Дело об убиении сыновей князя Владимира

Почти десять веков отделяют нас от времени гибели сыновей великого князя Владимира Святославовича. Сохранившиеся документальные источники о тех делах давно минувших дней немногочисленны и противоречивы. Даже «по свежим следам» очень сложно установить заказчика того или иного политического убийства, а спустя тысячелетие это почти невозможно…
«За тысячу лет до вас никто не смог распутать это дело, а вы смогли?» - ехидно спросит Вдумчивый Читатель.
Честно признаюсь Вдумчивому Читателю: «Каким-то совершенно непостижимым образом мне удалось найти неожиданную развязку, которую предшествующие авторы, - начиная с Нестора Летописца и заканчивая современными историками, - почему-то не заметили. Точнее сказать, давно известные бесспорные исторические факты почему-то никто до меня не связал с гибелью Бориса и Глеба…»
Конечно, Вдумчивый Читатель вправе не поверить столь нахальному утверждению… И не нужно верить! Вы сначала прочитайте, а уж потом судите о том, правду я говорю или нет...
*****
Никто не знает, сколько всего сыновей было у князя Владимира Святославовича. Скорее всего, он и сам об этом не знал. Согласно летописным данным, до принятия христианства Владимир был первым бабником на Руси. Помимо нескольких жен «наложниц было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде, и двести на Берестове» [1]. Скорее всего, эти данные сильно преувеличены, но какие-то основания для подобных вымыслов все-таки имели место... Не будем мусолить сплетни, а попробуем найти ответ на более простой вопрос: сколько законных сыновей осталось после смерти князя Владимира в 1015 году и как их звали?
Нестор Летописец в «Повести временных лет» (далее – «Повесть», ПВЛ) называет семь сыновей: Борис, Глеб, Мстислав, Святополк, Святослав, Судислав и Ярослав. (Святополк был приемным сыном Владимира, но приемные и родные сыновья обладали равными правами.) Согласно «Повести» Святополк, унаследовав киевский престол, в 1015 году приказал убить Бориса, Глеба и Святослава, а сам, потерпев поражение от Ярослава, погиб в 1019 году. При отсутствии других письменных источников у нас не было бы оснований сомневаться в этой информации…
Но для потомков сохранилось ещё одно очень важное свидетельство: «Хроника» саксонского епископа Титмара Мерзебургсого (975-1018). В «Хронике» также упоминаются сыновья Владимира, но… всего три сына. Это Святополк, Ярослав и третий сын, с утраченным именем [2]. В «Хронике», как и в «Повести», рассказывается о борьбе между Святополком и Ярославом, но не упоминается о гибели кого-либо из их братьев…
Есть и третий источник информации: скандинавская «Прядь об Эймунде», она же «Сага об Эймунде», она же «Эймундова сага». («Прядь» - прозаическое сказание, а «сага» - стихотворное. В русском языке часто «сагами» называют любые средневековые скандинавские сказания.) Именно текст «Пряди» является основным аргументом, позволяющим обвинить Ярослава Мудрого в убийстве своего брата Бориса. В «Пряди», - как и в «Хронике» Титмара, - упоминаются всего три сына князя Владимира. Это Ярицлейв, Бурицлав и Вартилав. Ярицлейв бесспорно отождествляется с Ярославом. В информации о Вартилаве находят черты двух князей: полоцкого князя Брячислава Изяславича, племянника Ярослава, и тмутараканского князя Мстислава. А вот по поводу «Бурицлава» ведутся споры. Ряд историков утверждает, что «Бурицлав» и Борис, - об убийстве которого рассказывается в ПВЛ - это один и тот же человек. Имя «Борис» созвучно имени «Бурицлав», а описание в «Повести» убийства князя Бориса похоже на описание в «Пряди» убийства Бурицлава. Главное различие между «Повестью» и «Прядью» в том, кто именно является заказчиком убийства. В «Повести» это Святополк, а в «Пряди» - Ярослав. Сторонники второго варианта уверены, что Ярослав Мудрый захватив великокняжеский престол, сфальсифицировал летописные источники, с целью обвинить в этом убийстве невинного Святополка!
Ну что же, в летописных свидетельствах наряду с истинными фактами содержится и вымыслы. Можно подвергнуть сомнению и летописный рассказ о Святополке. Но почему тогда нужно безоговорочно доверять «Пряди об Эймунде»? Образ заглавного героя в «Пряди» можно выразить одной фразой: где Эймунд – там победа. Эймунд воюет на стороне Ярицлейва против Бурицлава и Ярицлейв всегда побеждает. Эймунд переходит служить к Вартилаву и Вартилав побеждает Ярицлейва.
Вот небольшой отрывок из описания в «Пряди» битвы с Бурицлавом:
«Эймунд конунг прошел сквозь его рать и убил так много людей, что было бы долго писать все их имена. И бросилось войско бежать, так что не было сопротивления, и те, кто спаслись, бежали в леса и так остались в живых. Говорили, что Бурицлав погиб в том бою. Взял Ярицлейв конунг тогда большую добычу после этой битвы. Большинство приписывает победу Эймунду и норманнам» [3].
Очень убедительно? (Лично я почему-то сомневаюсь, что все так и было на самом деле.)
А вот отрывок из «Повести временных лет»:
«В год 6526 (1018). Пришел Болеслав на Ярослава со Святополком и с поляками. Ярослав же, собрав русь, и варягов, и словен, пошел против Болеслава и Святополка и пришел к Волыню, и стали они по обеим сторонам реки Буга. И был у Ярослава кормилец и воевода, именем Буда, и стал он укорять Болеслава, говоря: "Проткнем тебе колом брюхо твое толстое". Ибо был Болеслав велик и тяжек, так что и на коне не мог сидеть, но зато был умен. И сказал Болеслав дружине своей: "Если вас не унижает оскорбление это, то погибну один". Сев на коня, въехал он в реку, а за ним воины его. Ярослав же не успел исполчиться, и победил Болеслав Ярослава. И убежал Ярослав с четырьмя мужами в Новгород, Болеслав же вступил в Киев со Святополком. И сказал Болеслав: "Разведите дружину мою по городам на покорм"; и было так. Ярослав же, прибежав в Новгород, хотел бежать за море, но посадник Константин, сын Добрыни, с новгородцами рассек ладьи Ярославовы, говоря: "Хотим и еще биться с Болеславом и со Святополком". Стали собирать деньги от мужа по 4 куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен… [4]»
