Любимый город

 Свои воспоминания об этом городе хочу начать со слов из известной песни советских времён "Сияй, Ташкент, звезда Востока, столица дружбы и тепла!". Таким он и остался в моей памяти, хотя время изменило многое. Понятие межнациональной дружбы потихоньку уходит в прошлое, что невероятно огорчает.  Свои первые воспоминания об этом городе или, точнее сказать, себя в этом городе, отношу к "дет. садовскому периоду". До этого я жила у бабушки с дедом в Алтайском крае. Так случилось, что за полгода до школы, я  впервые стала ходить в детский сад, уже в подготовительную группу. Сад этот был пятидневным от швейной фабрики "Красная заря". Отвозили меня в понедельник и забирали в пятницу. Годы до этого я прожила в домашней обстановке, с бабушкой. С детьми дружить не очень - то умела и была довольно закрытым ребёнком. Когда все дети играли на площадке, я тихо сидела возле воспитателя и  тосковала. Если меня звали поиграть, я цеплялась за руку воспитателя.  Не стремилась подружиться, не завидовала веселью детей - я хотела домой, к бабушке. Тогда Ташкент  был для меня чужим городом. Городом, который разлучил меня с ней.

Шли годы. Школа. Институт. Семья. Главные и значительные события моей жизни происходили в нём, который с годами стал родным и любимым. Я привыкла жить в большом городе. К большим расстояниям, когда на работу приходится добираться час и более, привыкаешь, как данности. Бешеный ритм, от которого порой устаёшь, даёт ощущение полноты жизни, которая бьёт ключом.  Теперь, когда я  живу в небольшом городе, мне этого не хватает. Меня словно погрузили из моря в болото. Но...в этом были другие плюсы, более важные для семьи и детей, которые в своё время перевесили. Сейчас только командировки в Новосибирск, такой же крупный, шумный и масштабный, напоминают  о Ташкенте и радуют меня.

 Я помню Ташкент всегда чистым и ухоженным. Рано утром поливальные машины, выстроившись в цепочку, поливали улицы, газоны, освежали воздух и прибивали пыль, которая, конечно же, была, в связи с сухим и жарким климатом. Дворники и садоводы трудились над красотой и чистотой города - он всегда был хорош в плане озеленения. Газоны украшали весь город, не только центр,  деревья выстрижены по – особому,  в виде красивых шаров, капелек, под фигурки зверей. Шикарные красные цветы, сальвия  сверкающая,  высотой в 50-70 см на толстом стебле, с «жирными» широкими листьями, были главным отличием ташкентских газонов. Они были везде -  вдоль тротуаров, в многочисленных парковых зонах, в разделительных островках между  рядов со встречным движением. Огромное количество фонтанов по всему городу – маленьких и больших. Ребятня купалась там и визжала от удовольствия. Плакучая  ива  вдоль берегов рек и озёр, протекающих по городу, множество скамеек, где можно отдохнуть в прохладе  у воды, спасаясь от жары и наблюдая за бурным течением воды. Реки там и правда бурные, течение очень сильное, берега забетонированы и везде указатели об опасности  купаться  в неположенных местах. Пирамидальные тополя, которые  растут только в Средней Азии, смотрелись, как строй солдат, выстроенных на парад.  Улицы и проспекты широкие, дороги  в 6 - 8 рядов - обычное явление. Качество дорог отличное.  Раннее утро в городе прорезалось специфическим стуком бедоны.  Бедона - птица, которая будила  своим  перестуком, совсем не похожим на стук дятла. Ритм её стука не хаотичный, а с определённым периодом – несколько секунд стука, затишье и опять стук… Особенностью утра в Ташкенте была и "перекличка" женщин – молочниц  разного возраста, от девчушек до пожилых женщин. Они продавали молочные продукты домашнего приготовления  и тяжёлые сумки несли, как русские женщины в старину носили воду на коромысле.  " Кислый пресный молокоооо,  катык,  каймок,  твороооог" - это врезалось в память навсегда. Я помню интонацию и манеру кричать эту фразу, с подпевом, протяжно.  Катык - кефир, каймок - сметана. У каждой торговки был свой круг клиентов, которым она приносила всё домой. У тех, кто жил в своих домах, утро начиналось с уборки двора. Как правило, это делают молодые невестки или дети, которых приучают к этому с  5 - 6 лет. Дети с малых лет знают, что такое свой труд и ценят чужой. Конечно, не все! Но массово. Не принято и, очень осуждаемо, грубить пожилым людям. Если живешь в многоквартирном доме, то при встрече с одним и тем же ребёнком узбекской национальности, слово "здрасьте" или " ассалом алейкум" можно услышать столько раз, сколько встречаешься. " Лариса - опа, ассалом алейкум! " – «тётя Лариса, здравствуйте!»  "Ваалейкум ассалом, джоним!" ( Здравствуй,  мой дорогой!) Воспитаны по принципу - лучше поздороваться 10 раз, чем ни разу.  На праздники принято было угощать соседей пловом, выпечкой, фруктами. Не всех, конечно,  тех, с кем были дружны и уважали. Национальность роли не играла.  Я  всегда очень хорошо ладила с соседями и, в праздники  было много тех, кто угощал нашу семью. В основном, это доверяли детям. Стук в дверь: "Лариса - опа, эшик очинг" - "Тётя Лариса, откройте дверь". И на пороге ребёнок с ляганом угощений  ( ляган - большое блюдо диаметром от 20 до 50 см).  Весной, перед празднованием  нашей Пасхи или Воскресенья Господня, мусульмане отмечают один из главных праздников – Навруз – праздник весны, по мусульманскому календарю начало года. Отмечают его всегда 21 марта.  На этот праздник готовят сумаляк - сладость из проросшей пшеницы и муки, на цвет и  вкус похожая на варёное сгущенное молоко. Всем домом  заранее (конечно, по желанию) собирают деньги, закупают пшеницу, проращивают её и, уже проросшую до определённого уровня, в течение суток, постоянно помешивая, варят на большом учаке (  учак - очаг, огонь).  Выкапывают во дворе, в земле,  отверстие под большой казан емкостью от 50 до 100 литров, в зависимости от количества людей и на живом огне готовят это праздничное  блюдо. Мужчины сооружают навес для женщин, проводят освещение на сутки, устанавливают несколько столов, чтобы можно было не отходя покушать, скамеек для посиделок. Женщины, которые посменно  варят сумаляк,  безудержно  общаются, смеются, тут же крутится ребятня. В эту ночь можно лечь спать позже - праздник!  Чтобы сладость не пригорала, на дно казана укладывают  камни – гальки, предварительно хорошо промытые и, помешивают большой деревянной "ложкой", по очереди, не переставая мешать ни на минуту.  В этом процессе должны принимать участие все женщины, тем самым они «ловят» удачу и счастье для своей семьи, а также  укрепляют узы дружбы.  Не была исключением и я, просто по – соседски и из уважения, чисто символически, несколько минут "подежурив" у казана.  Когда сумаляк готов, его раскладывают по чашкам и раздают всем. Сумаляк - воплощение счастья и удачи. Его кушают ложками или мажут на хлеб или лепёшку. Это и правда, очень вкусно!

