2. Внушение без гипноза. Университетские рассказик

Внушение без гипноза.

(Университетские рассказики)

       Всего пару месяцев спустя после завершения моей срочной службы в армии, которую я проходил после окончания московского  института, меня пригласили работать преподавателем  кафедры материаловедения университета нащего города. Рекомендовал меня нашему университету мой московский преподаватель доцент Илларионов. Мне тогда едва исполнилось двадцать пять лет.

   Года через два-три я уже поднабрался опыта, учился в заочной аспирантуре, положительно оценивался коллегами.  Но, вот, у студентов и особенно студенток, которых был старше всего лет на пять-шесть, чувства боязливого трепета, проявлявшегося у них к  моим  седовласым  коллегам, не вызывал.

  Обычно знакомство с новой группой студентов сопровождалось хиханьками и хаханьками группы с полным пропусканием мимо ушей, моих слов о сложностях и испытаниях им предстоящих.  Ведь я буду преподавать им не какую-нибудь, там, «Гражданскую оборону», а их спецпредмет, один из главных предметов избранной ими специальности, где никакие поблажки студентам не «светят».

   Полное «закручивание гаек» заканчивалось месяца через два, когда попытки «проскочить на халяву» контрольные и лабораторные работы терпели полное фиаско и надо было серьёзно браться за учебники и присутствовать на всех занятиях, чего, особенно от заочников, администрация кафедры официально не требовала.

  Но главные слёзы ждали студентов впереди. Поверьте мне,  преподаватель, задав студенту пару элементарных вопросов, может определить «въехал в тему»  студент  или он зазубрил как попугай, или он вообще «не в теме». Именно научить студентов «въезжать в тему и чувствовать себя там как рыба в воде» и было смыслом моей работы, на которую я не жалел ни времени, ни сил, занимаясь дополнительно, если это становилось необходимо, и с группой, и с отдельными студентами. Зато «не въехавших по причине зубрёжки или лени» мог развернуть на пересдачу «зачёта» раз по пять. После такого «сита» с полной уверенностью знал, что каждому студенту этой группы можно, не глядя, ставить, как минимум, оценку «удовлетворительно».

  Но весь этот мой «Сизифов труд», по принуждению студентов к серьёзной работе, приходилось повторять в каждой новой учебной группе, пока не произошел такой случай.

  Как-то, во время сессии, моя группа уже сдала  экзамен по материаловедению, и через день собралась на консультацию по подготовке к очередному экзамену.  Но у преподавателя, который должен её проводить, по дороге в университет сломалась машина. Так как между нами сложились тёплые дружеские взаимоотношения, он позвонил мне на кафедру, а наши кафедры и аудитории располагались на одном этаже и в одном коридоре, и попросил меня подменить его, пока из автосервиса приедет эвакуатор за его машиной. Я согласился,  в тот день у меня занятия не планировались.

  Так как экзамен по моему предмету группа сдала успешно, мои бывшие студенты встретили меня восторженно. Говорить со студентами по темам не своего предмета счёл не корректным, поставив перед собой задачу, удержать их до прихода коллеги в тишине.

  И надо сказать, всё у меня в этот день сложилось. В моём «дипломате» лежал прямо в заводской упаковке новенький советский кассетный портативный магнитофон «Спутник», купленный мною накануне. Тогда это было «круто», как сейчас, самый «навороченный» мобильник. Но самое главное, у меня имелась магнитофонная кассета, привезённая несколькими днями ранее из Москвы двоюродным братом, записанная всего неделю назад прямо на концерте Владимира Высоцкого, с его новыми песнями, ставшими позже хитами.

  Мы прослушали часовую запись, конечно, соблюдая «конспирацию», а мой коллега так и не появился. Если бы кто-то донёс об этом «концерте» университетскому куратору КГБ, то меня, как организатора, могли бы в те годы и «вежливо попросить». Но это к слову.

  Я уже собирался убрать свою «технику» обратно в «дипломат», как сидевшая напротив меня за первой партой староста группы Маргарита Мартынюк, молодая бойкая женщина, обратилась ко мне:

  - Я у Вас, Владмир Семёнович, в коробке от магнитофона заметила,  что и микрофон есть и заводская кассета незаписанная. Давайте мы все Вам наговорим комплиментов на память на кассету.

  В моей голове молнией пролетела мысль о ценной находке. Почему-то вспомнил дубово-правильную мысль, высказанную старшиной новобранцам и услышанную мною во время службы в армии, когда он сказал:

  - Запомните! То, что вы сегодня ещё только съедите на завтрак, я это  уже переварил, и этим  ещё вчера  сходил в туалет.

  Я поймал мысль, на ходу формулируя её словесно:

  - Давайте! Только не комплименты, а расскажите будущим третьекурсникам, что их ждёт при изучении материаловедения. Какой багаж знаний нужно иметь, чтобы освоить этот предмет, какие условия придётся им выполнять, на что обращать внимание, какие требования они услышат от меня, и чего вы добились, пройдя через все трудности.