Согласно «Повести» накостылял Болеслав Ярославу и его варягам по первое число! А в «Пряди» рассказывается, что в это же самое время Ярицлейв, благодаря непобедимому варягу Эймунду, успешно воевал с Бурицлавом… Можно было бы и тут усомниться в правдивости «Повести», но ведь и в «Хронике» Титмара говорится в принципе то же самое, что в ПВЛ. Чем же объяснить, тот факт, что в Титмар и Нестор Летописец рассказывают о победе в 1018 году Болеслава над Ярославом Мудрым, а «Прядь об Эймунде» об этом даже косвенно не упоминает, хотя Эймунд в это время должен был служить у Ярицлейва? Самый простой и логичный ответ: нельзя считать «Прядь» надежным источником для изучения распри между сыновьями князя Владимира [5].
В «Повести временных лет» тоже не всё психологически достоверно. Самое главное: отсутствует убедительный мотив убийства Бориса, безоговорочно признавшего власть Святополка – законного наследника князя Владимира.
Но куда подевалась цензура Ярослава Мудрого? Неужто он не мог показать Святополка ещё и узурпатором? Тем более, что данные «Хроники» Титмара позволяют серьёзно усомниться в «законности» притязаний Святополка на киевский стол. Титмар сообщает, что Святополк, женатый на дочери Болеслава, был арестован князем Владимиром, услышавшим «что сын его, подстрекаемый Болеславом, тайно готовится восстать против него». Владимир «умер, оставив всё наследство 2-м своим сыновьям; 3-й сын тогда находился в тюрьме, откуда позже улизнув, бежал к тестю; в тюрьме, правда, осталась его жена» [6]. После этого Болеслав и пошел в 1018 году войной на Ярослава…
Но почему об аресте Святополка по приказу Владимира не упоминается в «Повести временных лет»? Ведь этот факт показывает, что Святополк не был «законным наследником» Владимира, что очень выгодно Ярославу...
Зато в «Повести» рассказывается о конфликте между Ярославом и Владимиром:
«В год 6522 (1014). Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав не давал этого в Киев отцу своему. И сказал Владимир: "Расчищайте пути и мостите мосты", ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но разболелся.
В год 6523 (1015). Когда Владимир собрался идти против Ярослава, Ярослав, послав за море, привел варягов, так как боялся отца своего; но Бог не дал дьяволу радости… [7]. Князь Владимир неожиданно умер…
Если исходить из того, что летописные сведения подверглись последующей цензуре, то следует признать, что неведомому цензору интересы Ярослава Мудрого были, по меньшей мере, безразличны. Об этом стоит задуматься…
А вот «Хроника» Титмара цензуре не подвергалась. Но честный и любознательный хронист мог о многом просто не знать, мог ошибаться, пользуясь недостоверной информацией. Титмар враждовал с Болеславом и расспрашивал у «третьих лиц» о том, что рассказывают при польском дворе о событиях на Руси. При этом информация о «трех сыновьях» Владимира в «Хронике» Титмара в определенном смысле… подтверждает  повествование «Повести временных лет»! Из семи сыновей Владимира трое (Борис, Глеб и Святослав) погибли в 1015 году, один (Судислав) был слишком молод и никакой политической роли не играл. Тогда после бегства Святополка «всё наследство» действительно осталось двум сыновьям: Ярославу и Мстиславу.
Титмару можно доверять… Но почему его «Хроника», в отличие от ПВЛ, ничего не упоминает о важной битве между Ярославом и Святополком в 1016 году? [8]
Историки давно уже обратили внимание на то, что в «Повести» очень похожи описания сражений между Святополком и Ярославом в 1016 году на Днепре и в 1019 году на Альте, и выдвинули гипотезу о том, что на самом деле была всего одна битва, а не две. Молчание Титмара позволяет предположить, что не было битвы 1016 года…
Да ведь и «Повесть временных лет» косвенно подтверждает такое предположение:
«Начало княжения Ярослава в Киеве. В год 6524 (1016). (…) Святополк же бежал в Польшу, а Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском. И было тогда Ярославу 28 лет.
В год 6525 (1017). Ярослав пошел в Киев, и погорели церкви» [9].
Странно: в 1016 году Ярослав «сел в Киеве», а на следующий год «пошел в Киев…»
Какой-то информации в документальных источниках явно не хватает. И какого-то «действующего лица» нет…
В начале позапрошлого века появился новый политический термин: «камарилья» - придворная клика, заправляющая делами государства в своекорыстных целях. Деятельность той или иной камарильи не всегда находит отражение в документальных источниках, но мало кто может усомниться в том, что свои камарильи были и в первом, и в одиннадцатом и в… более поздние века. Попытаемся восстановить некоторые «недостающие звенья» в нашем «деле» с учетом банального факта существования камарильи.
*****
В 1015 году «когда Владимир разболелся, был у него в это время Борис. Между тем печенеги пошли походом на Русь, Владимир послал против них Бориса, а сам сильно разболелся; в этой болезни и умер июля в пятнадцатый день. Умер он на Берестове, и утаили смерть его, так как Святополк был в Киеве. Ночью же разобрали помост между двумя клетями, завернули его в ковер и спустили веревками на землю; затем, возложив его на сани, отвезли и поставили в церкви святой Богородицы, которую сам когда-то построил… [10]»
Борис в походе, Ярослав в Новгороде, Святополк в тюрьме. Вся власть у камарильи. Это камарилья утаила смерть Владимира. Это камарилья, первой начала решать, кого «посадить на стол отцовский и дедовский», а не братья. Но единства, естественно, не было. Образовались две враждебные партии: «за Святополка» и «за Бориса». («Партии» появились ещё при жизни князя Владимира: лояльные придворные хотели, чтобы наследником стал Борис, а оппозиция поддерживала Святополка. Именно поэтому Святополк и оказался в тюрьме.)
