Лекция в турецком Американском университете

       Этот текст впервые появился в читательском обороте в 1999 году. И вызвал бурю эмоций. То, что эти слова действительно говорил Горбачев, насколько мне известно, им самим не опровергалось. Наверное потому, что это как бы превращает его из глубокого неудачника и обманутого Западом лоха в героя, победившего страшного дракона – Коммунизм. И подтверждать страшно – такое подтверждение совсем уничтожает его как человека, ложится несмываемым пятном на весь его род. Горбачев хранит многозначительное молчание.  Дело-то сделано.

      Вот этот текст:

       “Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми.

       Меня полностью поддержала моя жена, которая поняла необходимость этого даже раньше, чем я. Именно для достижения этой цели я использовал свое положение в партии и стране. Именно поэтому моя жена все время подталкивала меня к. тому, чтобы я последовательно занимал все более и более высокое положение в стране. Когда же я лично познакомился с Западом, я понял, что я не могу отступить от поставленной цели. А для ее достижения я должен был заменить все руководство КПСС и СССР, а также
руководство во всех социалистических странах. Моим идеалом в то время был путь социал-демократических стран. Плановая экономика не позволяла реализовать потенциал, которым обладали народы социалистического лагеря. Только переход на рыночную экономику мог дать возможность нашим странам динамично развиваться.

       Мне удалось найти сподвижников в реализации этих целей. Среди них особое место занимают А.Н.Яковлев и Э.А.Шеварднадзе, заслуги которых в нашем общем деле просто неоценимы.

       Мир без коммунизма будет выглядеть лучше. После 2000 года наступит эпоха мира и всеобщего процветания. Но в мире еще сохраняется сила, которая будёт тормозить наше движение к миру и созиданию. Я имею в виду Китай.

       Я посетил Китай во время больших студенческих демонстраций, когда казалось, что коммунизм в Китае падет. Я собирался выступить перед демонстрантами на той огромной площади, выразить им свою симпатию и поддержку и убедить их в том, что они должны продолжать свою борьбу, чтобы и в их стране началась перестройка. Китайское руководство не поддержало студенческое движение, жестоко подавило демонстрацию и ... совершило величайшую ошибку. Если бы настал конец коммунизму в Китае, миру было бы легче двигаться по пути согласия и справедливости.

       Я намеревался сохранить СССР в существовавших тогда границах, но под новым названием, отражающим суть произошедших демократических преобразований. Это мне не удалось. Ельцин страшно рвался к власти, не имея ни малейшего представления о том, что представляет из себя демократическое государство. Именно он развалил СССР, что привело к политическому хаосу и всем последовавшим за этим трудностям, которые переживают сегодня народы всех бывших республик Советского Союза.

       Россия не может быть великой державой без Украины, Казахстана, кавказских республик. Но они уже пошли по собственному пути, и их механическое обьединенив не имеет смысла, поскольку оно привело бы к конституционному хаосу. Независимые государства могут объединиться только на базе общей политической идеи, рыночной экономики, демократии, равных прав всех народов.

       Когда Ельцин разрушил СССР, я покинул Кремль, и некоторые журналисты высказывали предположение, что я буду при этом плакать. Но я не плакал, ибо я покончил с коммунизмом в Европе. Но с ним нужно также покончить и в Азии, ибо он является основным препятствием на пути достижения человечеством идеалов всеобщего мира и согласия.

       Распад СССР не приносит какой-либо выгоды США. Они теперь не имеют соответствующего партнера в мире, каким мог бы быть только демократический СССР (а чтобы сохранилась прежняя аббревиатура "СССР”, под ней можно было бы понимать Союз Свободных Суверенных Республик - СССР). Но этого мне не удалось сделать. При отсутствии равноправного партнера у США, естественно, возникает искушение присвоить себе роль единственного мирового лидера, который может не считаться с интересами других (и особенно малых государств). Это ошибка, чреватая многими опасностями, как для самих США, так и для всего мира.

       Путь народов к действительной свободе труден и долог, но он обязательно будет успешным. Только для этого весь мир должен освободиться от коммунизма”.

