Зоя

- Свет! Тишина в студии! Тихо! Всё, пошла запись,  - щелчок, шум ленты.

- Простите, Зоя, продолжайте.
Выдержав паузу, она спокойно продолжила. 
- Когда я чувствую невесомость, спросили Вы? Да,  мне знакомо это чувство... иногда я ищу это состояние... в прежние годы я часто выбиралась к воде, только там я находила себя, ...среди гор и воды я восстанавливалась очень быстро...  - Зоя повернула голову и посмотрела в окно.
Яков смотрел на нее внимательно... и даже восхищенно. Это действительно было так, Зоя была восхитительна. Точнее сказать, не была, она и сейчас восхитительна, и дело не в годах.. "Во всяком случае, Зоя точно вне возраста"  подумал Яков, когда впервые увидел её.

  Проследив за ее взглядом, он спросил.
- А сейчас?
- Сейчас я обретаю это чувство самостоятельно, независимо, где нахожусь... Я откидываю голову слегка назад, закрываю глаза и перестаю слышать всё и вся, что меня окружает. ...Знаете, Яков, я не... очень большой ценитель поэзии, но есть строчки, которые отражают меня и мое состояние. -  Зоя снова бросила взгляд на окно и тихо произнесла:
 
Я лежу на спине,
На развёрстой волне,
Между морем и небом,
В безветренном дне.
Высь и глубь осторожно,
Веков не гоня,
Как дитя своё в зыбке,
Качают меня...

- Понимаете? Не важно, где я нахожусь в этот момент, я просто проваливаюсь в свой мир - воды, гор и теряю притяжение.
- Притяжение чего, земли?
- Нет, свое притяжение к месту, к ситуации, к людям, которые находятся в сию секунду рядом. - тихо ответила Зоя.
 
  Сидя в большом плетеном кресле из ротанга молочного цвета, она выглядела величественно. Яков мысленно порадовался, что для съемок в студии выбрал именно это кресло, в нем она чувствовала себя комфортно, это было видно. Платье нежно-зеленых тонов, которое дополнял белый кашемировый кардиган, смотрелось потрясающе. Изумрудное колье на груди оттеняло глаза, оно переливалось и отбрасывало при дыхании мерцающие лучи.
- Какое оно, это чувство?- спросил Яков, перекладывая одну за другой черно-белые фотографии. Рядом были и цветные, но его привлекали именно эти снимки - снимки прошлого... того, что было когда-то, того, что по какому-то стечению обстоятельств осталось в черно-белом изображении. Но именно это придавало этим фотографиям какой-то странный , новый смысл прошлой жизни...
  Было видно, что и Зоя смотрела на эти снимки иначе... и это не удивительно, разложенные везде, на столе, стульях и моргающие через проектор на белой кирпичной стене, Зоя всматривалась в лица родных и близких, иногда улыбаясь краешком губ. И думалось ей: "Они всю жизнь со мной - эти черно-белые кадры, я всю жизнь их берегу, даже когда сестры собирались избавиться от них как от старого ненужного хлама, я все равно берегу эти слайды жизни... и  случайно пойманная осень в парке, и безликое старое дерево у дома под горой... я все это храню и не важно, что лиц уже не разглядеть..."
Яков наблюдал за Зоей и снова переспросил.
 - Так какое оно, это чувство, Зоя, почему вы называете его именно невесомостью?
Она перевела взгляд на него и спросила.
-Яков, сколько вам лет?
- Хм, 39. - улыбнувшись, ответил Яков, поправляя красную потрепанную кепку  "Ferrari".
- Вы молодой человек, Яков.
- Ну-у,- он хотел протяжно что-то возразить Зое, но она и слова не дала сказать.
- Я повторяю, вы очень молоды! ...Но, несмотря на то, что вы многое уже понимаете и, безусловно, некоторые моменты уже имели возможность прочувствовать. И я не исключаю, что в чем-то вы разбираетесь даже лучше меня... Но, Яков, одно чувство, которое вы еще не ощутили - это невесомость. Это не просто состояние души, это то, что окрыляет и превозносит нас над всем тем, что уже пройдено. И это далеко не то, о чем вы подумали.
- А откуда вы знаете, о чем я подумал?
- Вот это и отличает нас... Вы прошли, какой-то путь, как и большинство людей. Вы способны уже анализировать, делать выводы из того, что пережили. Вы ощутили радость и восторг от прикосновения материнских рук, от прикосновений любимой женщины... возможно, испытали счастье от первой улыбки своего ребенка, от первого прикосновения его к вам... Это действительно волшебное чувство, и оно, конечно, окрыляет вас... Но невесомость это нечто другое...
   Яков опустил глаза и в сознании полетели мысли и отрывки воспоминаний своей жизни... мамины руки, которые обрезают розы в саду… первый поцелуй  Анны, в день весеннего равноденствия, ... слезы радости на ее лице, когда родился  их старший сын Давид,.... объятья  самой младшей Софии, в день ее семилетия...
 - Посмотрите на меня, Яков, - ровным голосом произнесла Зоя.- Я чувствую то, что вы видите. Я слышу шелест листьев в саду вашего дома, я вдыхаю запах чайной розы, что оплетает беседку, которая вместе с нежным ароматом цветов пахнет свежей морилкой, я слышу крик только, что рожденного ребенка... прекрасный малыш... мальчик?
   Яков от удивления открыл рот и с изумлением глядел на Зою. С нескрываемым волнением он снял с головы бейсболку и дрожащими руками стал перебирать козырек...
- Зоя, так вы медиум? Вы и правда видели все о чем я подумал?
- Нет, Яков, я только могу чувствовать, только ощущать, но не видеть воочию... Этим я и отличаюсь... Я могу ощутить это...
   Яков с нескрываемым восхищением смотрел на Зою. Ее большие, ясные глаза улыбались. Было ощущение, что это не он пытается разглядеть фрагменты ее жизни, а она... она уже все увидела в его сознании, все прочла, все поняла. Ему вдруг стало не по себе, он понял, что они отдалились от темы, от первоначальной идеи. Зоя, как почувствовав  его замешательство, продолжила сама.

