Картина

   Ельск относился к числу захиревающих  провинциальных городов России, который принято называть малыми.За последние годы его население сократилось почти на три тысячи человек,работавших на крупнейшем в мире сплавном рейде. Но все же главной достопримечательностью продолжал оставаться краеведческий музей с роскошным художественным отделом, основу которого составляла коллекция купца Дымова.Еще до революции миллионер Константин Дымов намеревался сделать родной городок столицей обширного Северного края, с переносом в него губернского начальства . Приступил к строительству железной дороги, поставил десяток крупных по тем временам заводов, но все же любимым детищем его был музей, во главе которого поставил Льва Верховского, человека эниклопедических  знаний.Их общими усилиями была собрана коллекция картин, получившая в среде местной интеллигенции ельский Эрмитаж. Богатствам, стекавшимся из  мастерских знаменитых художников Европы, России и Азии мог позавидовать и сам Лувр.Дымов ,Верховский и их агенты не пропускали ни одного значительного аукциона, где на приобретение картин старых мастеров тратились баснословные  деньги.Но один из шедевров хранился в спальне состарившегося Дымова.По слухам это было небольшое полотно, привезенное из Флоренции и принадлежавшее кисти не  то Леонардо, не то Рафаэля.Но впрочем, как писал на склоне лет профессор Верховский,мастер был неивестен,но она обладала чудесными свойствами. В чем они выражались оставалось загадкой.
   Промчались годы.Умер старик Дымов.Верховского пригласили в Петербургский университет, а картина беследно исчезла.Возможно она сгорела во время пожара Дымовского дома, возможно ее прихватил один из революционных матросов-анархистов, нагрянувших веселой толпой в августе 1918 года.Наследники Дымова еще до первой мировой осевшие в Тоскане  продолжали неплохо жить за счет средств разбросанных Константином Ивановичем по европейским банкам.Время от времени они засылали в Красную Россию своих людишек на предмет возвращения дедовых богатств.Но большинство их сгинуло в застенках чека.
   Но был еще один человек.-Сергей Иванович Лыхин, любимый ученик Верховского.Серега бескорыстно любил своего старого наставника, заменившего умерших от тифа родителей.Сергей привел в порядок его холостяцкую квартирку, полностью освободив старика от бытовых забот.А впоследствии, исполнял обязанности секретаря.Записывал статьи по итальянскому искусству,перепечатывал, а затем относил их в редакцию ученых записок.Но однажды Лев Николаевич сказал, что жить осталось недолго и настало время перейти к воспоминаниям. День за днем всплывали картины былого.Возвращаясь в заснеженный Ельск Лев Николаевич опять увидел Картину, с которой провел неделю наедине, в пустынном особняке в то время, когда друг и хозяин заключал в столице договор на строительство железной дороги.
  Прислуга была отпущена по домам, а он возвращаясь из музея ужинал и засыпал за очередным томом Вазари.Часы пробили полночь, когда он спросонья почуствовал какой то шорох.И нежное касание женской руки.Верховский приоткрыл глаза и увидел обнаженную девушку.Ей было холодно и он предложил ей свое ложе.:"Располагайтесь сударыня, а я прикурну на диване."Она быстро юркнула под одеяло. Путь к дивану проходил мимо картины озаренной лунным светом.Оглянувшись Верховский заметил, что нарисованная постель была пуста.Проснувшись далеко за полдень он увидел, Что все оказалось на своих местах.Но все же он решил, заправить кровать, услышав как на кухне орудовала кухарка.На подушке он заметил женский волос.Значит не приснилось.
  На следующую ночь все повторилось. Однако теперь музейщик не стал уходить.Незнакомка легла рядом без всякой тени стеснения.Однако ее тело было не таким, как у  учительницы Анны Семеновны, на которой собирался жениться.А на утро она исчезла.Приглядевшись к Картине Верховский увидел другой сюжет.-Молодая женщина кормила ребенка до боли знакомой грудью.
  На третью ночь между ними лежал мальчик, в котором он узнал себя.Даная, как назвалась юнная мать.Рассказала, что художник наделил ее даром в исключительных случаях покидать полотно, а сынок этот его.Более ничего он не понял, так как говорила она на староитальянском языке.На следующий день вернулся Дымов, а Даная заняла прежнее место,передав наследника кормилице.
 Через некоторое время Дымов женился, а через год скончался,оставив супругу с двумя младенцами на руках.


Рецензии