Христиане ранней церкви и ВБ

Читая популярную в адвентизме книгу Великая Борьба (ВБ), человек может восхищаться и радоваться, смущаться и удивляться той картиной Великой Борьбы между Богом и сатаною, которая в ней раскрыта.

Но в общем при всех плюсах этой книги, она так же имеет свои недостатки. В частности, если в руки ее возьмет человек знакомый с историей христианства у него вызовет возмущение или как минимум недоумение та гостросюжетность и тот негативизм которым наполнены главы описывающие христианство I-XI веков.

Если взглянуть на первые главы, то получим такую картину:
Первая глава - кратко рассказывает о разрушении Иерусалима ,которое предрек Иисус, и о том, как верные ему ученики спаслись, повинуясь наставлениям Учителя.
Вторая глава - переходит к вопросу гонений на христиан которые были развернуты римской властью против христиан, но рассказывается полностью безлико, что удивляет.
Третья глава - очень резко и негативно описывает период истории христианства с IV - по XI век. Как о сплошном отступничестве и почти отсутствии верных Божьих детей.
Четвертая глава - перепрыгивает к вальденсам, христианскому движению XII ст.

Так вот, этот гостросюжетный негативизм, весьма несостоятельный, если исследовать этот вопрос через призму истории христианства.

Во-первых: был упущен весьма важный период ранней церкви, период мужей апостольских или учеников апостолов. Сегодня мы можем с легкостью достать и иметь возможность ознакомиться с их писаниями (посланиями), в которых описывается жизнь и вера христиан а период гонений. Потому считаю, что вторая глава, зря такая безликая и могла быть дополнена именно этими моментами истории.

Во-вторых: был упущен период апологетов, период когда в христианство приходят люди образованные, люди по уровне своему подобны апостолу Павлу, которые вступали в общение с власть имущими и открывали им христианство не как "затюканую" иудейскую секту, а как новое мировоззрение, как новую религию основанную Сыном Божьим, который жил среди нас и умер за нас. Следовательно, их можно было бы смело поместить в третью главу показав не только негатив, но и позитив, который конечно же имел место быть.

В-третьих: есть обширный период соборов, о котором можно долго спорить, что-то принимать, а что-то нет, но игнорировать его попросту глупо. Именно по этому я твердо уверен, что его тоже нужно было упомянуть в этой части ВБ, показав, что и в этот период были верные христиане.

Подводя итог, скажу, я не противник книги ВБ и не призываю, сжигать ее на кострах, но сторонник интелектуальной честности, и всестороннего рассмотрения, что и побудило меня к написанию этой заметке.


Рецензии