- Моя мама всегда носила очки. Когда ее не стало, я их долго искала, но так и не нашла. Они были совершенно простые, в круглой оправе. Возможно, это странное сравнение, но я всегда сравнивала их с наручными часами... Не в буквальном, конечно, смысле. Очки остаются на лице без изменений, а человек взрослеет, меняется. Время скоротечно, если думать только о продолжительности жизни. Человеку всегда не хватает этого времени, чтобы что-то сказать, попросить прощения у тех, кто рядом. Нам кажется, что всегда наши родные будут с нами... и время еще есть. Но наступает время, когда мы понимаем, что больше нет в запасе даже одного дня, часа, минуты, чтобы успеть сказать все, что хотел, что не успел, стеснялся, боялся... все становится слишком мелким, второстепенным, ненужным и не столь важным по сравнению с этими простыми словами. Мамины очки, были как отражение жизни. Ее жизни и жизни папы, которого рано не стало. В один миг все изменилось. Мир перевернулся в ее глазах, она жила с ощущением того, что рано или поздно, ее часы остановятся ... и именно тогда, когда сойдутся секундные и минутные стрелки с часом,  они встретятся. Тогда, ты поймешь, что твой путь пройден, что задача, поставленная тебе при рождении Господом, завершилась и подошла к своей цели... Запомните, Яков, что Цель - это не точка отсчета, не то  что мы ставим перед собой, когда только приходим в этот Мир, а то, к чему мы идем всю нашу жизнь, приближаясь к ней день за днем. Мы не можем знать заранее, для чего мы приходим сюда, и почему именно нам открывается эта лестница с небес... Цель мы приобретаем тогда, когда ошибаемся, падаем, поднимаемся. Только тогда мы обретаем опыт и смысл... Когда учимся не только брать у жизни взаймы, но и отдавать, привносить что-то, творить и рождать, наконец. Вы, понимаете, Яков?- Зоя замолчала.
   Яков не мог оторвать взгляда от нее. Он всматривался в ее лицо, не понимая, что происходит... но не с ней, а с ним. "Что произошло? Кто эта женщина вообще? Почему она произвела такое впечатление? Господи,...Неужели я нашел... неужели дождался?"