Ну, что же… Люди как люди… Только Борис, неожиданно для всех, признал власть Святополка, отказавшись от участия в политических интригах!
«Сказала же ему дружина отцовская: "Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе". Он же отвечал: "Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца". Услышав это, воины разошлись от него [11]».
Одни видят в действиях князя Бориса образец христианского смирения, другие – глупость… Позволю себе высказать личное мнение: Святой князь Борис был человеком умным и благородным. Он знал, что его отец князь Владимир был узурпатором, поднявшим руку на своего старшего брата Ярополка, законного киевского князя. Святополк, - приемный сын Владимира и единственный кровный сын погибшего Ярополка, - претендовал на власть по справедливости.
Борис сделал свой нравственный выбор, но его практически никто не поддержал. Партия «святополковцев» видела в Борисе потенциальную угрозу. Борис был убит. Вскоре были убиты Глеб и Святослав… Какова личная роль в этих преступлениях Святополка? Однозначного ответа нет. Убийцы могли действовать с его согласия и даже по его приказу, но могли и вовсе не спрашивать разрешения у Святополка. Бориса могли убить враги Святополка, организовав преступление с последующим оговором. (Бориса и Глеба могли убить «по зарубежному заказу», но об этом чуть позже…)
В 1016 году политическая борьба в Киеве не прекратилась. Летописные источники о тех событиях уничтожены, а сообщение в ПВЛ о битве на Днепре между Святополком и Ярославом является позднейшей вставкой. Известно только, что Святополк был вынужден бежать из Киева в Польшу к своему тестю Болеславу Храброму.
В 1017 году «Ярослав пошел в Киев, и погорели церкви». Скорее всего, так и было, как сказано в «Повести». К сожалению, сказано уж очень кратко! (Подробности не имеют прямого отношеня к борьбе между братьями, поэтому выяснять причину возгораний мы не будем...)
О дальнейших событиях «Повесть временных лет» рассказывает, скорее всего, достаточно, правдиво, если не считать сообщения о подробностях смерти Святополка. Мы не знаем, где и как он погиб. Сообщение о том, что Святополк «прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там бедственно окончил жизнь свою» [12] вероятно вызвано чрезмерным усердием… греческих цензоров. Граница между Польшей и Чехией проходила вне сферы влияния Византии, вот они и постарались подчеркнуть, что Константинополь не имел никакого отношения к трагедии сыновей великого князя Владимира Святославовича…
*****
При чем здесь Византия и греки? – могут спросить некоторые читатели.
Так ведь именно византийцы-греки «вычистили» киевские летописные данные. Об этом ещё профессор Антон Владимирович Карташёв (1875-1960) говорил:
«Греческая… митрополия стала центром переработки русской летописи и литературных преданий о начале русской церкви (…) митрополит-грек уже в 1039 г. предпринял первый летописный свод [при этом была] …скрыта вся болгарская война, упразднение болгарского патриаршества: все переговоры с Киевом и т. п.» [13]
О византийско-болгарской войне, завершившейся в 1018 (!) году превращением Болгарии в византийскую провинцию, богослов и историк Александр Дмитриевич Шмеман (1921-1983) пишет так:
«Когда после тридцатилетней войны между Василием II Болгаробойцей и знаменитым в болгарских преданиях царем Самуилом болгарская независимость будет уничтожена, ее судьбу разделит и Церковь. Страшно думать, читая сказания об этой войне, небывалой по ожесточению и свирепости (в которой благочестивый византийский автократор приказывает выколоть глаза 15.000 пленникам и затем послать их обратно к старику Самуилу), что это война православных… (…) Болгария почти на два века будет подвергнута насильному "огречиванию". А дух отношения греков к болгарам можно уловить в писаниях греческих пастырей о своем болгарском стаде. "Он пахнет гнилью, как болгарин пахнет бараном", - пишет про кого-то Феофилакт Болгарский, знаменитый византийский иерарх 11-го века, богослов и знаток Гомера - и для него болгарская натура "мать всех зол" [14]»
Скрывать было что…
Но «переписать всё» невозможно! Как отмечал Карташёв:
«…Грекам были неприятны все нестираемые памятники церковной грекофобии и болгарофильства кн. Владимира. Память об этом осталась в фактах, самих по себе незначительных, но показательных. Например, рожденные Владимиром уже по крещении, после 987 г. сыновья его носили светские имена Бориса и Глеба и церковные - Романа и Давида в знак дружбы с болгарской династией. Языческое имя Бориса повторяло имя крестителя Болгарии - царя Бориса. Имя Романа повторяло имя царевича Романа - сына царя Петра, бежавшего из Константинополя на родину и провозглашенного в западной Болгарии царем в период времени 976-987 гг. Имя Давида носил македонский князь, герой борьбы с греками, один из создателей западно-болгарского царства, унаследованного одним из его братьев знаменитым царем Самуилом. Обычай брать имена своих политических друзей и крестителей был тогда общим... [15]»
Память о грекофобии и болгарофильстве греки уничтожить так и не смогли даже в письменных источниках. В знаменитом «Сказании о Борисе и Глебе» говорится о Святополке, что «мать его гречанка, прежде была монахиней», а сыновья Владимира Борис и Глеб «от жены-болгарки [16]»…
Понятно, что в конце жизни князя Владимира греки-византийцы старались наладить контакты и со Святополком, ненавидевшим отчима, и со всеми оппозиционными представителями камарильи, а главную потенциальную опасность видели в князьях Борисе и Глебе…
Но тогда и сам факт причисления первыми на Руси к лику святых именно Бориса и Глеба очень дорогого стоит. Ведь для канонизации было необходимо согласие Константинопольской патриархии. Значит, не нашлось у многознающих греческих пастырей ни малейшего компромата, ни малейшей зацепки для отказа в канонизации «сыновей болгарки». И такими святыми людьми действительно можно гордиться.