  Когда мы, православные, встречали наш любимый  праздник Пасхи, я выпекала куличи и красила яйца в расчёте на многих соседей. Расход немалый, но он несравним с душевностью, уважением и дружбой, которая была между нами. В тяжёлые моменты в нашей семье, связанные со здоровьем моих сыновей, соседи сами приходили и предлагали свою помощь - срабатывало "сарафанное радио". Я благодарна многим моим соседям - они оказывали существенную помощь  - не деньгами, госпитализацией в хорошее отделение, консультациями врачей,  гостинцами детям и просто хорошим отношением и уважением к нашей семье. Спустя многие годы, когда мы переезжали, соседи приходили домой и отговаривали: " Лариса - хон, разве вас кто - то обижает, зачем уезжаете?"  Приставка "хон" добавлялась к именам тех женщин, которых особенно уважали, как к "белой кости" или аристократии. Причина отъезда была, конечно, не в людях, а в той ситуации, которую "обеспечило"  правительство Узбекистана, лишив  русскоязычных жителей возможности полноценно получать высшее образование на русском языке, лишив многих и, меня в частности, хорошей и уважаемой работы, когда я приняла  российское гражданство, и… другие причины. Мы, конечно, думали о перспективах детей. Решение было принято - надо уезжать.  Это было в то время.  Говорят, что сейчас меняется в лучшую сторону. От людей, с которыми я жила бок о бок, я получала тёплое отношение и уважение. Решение о переезде давалось с большим трудом, с бессонными ночами и слезами. Конечно, бывали ситуации, о которых я слышала по поводу межнациональной розни. Ссорились и наши дети с соседскими ребятишками, но старались мирно "разводить" ситуацию. Дети поссорятся и помирятся, а взрослые могут стать врагами. Люди ведь всякие есть в любой нации - в каждом стаде есть паршивая овца и не одна, но меня  и мою семью Бог миловал.

http://www.proza.ru/2013/03/31/1692 - это тоже о нём.


Рецензии