнулся к ней, что - то сказал, а уходя,обвел нас всех взглядом, приложил палец к губам и добавил: «Вы ничего не видели!». И бросился бежать,увидев вошедших в вагон двух милиционеров.
--Посторонний мужчина что-нибудь  кому то из вас оставлял?- спросил один из милиционеров.
-- Нет! - хором ответило наше купе. Молчал только Геннадий.  Он был бледным, как полотно и сидел, зажав купюру в руке.
Посмотрев на Геннадия, я сказала
--Зря вы так переживаете. Ее просто надо было  выбросить.
--Счастливая!Вы просто не знаете,что будет,если у вас обнаружат фальшивые деньги!Вы не возражаете, если тогда я заберу ее?- спросил он, убирая ее в портмоне, и добавил
-- Есть тут «сладкая парочка», которой я и вручу эту денежку в качестве наказания, а если выйдет, то хоть какие-то проценты удастся вам  отдать,как компенсацию.

***
Утром следующего дня на перроне в Москве, мы простились, уже зная, что  «место встречи изменить нельзя», так - как возвращаться  обратно нам предстояло в том же вагоне и встретиться мы должны были уже вечером. А у меня нашлась попутчица -  на Ленинградский вокзал я пошла с пожилой женщиной, ехавшей рядом со мной,той самой, на ухо которой шептал убежавший потом парень.

Шли неспешно. Время от времени встречались милиционеры с автоматами наперевес и немецкими овчарками на поводках. К сожалению и эта картина в мирной жизни  с тех пор стала для нас нормой,по крайней мере на вокзалах. Все понимали,что при том разгуле преступности это была вынужденная мера..

Простившись с попутчицей, я пошла  в нужном направлении. Выбрала проводника  возле отправляющегося в Ленинград поезда, договорилась, передала деньги и посылку с продуктами и теплыми вещами. Сразу же направилась к переговорному пункту, чтобы позвонить той женщине, у которой находилась  моя дочь, чтобы встретили поезд. Мобильных телефонов ведь и в помине не было.

Уже выходя из  здания вокзала, услышала, что меня окликнули. Я обернулась. Все та же пожилая  женщина,соседка по купе, махнула мне рукой. Я подошла к ней.
--Дочка, не могу я. Мне с тобой посоветоваться надо. С одной стороны вроде, как Бог послал, а с другой, вроде и грех на душу беру.
--Вы сейчас о чем говорите?- спросила я ее, но женщина продолжила говорить, не обращая внимания на мой вопрос,будто спешила выговориться.
-- Стою сейчас, а сама переживаю, что мне делать,как мне быть.Ведь тот малец, что руку совал под мой матрас,там  узелок  оставил. Он  тогда мне шепнул,мол менты гонятся,а поймают,так все отберут,а вам,мать, на всю жизнь хватит. Так,дочка, и сказал.
 В узелке, когда я пошла в туалет, насчитала двадцать четыре больших  золотых кольца.
Бог ты мой, мне денег от их продажи на домик в Архангельске хватит! Ведь в Узбекистане нам с внуками дом бросить пришлось, хоть и всю жизнь там прожила. У меня  отец  красным комиссаром был. Сам с севера,архангельский мужик, а  с басмачами  в гражданскую на юге воевал. Там остался, там женился,там мы все у него родились. Всю жизнь путейцем проработал. Перед войной направили его  вместе с лучшими железнодорожниками КВЖД строить и больше мы его не видели.
 Чужой копейки в жизни не брала. Я прачкой в детском саду проработала,а тут целый клад свалился. Как быть то? 

-- А вы сами себе на свой же вопрос и ответили.  Земляк вашего отца,такой же архангельский мужик, вывел в свое время закон, который я дословно не помню, но звучит  он  приблизительно так: «Ежели в одном месте что то убавится, то в другом непременно присовокупится».
Не переживайте,ведь выходит,что  у вас все по закону Ломоносова. Вот и купите себе да внукам жилье в Архангельске,взамен утерянного.

--Спасибо,дочка,что не напомнила мне про честность и долг перед государством.Облегчила ты мне душу. Не из-за этих  ли горе-правителей нам приходиться всем сейчас мыкаться? Будь они неладны!Партией прикрывались,а наверняка вот так,как мы не мыкаются.
Эти лисьи физиономии,как ходили в шубах, так и будут ходить. А мы все больше заячьи натуры,  всего боимся, вот и  ходим с не прикрытым задом и в прямом, и в переносном смысле.

На прощанье я ее обняла и ушла,не оборачиваясь.Двоякие чувства меня разрывали на части.Червь сомнения где-то в глубине сверлил мою душу,а с другой стороны впервые за все дни мелькнула мысль,что хоть кому - то повезло.Хотя бы и так.
К тому времени я уже знала,как тяжело было многим моим знакомым,решившимся на переезд на свои малые родины из азиатских республик,и даже не предполагала,что это предстояло совершить и моей семье  в обозримом будущем.Великое переселение советских народов уже шло полным ходом и с каждым днем количество переезжавших только возрастало,благо,что Самара,Саратов и Оренбург являлись приграничными с Казахстаном городами.

***
А в тот день я еще гуляла по Москве, обдумывая  совет  Валентины. Она предложила мне помощь, чтобы я начала из своих поездок в Москву извлекать выгоду, покупая товар и продавая дома на рынке, чтобы зарабатывать на учебу дочери, да и самим на кусок хлеба.

 Вечером мы  снова встретились. Валентину с мужем провожали родственники.В вагоне мне  пришлось поменяться местами, чтобы ехать с ними рядом.