Источник:  Газета "USVIT” ("ЗАРЯ”) №24, 1999г., Словакия


Рецензии
А что это за загадочный "турецкий Американский университет", кроме этого выступления Горбачёва никакого упоминания о нём найти не удалось?
Горбачёв, я думаю, не опровергал этой фальшивки просто из-за её очевидной нелепости – так же как бессмысленно доказывать, например, что Берия не был английским шпионом?

Мария Гринберг   18.10.2013 15:29     Заявить о нарушении
Ссылки на эту "фальшивку" мне неоднократно попадались в статьях разных публицистов. Первый раз она была опубликована аж в 1999 году. А насчет нелепости - КПСС, которой руководил Горбачев, нет. СССР, которым руководил Горбачев, нет. Варшавского договора нет, социалистического лагеря нет. Перечислять, чего нет, можно очень долго. Может и не совсем фальшивка?

Борис Сидоров   18.10.2013 18:44   Заявить о нарушении
Ну, на том же основании и Гитлера, например, можно заподозрить в том, что он желал поражения Германии во второй мировой войне – так ведь и получилось под его руководством?
И всё-таки – найти бы хоть одну ссылку на этот мифический университет?

Мария Гринберг   18.10.2013 18:55   Заявить о нарушении
Мария! Вы прекрасно поняли, о чем я рассказал. Зачем заниматься играми в кто кого переговорит?
В своем материале я тоже выразил сомнение в достоверности цитируемой публикации.

Борис Сидоров   18.10.2013 18:59   Заявить о нарушении
Да, конечно.
Спасибо!

Мария Гринберг   18.10.2013 19:15   Заявить о нарушении
Хочу согласиться с Марией. Это слишком явная и откровенная фальшивка. Да и в 1999 году Горбачёву было не до университетов и лекций и семинаров. У него в семье горе произошло - 20 сентября 1999 года скончалась Раиса Максимовна. Всё лето он провёл в Мюнстере у постели умирающей супруги.

все ссылки в Интернете про Американский университет в Турции - на эту самую речь. Других упоминаний о нём нет. Хотя подобное заведение есть в других странах. Но в Турции его найти не удалось.

К тому же стилистика как раз такая, несвойственная во многих местах Михаилу Сергеевичу. Явно писали специально и перестарались.

Причём. все ещё путаются в показаниях - то ли это лекция была, то ли семинар.

Уж больно странная стилистика. Речь произнесена вроде как в Турции, потом отрывок опубликован в словацкой коммунистической газете ÚSVIT, потом со ссылкой на нее - в российской коммунистической газете. Возможны погрешности перевода, вплоть до вольного идеологически-окрашенного пересказа. Хорошо бы найти первоисточник (или хотя бы текст словацкой статьи). (с)

Скорее всего, эта "речь в Американском университете" - фальшивка. Мне не удалось обнаружить в Турции Американского университета (Американский Университет есть только в турецкой части Кипра, в городе Гирне). Также не удалось обнаружить в газетах 1999 года каких-либо сообщений о визите Горбачёва в Турцию и о произнесении этой речи. Сам Горбачёв на вопрос об этой речи (передача "Познер", 1 канал ТВ, 24 июня 2009 года) сказал так (vladimirpozner.ru/?p=1489): ЗРИТЕЛЬ: Уважаемый Михаил Сергеевич.... вопрос по выступлению в Турции в университете ... Вы сказали, что уничтожили коммунизм в Европе, и необходимо то же самое сделать в Азии. Поясните, что такое "уничтожить"? М.ГОРБАЧЕВ: Мне ясно без пояснений, что вы с КПРФ сотрудничаете. Это запустили наши, мои коллеги из КПРФ. Ничего подобного не было. Все. (с)

Роман Булгарин   01.12.2013 00:04   Заявить о нарушении
я нашел http://istanbul.gau.edu.tr/ этот загадочный универ - но вот было ли выступление?

Эльшад Алиев   04.01.2019 22:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.