  - Да, да! Давайте, и пусть каждый назовёт своё имя и фамилию, а то не поверят, - неслись со всех сторон одобрительные возгласы.

  Интервьюирование группы, длившееся уже минут десять, прервало появление задержавшегося моего коллеги. Мне ничего не оставалось, как только собрать свои вещички, тепло попрощаться с группой, переброситься парой фраз со своим коллегой и выйти из аудитории.

     *  *

   На первое занятие с новой группой студентов в начале следующего учебного года я взял с собой свой портативный магнитофон и ту кассету с высказываниями бывших студентов. Когда я закончил вступительное слово своей вводной лекции, кто-то из студентов спросил меня:

  - А правду ли говорят, что Вы очень строгий преподаватель, что к Вам ходят по восемь раз сдавать зачёт, и Вы требуете от студента знаний не ниже чем на "четыре с плюсом"?

  - А я вам всем задам следующий вопрос. Вы хотели бы, чтобы вам делал операцию, да и вообще лечил вас врач, учившийся, абы как, на тройки и путающий геморрой с гайморитом? Ведь я вам буду преподавать один из ваших спецпредметов по добровольно выбранной вами профессии. И мой престиж зависит от того, специалистов какого уровня я подготовлю.

  Кто хочет стать специалистом, тому я в этом помогу, кто ленится, не стремится восполнить свои пробелы в общеобразовательных дисциплинах или лишен способностей к этому, должен подумать о получении для себя другой специальности.

  Чтобы не быть голословным, вот послушайте, что говорят по этому поводу студенты, сдавшие материаловедение в прошлом году.

  И я вытащил из «дипломата» готовый к работе магнитофон, но прежде чем нажал на кнопку «Воспроизведение» сказал:

  - Каждый выступавший, записанный здесь на кассете, назвал своё имя и фамилию, так что можете пойти на старший курс и встретиться с ними лично.

  Наступила «гробовая тишина», без которой чётко разобрать голоса любительской записи студенты  не смогли бы.

  Первой выступала староста группы Маргарита Мартынюк:

  - Ребята и девчата! Я староста группы Маргарита Мартынюк. Послушайте нас внимательно и «мотайте на ус». Это избавит вас от лишних слёз. Владмир Семёнович  очень требовательный преподаватель, но справедливый, не пропускайте ни одно занятие, он вам всё так «классно» объяснит, всё поймёте и легко запомните.

 -  Я, Вера Бабкина. Я лекции пропускала, думала, загляну к девчонкам в конспекты и сдам зачёт. Представляете, я шесть раз приходила сдавать. Потом во всём разобралась, по темам выучивала и сдавала. Зато теперь руку тяну пер-ва-я! На любой вопрос ответ знаю-ю!

  - Я, Мила Гольдман. Со мной такой конфуз произошел, ужас. На лабораторной работе я не смогла сформулировать и объяснить в чём принцип закона Архимеда, по которому мы должны были определять объём  кусочка бесформенного твёрдого монолитного материала, чтобы затем определить удельный вес материала данного образца. Преподаватель меня спросил: «Какая отметка у Вас по физике, и кто Вам преподавал физику в 7м классе, и в какой школе?»  Я и сказала – «четыре», и спрашиваю: « Вы, что позвонить моей учительнице по физике хотите?»
   А  Владмир Семёнович мне отвечает: « Вот поставлю я Вам сейчас «зачёт», и станете Вы через три года дипломированным инженером, и, не дай бог, допустите в работе похожий «ляп». И Вас спросят о том, кто Вам преподавал в университете материаловедение? Вы назовёте. А на меня икота нападёт, и уши краснеть станут, как меня недобрыми словами вспомнят. А я этого не хочу!»
     Я этот позор всю жизнь не забуду,  стыдно мне стало очень, ведь я не только сама опростоволосилась, но и свою школьную учительницу без вины «подставила», так что повторяйте физику и химию, на них всё материаловедение основано.

 - Я, Марат Кузьмин. Я «балдею», никогда не думал, что материаловедение такая интересная наука. Вот смотрю я на предметы вокруг себя и знаю, из какого материала они сделаны, свойства его, способы производства или переработки, дефекты. Ощущение такое будто я в их душу залез.

  … за десять минут магнитофонной записи выступили человек двенадцать. Когда я выключил магнитофон, никто не нарушил тишины. Вводная лекция прошла спокойно, как обычно проходят лекции в середине семестра, размеренно, деловито. Все усердно писали, а в конце попросили дать список рекомендованной литературы, помимо перечисленной  в «методичках», имевшихся у студентов.

  Начиная с этой группы, проблем у меня больше не возникало. Правда, в конце каждого учебного года я свою магнитофонную запись обновлял, и занятия в каждой новой группе начинал с магнитофонного «внушения без гипноза».

      Букулты   2013 год.                Владмир  Пантелеев



 

   

   


Рецензии
Прекрасный ход, Владмир!
Мотивацию к изучению предмета стимулировал замечательно!

Светлана Данилина   17.04.2020 23:53     Заявить о нарушении
Придумал экспромтом. Спасибо!

Владмир Пантелеев   18.04.2020 19:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.