КОММЕНТАРИИ:
[1] Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – XII века —М.:  Художественная литература, 1978. — С. 95.
[2] Титмар Мерзебургский. Хроника. Книга 7, глава 73 // [3] Джаксон Т. Н., Исландские королевские саги о Восточной Европе. Тексты, перевод, комментарий. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. — 779 с.
Электронный вариант: [4] Повесть временных лет  — С. 155, 157
[5] Мой вывод не оригинален. Очень аргументированно об этом пишет доктор исторических наук Татьяна Николаевна Джаксон. (См. примечание [3].)
[6] См. примечание [2].
[7] Повесть временных лет  — С. 145.
[8] Там же.  — С. 157.
[9] Там же.
[10] Там же. — С. 145.
[11] Там же. — С. 147.
[12] Там же. — С. 159.
[13] Карташёв А.В., Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. — С. 201-202.
[14] Прот. А. Шмеман, Исторический путь православия  — М.: Паломник, 1993. — С. 312.
[15] Карташёв А.В., Указ. соч. — С. 201.
[16] Сказание о Борисе и Глебе // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – XII века —М.:  Художественная литература, 1978. — С. 279.


Рецензии
Спасибо за обстоятельное "Дело об убиении...", за многие существенные уточнения, которых нет в моём "средневековом детективе". Конечно, можно ещё многое уточнять. И это хорошо, чем больше мы будем знать о гражданской войны на Руси 1015-1018 гг., тем полнее будут наши знания об истории Руси, которые во многом скудны, потому что летописи, действительно, писались и переписывались в угоду правящему монарху, и многое в них не вошло. Мне кажется, что при дворе князя Владимира была сильна польская партия, ведь Святополк был женат на полячке, и поляки его склоняли принять догмы католицизма, и он был не против. А когда об этом узнал Владимир, то и посадил его в "поруб".

А насчёт Титмара, что он в своей хронике указывает всего трёх сыновей князя Владимира, удивительного ничего нет. Он пересказывает только то, что слышал о конкретных событиях, какое ему было дело до других сыновей князя. Даже в наших летописных источник нет единого мнения, сколько же сыновей было у князя. Одни указывают, что 12, в других говорится о 14.

А в заключение скажу - хорошо, что есть люди, интересующиеся нашей историей и пытающиеся серьёзно в ней разобраться. Больших Вам творческих успехов!

С уважением,

Виталий Топчий   19.10.2013 21:14     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Виталий.
В то время западные и восточные христиане ещё были едины и не делились на православных и католиков. Считается, что формальное разделение между православными и католиками произошло в 1054 году, но есть интереснейшее свидетельство о том, даже в начале двенадцатого века между католиками и нашими предками сохранялась достойная духовная связь. Это «Хождение игумена Даниила»: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4934
Черниговский игумен Даниил посетил примерно в 1106-1107 годах Иерусалим, завоеванный крестоносцами, и был принят там католиками с большим почетом и уважением…
Я полагаю, что окончательный разрыв произошел в 1204 году, когда крестоносцы захватили и разграбили Константинополь…
А польский князь Болеслав Храбрый воевал со всеми соседями, в основном с немцами. (Поэтому Титмар его терпеть не мог и явно сочувствовал Руси.)
Но Русь и Польша не только воевали. Внуки Болеслава, породнились с киевскими князьями: Ярослав Мудрый выдал в 1042 году свою сестру Марию Владимировну за польского короля Казимира, а Изяслав, сын Ярослава был женат на сестре Казимира Гертруде…
Тогда все «соседи» и воевали, и мирились…
И сейчас, сами знаете, и среди русских и среди украинцев немало людей, которые не любят вспоминать, что у нас были общая история и общая культура, достойные памяти и уважения…
Но в этом Вы и я – единомышленники.
Всего Вам доброго.
С искренним уважением,

Андрей Иванович Ляпчев   20.10.2013 10:03   Заявить о нарушении
Да, православные и католики были едины, но формально, а при дворе Владимира шла большая политическая борьба. И сбрасывать со счёта религиозные настроения придворной вот этой самой камарильи, думаю, не совсем правильно. И кстати, вот эти самые родственные связи киевских князей с польским королевским домом послужили в дальнейшем поводом для поляков претендовать на земли Украины. Приходилось читать, что и сегодня в Польше есть карты, где земли Западной Украины закрашены в один с Польшей цвет. Они и сейчас считают их своей территорией.