- Яков, вы останетесь здесь до неопределенного времени. Работа не сложная. Вам как дипломату несложно будет общаться с людьми. Вашим сроком будет только время.
- Время, но сколько? Я хочу увидеть жену и детей. Когда это произойдет?
- Вашим ориентиром будет только это.
Яков протянул руку и взял простые круглые очки. Непонимающе он посмотрел на них и спросил.
- Зачем они мне? У меня хорошее зрение.
-Это не для вас. Вам нужно найти того, кому они принадлежат.
- Но это невозможно. Как я опрошу такое количество людей?
- У вас есть Время...
   

За тот длительный период, который он провел Здесь, ему неоднократно приходилось общаться с людьми непростыми, необычными в простом понимании. Людьми, которые не просто прошли свой путь и готовы что-то рассказать о себе и своей жизни, а людьми, которые реализовали свою миссию и дошли до цели. В мире людей это принято называть покаянием, исповедью. Здесь же это называется - пройти Свет.
   Это место, куда люди попадают исключительно во сне, сами не подозревая, что оказываются вне своего пространства, а проснувшись утром или очнувшись после кратковременной потери сознания, считают, что видели сон. Место, откуда еще можно вернуться Назад. Вернуться для того, чтобы что-то понять, исправить, или просто увидеть. Но эта возможность дается единицам из многомиллиардной толпы душ.
   Яков тоже не случайно попал сюда, он это понимал. Его запланированная дипломатическая поездка в составе делегации на конференцию общества «Индия и Советский Союз - два больших государства, которые желают сотрудничать друг с другом", представлялась увлекательным путешествием, и редкой возможностью выехать всей семьей за границу. На деле обернулось тем, что Яков потерял все. Сам перенеся клиническую смерть в результате катастрофы, он очнулся с мыслью, что его семьи больше нет с ним. Крушение поезда произошло на мосту через реку Багмати в штате Бихар (Индия) 6 июня 1981года,  между городами Манси и Сахарса. 7 вагонов поезда, перевозившего по разным данным от тысячи до трех тысяч человек, но вместимостью не более восьмисот, были опрокинуты ураганным ветром в воду. Газеты писали, что в течение пяти дней были обнаружены больше двухсот тел погибших, несколько сотен пропали без вести. Высказывались мнения о том, что погибли от пятисот до восьмисот  человек, что дало повод говорить о данном инциденте, как о крупнейшей железнодорожной катастрофе ХХ века.
   Он потерял всех до единого, жену Анну и двоих детей. Последующий год он провел в мучениях и муках. Чувство вины разъедало его, он так и не смог простить себя за то, что не уберег свою семью от гибели. Прокручивая в голове день за днем,  минуты и секунды до трагедии, он не мог понять - почему согласился на просьбу жены отпустить водителя с машиной, чтобы, посмотрев древние достопримечательности, вернуться в город поездом...
   Работа не смогла заменить ему семью. Отказавшись от успешно складывающейся карьеры, он перебрался жить к морю. Сутками он пересматривал черно-белые фотографии жены и детей. Эти снимки напомнили ему о том, что он очень любил фотосъемку. Тогда он снимал много. Потом они часами с женой проводили время в ванной комнате, проявляя эти маленькие фрагменты их совместной жизни. Эти воспоминания еще больше приводили его в состояние какой-то прозрачности. Он уже не понимал где он. Было какое-то странное чувство.  Короткими минутами  радости стали лишь прогулки с фотокамерой. "Minolta" оказалась единственной вещью, которую он привез из Индии. Фотографии и проявка занимали все его время. Он брал фляжку воды, сухари и на несколько суток уходил в горы. Потом спускался на небольшие островки дикого пляжа и проводил там еще несколько дней. Он стремился уйти подальше от людей.  Отсутствие страха вызывало в нем желание,  подняться на горный отвес, преодолевая опасные рубежи или доплыть до скал, что были на расстоянии километра от берега. И все это только для того, чтобы сделать редкий кадр... Вид разбивающихся волн о скалистый берег  сподвиг его на неоправданный риск. Не рассчитав свои физические возможности, он отправился в шторм на скалы...
Очнулся Яков уже Здесь.

