У истоков Славянки. Возвращение
Гимн самоотверженной любви славянской женщины идущий на смерть воин сохраняет в душе как святыню. И это одна из причин стойкости русского духа.
Выбить этот несгибаемый стержень из души славянского воина было целью деморализации и средством идеологической борьбы во все времена.
Еще Наполеон относил русскую военную музыку к числу своих злейших врагов в кампании 1812 года. И, надо сказать, вполне обосновано – русская военно-оркестровая служба, основанная еще императором Петром I, была одной из сильнейших в мире и крепко поднимала боевой дух солдат.
Почти через двести лет американский генерал Ален Даллес, бывший руководитель политической разведки США в Европе и ставший впоследствии директором ЦРУ, в докладе американскому конгрессу писал: «…эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность…»
Нетрудно заметить, что этот тезис, выросший отнюдь не на пустом месте, действует и поныне, нахраписто и беззастенчиво искажая образное содержание наиболее духоподъемных музыкальных произведений.
Современная военная музыка – не исключение, а уж СЛАВЯНОЧКА – тем более. В период подготовки празднования столетия всенародно любимого марша мне пришлось воочию наблюдать всю силу демоничекого зла, непрерывно атаковавшего души людей потоками лжи и клеветы. Из 53 авторов, опубликовавшихся на станицах юбилейного сайта МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, ни один не остался без провокационного внимания «альтернативных источников», в большинстве случаев – анонимных. Дописались до того, что СЛАВЯНОЧКУ вместе с сайтом стали обвинять в плагиате и антисемитизме. К счастью, наши авторы – люди серьезные и ни разу не позволили втянуть себя в лживую и грязную полемику.
Были в истории марша и провальные периоды небытия. Из них самый глубокий случился в годы советской власти, и не где-нибудь, а в репертуарной практике родной оркестровой службы. Инспектор военных оркестров РККА С.Чернецкий, долгие годы дирижировавший спиной к сводному оркестру на Красной Площади, не сумел разглядеть социальной сущности «Прощания славянки» и надолго приклеил всенародно любимому произведению ярлык «типично-старорежимного марша». Путь к солдатской аудитории оказался закрытым, и до самой войны военные оркестры играли исключительно новоиспеченные марши того же Чернецкого со товарищи.
Вернул СЛАВЯНОЧКУ в войска Георгий Константинович Жуков. Будучи Первым Заместителем Народного Комиссара Обороны он издал приказ , обязывающий Главное политическое управление Красной Армии к 25 июня 1944 г. произвести отбор лучших строевых и встречных маршей и в течение 1944 г. издать их в виде сборников. За номером 16 вошел в этот перечень и боевой марш «Прощание славянки».
А потом была полувековая борьба за возвращение легендарного марша на Красную Площадь.
Не стану вдаваться в подробности – эта прерогатива моей ближайшей статьи. Скажу только, что СЛАВЯНКУ триумфально вернул на главную площадь станы потомственный капельмейстер, генерал-лейтенант Валерий Халилов. Низкий поклон ему за это от многомиллионной аудитории сайта МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ.
…9 мая 2005 года.
Москва, Красная Площадь.
Мир празднует шестидесятую годовщину освобождения планеты от фашисткой чумы. В торжествах принимают участие: президент США Джордж Буш, канцлер ФРГ Герхард Шредер, президент Франции Жак Ширак, премьер Японии Дзюнъитиро Коидзуми, председатель КНР Ху Цзиньтао, премьер-министр Индии Манмохан Сингх, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, президент Сербии и Черногории Светозар Марович, вице-премьер Великобритании Джон Прескотт, президент Латвии Вике-Фрейберга, лидеры стран СНГ, в том числе президенты Азербайджана, Армении, Узбекистана, Казахстана, Украины, Таджикистана и и. о. президента Киргизии, высшие международные чиновники: председатель комиссии Европейских Сообществ Жозе Мануэл Баррозу, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. Более блистательную и солидную аудиторию трудно себе даже представить.
Наступает кульминация торжеств –военный ПАРАД ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Величественное и волнующее всепланетное зрелище. Миллионы людей приникли к экранам телевизоров в разных уголках мира.
И над всем этим великолепием вдруг торжественно и тысячетрубно взлетает русский боевой марш «Прощание славянки», написанный простым военным трубачом, сыном батрака из Рязанской губернии Василием Агапкиным.
С возвращением на Землю, СЛАВЯНОЧКА!
Свидетельство о публикации №213101800667
теперь и сам иначе смотрю на эти песни-но их негласный запрет тогда сегодня выглядит понятней-брежнев готовил иные песни и везде расставлял своих!
с покл нч!
Ник.Чарус 12.01.2014 00:06 Заявить о нарушении