Виталий Топчий   20.10.2013 16:25   Заявить о нарушении
Вы очень интересный вопрос затронули. Главная трудность в том, что информации о том времени и у нас и в Польше крайне мало, поэтому что-то реконструировать можно только на уровне гипотез. Попробую обосновать свое понимание.
Польша крестилась в 966 году по западному обряду, Русь крестилась в 988 году по восточному обряду. (Есть данные о более раннем крещении Руси, но это тоже лишь гипотезы.) 22 года по историческим меркам – это немного. Можно сказать, что мы крестились почти одновременно. И в конце 10-го – начале 11-го веков шла борьба в основном не между восточным и западным христаинством, а между христианством и язычеством. Тот же Болеслав Храбрый больше похож на язычника, чем на «крестоносца». (Похож на Святослава Игоревича, тоже постоянно воевал.)
Тогда были спорные территории, так называемые «червенские города», «Червонная Русь».
(Сейчас большинство в Западной Украине, но Перемышль, к примеру, в Польше.)
В 981 году Владимир Святославич отвоевал их у поляков, в 1018 году Болеслав завоевал их снова, в 1031 году — снова были завоёваны Русью… Поэтому границы на исторических картах и рисуются разные…
Что сами жители тех червенских городов и их окрестностей думали: этого уже никто не узнает.
Я так предполагаю: не хотели они ни польскому Гнезно ни русскому Киеву подчиняться и дань платить, а хотели сами по себе жить. Но их мнения никто не спрашивал…
Ещё интересный факт: я когда материалы по гибели Бориса и Глеба собирал, искал информацию и по третьему погибшему брату – древлянскому князю Святославу Владимировичу. Он погиб именно в тех краях и в Львовской области есть памятник на месте его предполагаемой гибели…
Но информация о Червонной Руси очень скудная!
Да что тут много говорить: даже о Мстиславе Храбром, даже о Ярославе Мудром мы ведь очень мало знаем! А уж о Червонной Руси и подавно...

Андрей Иванович Ляпчев   20.10.2013 19:17   Заявить о нарушении
Можно согласиться, что мало известно о наших древнерусских князьях, но и то, что мы о них знаем, заставляет гордиться нашими предками. Допустим, князь Мстислав Храбрый (Тмутараканский, Черниговский)княжил у нас в Чернигове и был похоронен в Спасо-Преображенском соборе, который дошёл до наших дней. Конечно, в значительно изменённом виде. Есть о Мстиславе у меня статья.

А поляки очень уж похозяйничали на украинских землях в конце 16 - начале 17 столетия. Сколько украинский народ поднимал против них восстаний, и все они были потоплены в крови. Казаков сажали на кол, сдирали с них кожу, варили в чанах, четвертовали. Вот хотя бы почитать "Тараса Бульбу" или "Колиивщину" Шевченко. И только Богдан Хмельницкий смог прервать эти издевательства над православными. Именно вот с этих пор поляки считали украинские земли своими, и не хотели их отдавать. И даже дошли до Москвы. Ведь мало кто знает, что Польский король, кажется, Сигизмунд, даже после изгнания поляков из Москвы, официально именовался не только королём Польши, но и Руси, и так продолжалось до 1632 года (пишу по памяти, могу и ошибиться, но не на много).

Кстати, и Россия тоже по династическим причинам обосновывала свои претензии на украинские земли. Недаром Иван Грозный перенёс мощи князя Михаила Черниговского и боярина Фёдора из Чернигова в Москву. Ведь Михаил Черниговский и Иван Грозный были Рюриковичами. Вот этим своим актом царь Иван обосновывал свои законные претензии на украинские земли. А тут ещё поляки, которые на тот момент были очень сильны, вот и сталось с Украиной то, что сталось.

Но это уже не по теме Бориса и Глеба, занесло, извините.

С уважением,

Виталий Топчий   20.10.2013 21:53   Заявить о нарушении
Украинскими они стали не без влияния поляков. А проживал на южнорусских землях народ, который считал себя русинами. Первый черниговский архиепископ Лазарь Баранович(стал архиепископом после освобождения Черниговщины от поляков после войны Б. Хмельницкого) в своих стихах называл себя русином.
Эти стихи известны, их можно найти при желании. А вот сейчас его считают на Украине украинцем. Вот так переписывается наша общая история.
Но эта тема очень серьёзная и много можно по этому поводу говорить.

Виталий Топчий   21.10.2013 11:18   Заявить о нарушении
Предлагаю не трогать здесь историю после Kатастрофы XIII века. (Темы необъятные.)
А о домонгольской Руси хочется поговорить.
Митрополит Иларион, Нестор Летописец, Кирилл Туровский, автор «Слова о полку Игореве» - жили в едином «культурном пространстве».
Древние храмы Киева и Чернигова, Полоцка и Новгорода, Владимира и Суздаля - храмы единой веры и единой культуры.
Полностью согласен с Владимиром, что мы можем гордиться своими предками...
А вот могут ли они потомками гордиться?

Андрей Иванович Ляпчев   21.10.2013 17:07   Заявить о нарушении
И да, и нет! Истинно русский человек любит свою историю, такой, какова она есть. В ней много трагических и величественных страниц. Писалась она кровью, большой кровью русских людей. Об этом нужно знать и помнить. Взять хотя бы историю Великой Отечественной войны.

А не уподобляться слепым кротам, которые оставляют после себя груды разворошенной земли, выискивая в нашей истории груду "жареных" фактов, якобы порочащих русское государство и русский народ. Мол, русские - азиаты, дикий и невежественный народ, а вот западные народы - это демократия и культура.
Кто слепо пресмыкается перед Западом, тот недостоин звания русского человека, а таких, к сожалению. сейчас много развелось на Святой Руси.