- Не понимаю... - задумчиво произнес Яков, посмотрев на Зою.
- Что именно? – улыбнувшись, спросила она, поправляя складки своего кардигана.
- Я не понимаю, почему вы говорите о невесомости так, как будто уже знаете...- Яков замолчал на полуслове.
- Как будто я уже была Здесь? Вы, думаете, что невесомость можно ощутить только попав Сюда? Это Вы имеете в виду?
Яков молча кивнул. Он был не готов к ее вопросу. Он впервые встретил Здесь человека, который мог говорить об этом, не задавая вопросов - Как? За что? Почему я Здесь?.
- Нет, просто я подумал, может невесомость это не то чувство, которое вы на самом деле ощущали. В том смысле, что может это просто была некая медитация, что ли...углубленное погружение в свой внутренний мир или ...сон...?
- Яков, мы оба знаем, что я имею в виду. Невесомость - это то, что мы способны ощущать только в одном случае, если на нас не давит ничего. Не давят обиды, не беспокоит прошлое, не раздражает настоящее. Вы может возразите мне, но поверьте, способность отпустить обиду, простить кого-то за причиненную боль, попросить прощение самому, это ведь не так просто. Но, только искреннее чувство всепрощения и желание понять, способно даровать нам состояние невесомости, я повторюсь не пустоты, а именно невесомости. Понимаете, Яков, я не безгрешный человек и мне тоже свойственно ошибаться, как и  всем людям… Но только в ошибках мы набираемся опыта. Я уверена, что я не одна в этом мнении.
   Зоя поднялась с кресла. Яков повернулся и наблюдал за ней. Она, не спеша, как будто прислушиваясь к себе, и одновременно, удивляясь своим движениям, подошла к окну. Яков подумал, как  же Здесь по другому люди ощущают себя, свое физическое состояние. Зоя поднялась легко, и было видно, что это доставляет ей удовольствие. Это действительно было так. В обычной жизни Зоя двигалась медленнее, ее большая тучная фигура немного сковывала ее, но  она же делала ее величественной, именно величественной.
   Яков встал и подошел к ней.  Зоя смотрела в окно,  на лице была грусть, но глаза по- прежнему улыбались, излучая какой-то загадочный, удивительный свет.
- ...Когда я уже осталась без мужа, когда думала - не выживу, мучаясь  от этой бесконечной тоски и боли, мне вдруг встретился путник..., случайно... на рынке. Он столкнулся со мной плечом и готов был пройти мимо, но вдруг остановился и ухватился за мой рукав. Я говорю, ему - "Отпусти! Чего схватился-то?". А он посмотрел и сказал - "И ты отпусти!". И, потерявшись в толпе, испарился. Я стояла посреди рыночной площади в оцепенении. Понимая, что этот путник - не путник, что это посланник.  Спустя полминуты подошел мой сын, который нес следом сумки...   Понимаете, Яков? Нам нужно учиться отпускать, как бы тяжело нам не было, как бы мы себя не жалели, как бы не лелеяли свою боль по тому, чего не вернуть, как бы не испытывали чувство вины или еще что-то....Нужно научиться прощать, просить прощения и отпускать.  И только тогда мы обретаем невесомость,  обретаем цель, а значит смысл того  - почему мы продолжаем жить, для чего!.
Яков некоторое время стоял в оцепенении, глядя на Зою. Потом посмотрел на часы и сказал.
- Наше время заканчивается. Вам пора возвращаться, Зоя. У меня остался только один вопрос. Чего вы еще ждете от Жизни?
Зоя подняла счастливые глаза и сказала.
-  Я мечтаю увидеть внуков!
- Я очень рад знакомству с Вами, - сказал Яков, потом, помолчав, тихо добавил. - Можно мне Вас обнять?
Зоя молча обняла его. И по-матерински погладила по голове. Яков не удержался, зажмурил глаза и по его лицу потекли слезы. Он понял, что Зоя  оказалась Здесь не для того, чтобы помогли ей, а для того, чтобы она помогла ему... помогла найти ответ на вопрос Почему?. Почему он остался Здесь, между Миром и Землей.

Вернувшись в номер, Яков поднял телефонную трубку и произнес.
- Я нашел то, что искал.
На другом конце провода он услышал.
- За вами уже выехали.
Яков положил трубку  и лег на кровать. Он облегченно вздохнул и закрыл глаза... Он знал, что скоро увидит свою семью... Он улыбался....


Рецензии