Утром следующего дня по вагону стали ходить продавцы со всевозможными товарами от пуховых носков до керамической посуды. Проводив взглядом очередных  «скоморохов», Геннадий произнес
-- Наших клиентов пока нет. Не пропустить бы их. Долг-то  то им  надо вернуть.

Во второй половине дня, когда уже начало смеркаться, в наше купе заглянул проводник и нарочито громким голосом произнес
--Мужчина, это вы хотели купить хрусталь?
-- Да, да!- Геннадий встрепенулся. Мы выглянули в проход. Возле купе проводника стояли молодые ребята с большой сумкой. Проводник  не разрешил им пройтись по вагону, объясняя,что скоро будет  станция.
Валентина, забрав портмоне у мужа, произнесла.
-- Давай, я сама. Они тебя узнают и убегут.
Я вместе с ней пошла к ним. Меня охватил страх,а Валентина была настроена решительно,без тени сомнения в исходе "операции". Видимо, сказывался опыт поездок и "рыночных" отношений.
--Ребята, показывайте,что   у вас? - Валентина нагнулась над сумкой.
Они стали показывать вазы и называть цены,выкладывая содержимое сумок прямо на пол вагона. Валентина не спешила. Мне даже показалось, что она тянет время, выбирая, что подешевле.
 Увидев маленькие рюмочки в подарочной упаковке, Валентина воскликнула правдоподобно радостно
-- Какая прелесть! Это как раз то, что мне и надо!
В этот момент в вагоне погас свет. Опять раздался  голос Валентины
-- Я беру, но ребята, у меня крупные деньги. Одна бумажка  в  пятьдесят тысяч!
-- Сейчас мы вам наберем сдачу, - они стали шарить по карманам, набирая деньги. Теперь мне показалось, что время тянули  «скоморохи».

 Поезд начал торможение, продавцы стали укладывать хрусталь с пола в сумку, чтобы не загораживать проход, еще не взяв деньги и не сдав сдачу. Глядя на Валентину, тот, который держал сумку, и говорит
-- Немного не хватает, но вы не переживайте, сейчас я возьму на станции у  нашего бригадира и вам принесу.
-- Хорошо, я подожду,- соглашается Валентина.
 Только проводник открыл дверь,как  оба продавца  быстро сунув Валентине сдачу, выхватив из ее рук приготовленную купюру,  спрыгнули со ступенек и бросились бежать к зданию вокзала.

-- Вот так они и прошлый раз меня обманули!-  произнес Геннадий, стоящий  сзади нас в проеме двери.
-- Только их и видели! Все до мелочей у аферистов отработано. Поднимайтесь в вагон, отправляемся, - поторопил проводник куривших мужчин, а нам подмигнул и добавил
--Пока не разчухали.

 Поднялись в вагон и прошли на свои места.  Валентина разжала руку со сдачей, а  Геннадий пересчитал,разложив деньги на столике.
-- Тридцать тысяч монетой плюс двенадцать за рюмки, итого сорок две штуки.
Ваши убытки, мадам,составляют  восемь тысяч, - сказал он, пододвигая ко мне  мой куш.
Заглянул проводник.
-- Свет я вовремя выключил? Все получилось?
--Нормально. Могло быть хуже,- мы с Валентиной опустились на лавку.

--Вот и я всем говорю, что на  наглых людей надо быть в два раза наглее.
 Выживает в этой жизни только тот, кто сумеет обострить свои способности и обнажить свои чувства,  - проводник повернулся и ушел,удивив меня своей философией.
 А мы сидели, словно опустошенные.

 Я вообще забыла в то время, что такое чувство удовлетворения.Постоянно присутствовала мысль:"Господи,только бы получилось!"
Однако вдруг стало приятно от того, что я вспомнила пожилую женщину. Мне удалось ее успокоить и я не испытывала угрызений совести перед родным государством.По теории проводника я уже обнажила свои чувства и обострила способности - я начала выживать! Найдя себе оправдание,я произнесла вслух:

-Мы все сделали по закону,очень даже уложившись в него! - после моих слов соседи по купе посмотрели на меня с удивлением.
--По какому закону?
--По закону сохранения массы вещества,закону из химии,которому больше двухсот лет! По закону  Ломоносова.


Рецензии
Ваш рассказ перенёс и меня в лихие 90е: -Каждый тогда выживал, как мог. Помню, придумали мы тогда с сыном бизнес:Покупали детали для компьютеров в Москве, а потом мы их собирали и продавали на рынке с небольшой накруткой. Чтобы не ездить за этими деталями, договорился со знакомыми в Москве:-Мы им денежки, а они нам с проводниками поездов детали. Деньги-то как-то нужно было передавать. Брали завалящую толстую книгу, вырезали внутренности и туда пачку денег миллиона три, а потом всё это хорошенько заматывали скотчем.Рисковали конечно же. Случайных проводников просили передать ценный учебник. Не было случая , чтобы кто-то размотал всё это и украл.Один раз не успели к поезду, так наши детали и уехали в Сибирь, в неизвестном направлении. А потом я открыл у себя дома на двух лоджиях подпольный заводик по производству дистилляторов. Здорово они тогда нашу семью выручили. Не зря в народе говорят, что голь на выдумку хитра...)))))))))
"Голь на выдумку хитра2"http://www.proza.ru/2012/09/07/629

Алекс Венцель   05.06.2018 08:25     Заявить о нарушении
Мне даже не верится,что мы пережили тот отрезок времени..

Татьяна Маношичева   13.04.2014 13:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.