Виталий Топчий   21.10.2013 19:22   Заявить о нарушении
Всякое в нашей истории было. Есть, чем гордиться, но есть и чего стыдиться.
Профессор Антон Владимирович Карташев, замечательнейший русский патриот и знаток истории, пишет о нравах того времени;
«Среди своих междоусобных войн князья слепо верили, что небесные покровители их удела вместе с ними ревнуют о победах и обогащениях за чужой счет. Поэтому Богородица Владимирская украшается награбленной святыней из Богородицы Киевской, София Полоцкая - из Софии Новгородской и т. п. В 1066 г. Всеслав Полоцкий при взятии Новгорода унес из св. Софии колокола, поликандила и церковные сосуды. В 1171 г. войска Андрея Боголюбского захватили Киев и "грабиша", говорит летописец, "монастыри и Софию и Десятинную Богородицы: церкви обнажиша иконами и книгами и ризами, и колокола изнесоша вси, и вся святыни взята быша". В 1205 г. Черниговские князья, с помощью которых Рюрик Ростиславич отнял Киев у своего соперника, "митрополью св. Софью разграбиша, и Десятинную св. Богородицы разграбиша и монастыри вся, и иконы содраша, а иные поимаша, и кресты честные и сосуды священные и книги, то положиша все себе в полон". Во всем этом сказалась еще закваска узкого языческого политеизма, дробившего Божество и святыню на столько же враждующих лагерей, сколько создавала их человеческая история». (Карташёв А.В., Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. — С. 298.)
И западные народы не нужно идеализировать и превозносить. В те времена самым культурным народом были византийцы. (Культурное лидерство Византии сохранялось до 1204 года, когда западные варвары устроили грандиозный погром и разграбление Константинополя.)
И Волжская Болгария, наша «восточная соседка», была культурнее западных стран…
Полностью разделяю Ваше возмущение по поводу «выискивания в нашей истории груды "жареных" фактов, якобы порочащих русское государство и русский народ». Не только выискивают, но ещё и выдумывают такие факты. А потом эти действительные и выдуманные факты сравнивают с абсолютно выдуманным «культурным Западом»…
Денис Иванович Фонвизин еще в 1783 году сформулировал вопрос: «Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудки: первый, будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; вторый, будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо?»
Ответ на этот вопрос так до сих пор и не найден.

Андрей Иванович Ляпчев   22.10.2013 17:22   Заявить о нарушении
Ярослав был коварным. Повесть описывает, как он обманом перебил новгородцев, когда последние побили варягов.

Как то читал на форумах, что братьев убил скорее всего Ярослав, а на Святополка свернул.Лично я поддерживаю именно эту идею.
Да, Борис отрекшись от престола, терял шансы его занять на всегда. Как конкурент он конечно ни Ярославу ни Святополку был не опасен. Но ведь отрекшись от престола Борис автоматически переходил в лагерь Святополка. Для Ярослава это было даже хуже, если бы Борис узурпировал престол отца.Как говорил дедушка Ленин - ищите кому это вывгодно.

Вспомним так же, что Ярослав собирался воевать с отцом, а значит и с братьями. Нет ведь сведений, что кто-то еще из сыновей поддерживал бунт Ярослава.Простили ли они Ярослава со смертью отца? Вряд ли. Возможно даже виновником смерти Владимира считали. Ярославу были выгодными смерти братьев, они и умерли.

Думаю и враждебность Мстислава к Ярославу объясняется этим. Останься живыми Борис и Глеб, они бы просто присоединились к Мстиславу.

Владимир Старовойтенко   23.11.2014 23:23   Заявить о нарушении
ВЛАДИМИР: Ярослав был коварным. Повесть описывает, как он обманом перебил новгородцев, когда последние побили варягов.
АНДРЕЙ: Он был князем и в жилах его текла варяжская кровь. В том конфликте новгородцы, возможно, не менее варягов были виноваты. Потом Ярослав помирился с новгородцами, что косвенно свидетельствует в пользу того, что они свою вину сознавали.
ВЛАДИМИР: Как то читал на форумах, что братьев убил скорее всего Ярослав, а на Святополка свернул. Лично я поддерживаю именно эту идею.
АНДРЕЙ: Моя статья и направлена прежде всего против этой версии.
ВЛАДИМИР: Да, Борис отрекшись от престола, терял шансы его занять на всегда. Как конкурент он конечно ни Ярославу ни Святополку был не опасен. Но ведь отрекшись от престола Борис автоматически переходил в лагерь Святополка. Для Ярослава это было даже хуже, если бы Борис узурпировал престол отца.Как говорил дедушка Ленин - ищите кому это вывгодно.
АНДРЕЙ: Почему Вы решили, что Борис отрекался от престола? Что у него были права на престол? А ничего «автоматического» в подобных конфликтах не бывает. («Автоматически» - это не аргумент.)
ВЛАДИМИР: Вспомним так же, что Ярослав собирался воевать с отцом, а значит и с братьями. Нет ведь сведений, что кто-то еще из сыновей поддерживал бунт Ярослава. Простили ли они Ярослава со смертью отца? Вряд ли. Возможно даже виновником смерти Владимира считали. Ярославу были выгодными смерти братьев, они и умерли.
АНДРЕЙ: Владимир, Вас подводит память. Не Ярослав с отцом собирался воевать, а Владимир с сыном. Ярослав добивался бОльшей самостоятельности Новгорода, Владимиру это не нравилось. С какой бы стати братья Ярослава поддерживали новгородцев?.. Но что они, якобы, могли считать Ярослава виновником смерти отца – это уже не гипотеза, а натуральный поклеп! Такое можно придумать только с резким обвинительным уклоном против Ярослава. И не нужно забывать, что до конфликта с Ярославом у Владимира был конфликт со Святополком. Для обид на Святополка у Владимировичей было больше оснований. Не факт, что Святополк был им родным братом.
ВЛАДИМИР:
ВЛАДИМИР: Думаю и враждебность Мстислава к Ярославу объясняется этим. Останься живыми Борис и Глеб, они бы просто присоединились к Мстиславу.
АНДРЕЙ: Да не было там какой-то враждебности. Мстислав хотел и умел княжить и считал законным своё право на Черниговский стол. Братья сумели договориться о мирном разделе сфер влияния, что свидетельствует,скорее, об отсутствии личной вражды.

Андрей Иванович Ляпчев   24.11.2014 17:35   Заявить о нарушении
= АНДРЕЙ: Он был князем и в жилах его текла варяжская кровь. В том конфликте новгородцы, возможно, не менее варягов были виноваты. Потом Ярослав помирился с новгородцами, что косвенно свидетельствует в пользу того, что они свою вину сознавали.=
Новгородцы вообще-то и сами были из рода варяжского. А Вина их вот: «Когда Ярослав не знал еще об отцовской смерти, было у него множество варягов, и творили они насилие новгородцам и женам их. Новгородцы восстали и перебили варягов во дворе Поромоньем.»
А вот виновник конфликта: «На другой день, собрав остаток новгородцев, сказал Ярослав: "О милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна". Утер слезы и обратился к ним на вече:…»

= АНДРЕЙ: Почему Вы решили, что Борис отрекался от престола? Что у него были права на престол? А ничего «автоматического» в подобных конфликтах не бывает. («Автоматически» - это не аргумент.)=
Летопись пишет, что люди от его разошлись, когда он отказался занять отцовский стол. А люди его просили. Кто бы стал его поддерживать в следующий раз?
Не нравится автоматически? Ну, по крайней мере, Борис сам говорит о переходе на сторону Святополка: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца". Услышав это, воины разошлись от него»

= АНДРЕЙ: Владимир, Вас подводит память. Не Ярослав с отцом собирался воевать, а Владимир с сыном. Ярослав добивался бОльшей самостоятельности Новгорода, Владимиру это не нравилось. С какой бы стати братья Ярослава поддерживали новгородцев?.. Но что они, якобы, могли считать Ярослава виновником смерти отца – это уже не гипотеза, а натуральный поклеп! Такое можно придумать только с резким обвинительным уклоном против Ярослава. И не нужно забывать, что до конфликта с Ярославом у Владимира был конфликт со Святополком. Для обид на Святополка у Владимировичей было больше оснований. Не факт, что Святополк был им родным братом.=
Понимаете, поклеп, это когда точно знаешь истину, но говоришь несправедливость. А когда фактов мало, любая гипотеза, имеющая под собой почву, может оказаться верной. И мы ведь не утверждаем, а предполагаем.
Ярослав отказался платить дань с Новгорода, а не больше свободы хотел. По сути дела это было отделение Новгорода от империи Владимира.
Владимир ведь не болел, пока не собрался в поход. Что могло произойти, чем мог заболеть, что скоропостижно скончался? Разумно предположить, что сердце подвело. Ну, а измена сына вполне подходящий повод, чтобы сердце схватило.
Про конфликт Владимира со Святополком что-то ничего в летописи не читал. Не знаю с чего вы это взяли. Да, летопись пишет, что Владимир Святополка не любил. Но не любил потому, что не был женат на его матери. И, не смотря на эту нелюбовь, князем туровским его сделал. Больше Нестор ничего такого не пишет. Не мог Святополк и жениться на полячке против воли Владимира. Скорее всего сам Владимир заключил с поляками мир таким образом, после того, как захватил у поляков червенские города.

= АНДРЕЙ: Да не было там какой-то враждебности. Мстислав хотел и умел княжить и считал законным своё право на Черниговский стол. Братья сумели договориться о мирном разделе сфер влияния, что свидетельствует,скорее, об отсутствии личной вражды.=
Андрей. Вы наверно давно читали Повесть Нестора: «В год 6532 (1024). Когда Ярослав был в Новгороде, пришел Мстислав из Тмутаракани в Киев, и не приняли его киевляне. Он же пошел и сел на столе в Чернигове; Ярослав же был тогда в Новгороде.»
Заметьте, что Мстислав не сел в Киеве только потому, что его не приняли киевляне. Чернигов ему тоже никто не давал (Владимир посадил Мстислава в Тмутаракани), поэтому Ярослав пошел на него войной. Но битву проиграл: «И когда увидел Ярослав, что терпит поражение, побежал с Якуном, князем варяжским, и Якун тут потерял свой плащ золотой. Ярослав же пришел в Новгород, а Якун ушел за море. Мстислав же чуть свет, увидев лежащими посеченных своих северян и Ярославовых варягов, сказал: "Кто тому не рад? Вот лежит северянин, а вот варяг, а дружина своя цела". И послал Мстислав за Ярославом, говоря: "Садись в своем Киеве: ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона Днепра". И не решился Ярослав идти в Киев, пока не помирились. И сидел Мстислав в Чернигове, а Ярослав в Новгороде, и были в Киеве мужи Ярослава.»
Видите, даже не смотря на мир, предложенный Мстиславом, Ярослав боялся идти в Киев. Хотя и киевляне были противниками Мстислава. А Вы говорите не было личной вражды.

Владимир Старовойтенко   24.11.2014 20:58   Заявить о нарушении
ВЛАДИМИР: Как конкурент он конечно ни Ярославу ни Святополку был не опасен. Но ведь отрекшись от престола Борис автоматически переходил в лагерь Святополка
ВЛАДИМИР: Борис сам говорит о переходе на сторону Святополка: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца". Услышав это, воины разошлись от него»
АНДРЕЙ: Протестую. В ПВЛ однозначно говорится о том, что Борис погиб раньше, чем Ярослав узнал о смерти отца. В ПВЛ сказано: «...пришла ему весть из Киева от Предславы: "Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, а на Глеба послал, берегись егоочень"» Таким образом Борис погиб да начала борьбы между Святополком и Ярославом. Святополк и Ярослав могли и не воевать, а поделить сферы влияния. (Как позднее Ярослав и Мстислав сделали.)
ВЛАДИМИР: Новгородцы вообще-то и сами были из рода варяжского. А Вина их вот: «Когда Ярослав не знал еще об отцовской смерти, было у него множество варягов, и творили они насилие новгородцам и женам их. Новгородцы восстали и перебили варягов во дворе Поромоньем.»
А вот виновник конфликта: «На другой день, собрав остаток новгородцев, сказал Ярослав: "О милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна". Утер слезы и обратился к ним на вече:…»
АНДРЕЙ: И в приведенной Вами цитате новгородцы не отождествляются с варягами. «На другой день» - это после письма Предславы о смерти отца и гибели Бориса... То есть «на другой день» Ярославу было бессмысленно устраивать разборки, кто и в чем виноват. Как умный человек, он в сложившейся ситуации взял всю вину на себя и «покаялся» перед новгородцами...
ВЛАДИМИР: Про конфликт Владимира со Святополком что-то ничего в летописи не читал. Не знаю с чего вы это взяли.
АНДРЕЙ: Помилуте, уважаемый Владимир! Разве Вы не читали обсуждаемую статью?! Я ведь там говорил об этом, ссылаясь на «Хронику» Титмара Мерзебургского... Или Вы дискутируете, не прочитав статьи?
ВЛАДИМИР: Нет ведь сведений, что кто-то еще из сыновей поддерживал бунт Ярослава.Простили ли они Ярослава со смертью отца? Вряд ли. Возможно даже виновником смерти Владимира считали. Ярославу были выгодными смерти братьев, они и умерли.
Думаю и враждебность Мстислава к Ярославу объясняется этим. Останься живыми Борис и Глеб, они бы просто присоединились к Мстиславу.
ВЛАДИМИР: Вы наверно давно читали Повесть Нестора: «В год 6532 (1024). Когда Ярослав был в Новгороде, пришел Мстислав из Тмутаракани в Киев, и не приняли его киевляне. Он же пошел и сел на столе в Чернигове; Ярослав же был тогда в Новгороде.»
Заметьте, что Мстислав не сел в Киеве только потому, что его не приняли киевляне. Чернигов ему тоже никто не давал (Владимир посадил Мстислава в Тмутаракани), поэтому Ярослав пошел на него войной. Но битву проиграл: «И когда увидел Ярослав, что терпит поражение, побежал с Якуном, князем варяжским, и Якун тут потерял свой плащ золотой. Ярослав же пришел в Новгород, а Якун ушел за море. Мстислав же чуть свет, увидев лежащими посеченных своих северян и Ярославовых варягов, сказал: "Кто тому не рад? Вот лежит северянин, а вот варяг, а дружина своя цела". И послал Мстислав за Ярославом, говоря: "Садись в своем Киеве: ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона Днепра". И не решился Ярослав идти в Киев, пока не помирились. И сидел Мстислав в Чернигове, а Ярослав в Новгороде, и были в Киеве мужи Ярослава.»
Видите, даже не смотря на мир, предложенный Мстиславом, Ярослав боялся идти в Киев. Хотя и киевляне были противниками Мстислава. А Вы говорите не было личной вражды.
АНДРЕЙ: И снова повторю: «Не было личной вражды». В 1015 умер батька Владимир Святославич. В 1016 году начинается борьба между Ярославом и Святополком. Борьба закончилась в 1019 победой Ярослава. Мстислав в распре не участвовал! Только в 1023 году они сцепились! Семь лет нейтралитета при личной вражде? Не согласен категорически.
ПОСТСКРИПТУМ: Уважаемый Владимир, считаю разговор на эту тему со своей стороны исчерпанным.

Андрей Иванович Ляпчев   25.11.2014 17:40   Заявить о нарушении
=АНДРЕЙ: Протестую. В ПВЛ однозначно говорится о том, что Борис погиб раньше, чем Ярослав узнал о смерти отца. В ПВЛ сказано: «...пришла ему весть из Киева от Предславы: "Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, а на Глеба послал, берегись егоочень"» Таким образом Борис погиб да начала борьбы между Святополком и Ярославом. Святополк и Ярослав могли и не воевать, а поделить сферы влияния. (Как позднее Ярослав и Мстислав сделали.)=

В Повести написано так. Но кто писал? А Вас не смущает, что все, что задумывал Святополк, осуществил Ярослав?

=АНДРЕЙ: И в приведенной Вами цитате новгородцы не отождествляются с варягами.=
Конечно нет. Речь шла о каких-то бродячих варягах, нанятых Ярославом. Но в первой части Повести Нестор пишет: «И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»

=АНДРЕЙ: Помилуте, уважаемый Владимир! Разве Вы не читали обсуждаемую статью?! Я ведь там говорил об этом, ссылаясь на «Хронику» Титмара Мерзебургского... Или Вы дискутируете, не прочитав статьи?=
Статью обсуждаемую я конечно читал. Вот Титмара до сих пор нет. Вот сейчас посмотрел, оказывается после смерти Владимира Святополк не княжил в Киеве ни дня до того момента, пока его туда не посадил Болеслав. Соответственно он не мог организовать убийство братьев. Святополка женил на дочери Болеслава , как я и предполагал, сам Владимир.
Если признать, что все это чушь, то нужно признать чушью и заключение Святополка Владимиром. Ведь это могло быть обманом, с целью скрыть истинные мотивы агрессии Болеслава в отношении Руси. Русские летописи просто изголяются, обливая Святополка грязью. А вот об измене отцу молчат. С чего бы это? Не было ни какого ареста. И поход Болеслава на Русь был один.
Два брата, которым Владимир оставил Русь это - Ярослав и Мстислав. Титмар видимо знал только чем закончилась усобица сыновей Владимира.
Вражда между Ярославом и Мстиславом явно была. Просто прошло время пока она переросла в вооруженный конфликт. С чего бы это Мстиславу идти войной на старшего брата? А к этому нужно вспомнить и поход Брячислава на Новгород. А каковы причины? Ведь сидел он до сих пор тихо 20 лет.
Пожалуй тоже закончу.

Владимир Старовойтенко   26.11.2014 00:37   Заявить о нарушении
ВЛАДИМИР: оказывается после смерти Владимира Святополк не княжил в Киеве ни дня до того момента, пока его туда не посадил Болеслав. Соответственно он не мог организовать убийство братьев.
АНДРЕЙ: Под сомнения можно поставить и "Хронику" Титмара и ПВЛ...
Ещё более сомнительно утверждение, что Святополк "не мог организовать", а вот Ярослав, "живший в Новгороде, "мог и сделал"...
Но мы решили "завязать" с этой темой...

Андрей Иванович Ляпчев   26.11.2014 16:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.