Крест

 
 Что бы вы сделали, если бы вам поведали тайну  посреди огромного города, да еще ее непосредственные участники?
Надо было потом видеть изумленное лицо краеведа - телевизионщика, которому какая - то неизвестная ( это была я ) сообщила, что она нашла могилу Бугрова.
- "Могилы Бугрова нет. У меня есть об этом несколько авторских передач" -  бросил  он, наивно веря, что у него имеется право выставить мне диагноз.
- "Нет, есть. И я ее нашла." - пискнула я и шмыгнула перед ним, как нахальная крыса промеж мотни у напыщенного кота.   
 
  Тайна не приходит одна, клубок распутывается и нити человеческой жизни скользят меж пальцев к самому началу.  В коротком формате не рассказать историю тайного перезахоронения 1918 года,о пасквиле, сочиненным Максимом Горьким, с которым согласились все, кроме одного человека , о   непредательстве, преследованиях, тюрьмах и лагерях, о том, как тайна передавалась и как служили из года в год две женщины, мать и дочь, ночную пасхальную службу у безымянного креста, пока все кости вокруг и память о них  не выбросили, оставив без внимания только несколько деревьев.
Эти деревья стали хранителями тайны на целых сто лет. Мне же, еще не родившейся,   предстояло о ней говорить. И еще предстоит.
 Место посреди домов осталось нетронутым. Жители высоток не могли понять, что происходит  такого в  в мире, если среди тополей стоят священники вместе с их московским патриархом, а по дворам разносится  старообрядная алиллуйя. 
 
  Безуспешно люди пытаются выдумать новые, удобные религии, от них, как от кирпичей междуречья, не остается ничего: так пыль времени погребает под собой чихающих фантазеров,  а между тем, именно религия самый опасный краегоугольный камень человеческого бытия, агрессивный и непримиримый. Но только не для моих героев.
 Если быть хоть немного в теме, можно  без труда обнаружить несомненное сходство русских  купеческих династий нижегородских благотворителей старообрядцев Бугровых  и Блиновых с их далекими собратьями - ведическими вайшьями. Наблюдается такая близость культур, которая ведет свое происхождение из невероятно далекого и единого законодательного религиозного источника, причем, деревья судеб, посаженные при таких потоках вод, приносят плоды совершенно невероятнейших размеров.  Материалисту и не снилось, пересажай весь мир на кол, высоси хоть всю его кровь.

 При сравнении лучших образцов деяний человеческих, единство лежит в основании всего; становится совершенной невозможностью какое либо отрицание такого факта для человека,   хотя бы сколько нибудь сведущего в истории культуры. Невозможно, как если бы ты отвергал общий источник, глядя на стены Покрова на Нерли, что во владимирских землях,  ближайшего соседа земли нижегородской. Как ни старались никонианцы разобрать Покров на сарай, как не сбивали с его стен ( те или другие) греческие головы и китайских драконов - ничего не вышло: свечка оказалась не по зубам.
 
  В чем же абсолютное родство нижегородских купцов - старообрядцев с ведическими вайшьями? Именно нижегородских, не московских, к примеру: известный покровитель театрального искусства купец Бахрушин тоже выходец с Волги, его репутация была так высока, что  ему достался огромный госсаказ делать сапоги, обувать русскую армию в первую мировую.
  Но мои купцы такими вещами не занимались:  изделия из кожи, плюс еще война для людей...
   Нет, дела нижегородских вайш были связаны с самыми исконными, необходимыми, почитаемыми вещами -  хлебом и солью. Мукомольное дело,  недвижимость - Бугров. Соль, торговля хлебом - Блинов. На благотворительность отчислялось 45% чистого дохода.
   "Известна неприятная история о том, что купец Блинов «по легкомыслию» участвует в растрате казенной соли и неверно ведет торговые книги. Его сажают на 7 суток в тюрьму и обязывают вернуть деньги. По выходу из тюрьмы отец дарит 2 пудовые калоши и заставляет сына обувать эти калоши и ходить в них полчаса ежегодно в день суда в память о тюрьме и позоре, чтоб тот помнил “прибыль превыше всего, но честь дороже прибыли”. Блиновы больше никогда не будут заниматься солью, а только хлебом". Крепко помнили выходцы из крепостных, что есть что на свете. Личная жизнь при этом не всегда их баловала, иногда  приходилось преодолевать нешуточные удары судьбы, настоящие трагедии, но они  служили  всем своим существом, сказав "да"  не поворачивали назад оглобли.
 Как они знали, что по ведическим законам, для исполнения долга, из благих дел ими совершенных, не сделанным оставалось только рытье колодцев? Объединились, они построили целый водопровод и подарили его горожанам на вечное и бесплатное пользование! Бесплатными были и 160 квартир для вдов, чьи мужья погибли на войне, бесплатное для них же медицинское обслуживание и образование для детей. Воспитание подкидышей, дома для рабочих, храмы, монастыри, кладбища со скитами при них, которые называли райскими уголками, укрепленный откос, благоустройство улиц и площадей, дар городу административных зданий, спонсирование школ, ночлежек,  больниц, библиотек, образовательных учреждений - и  все это с чистыми руками. Пенсии по старости для своих рабочих они придумали тоже. И ПТУ. Много чего уже было сделано к началу 20 века.
  Власть "рабочих и крестьян" приписала себе все достижения, назвав их завоеваниями, прибрала к рукам  мельницы, пароходы, банки, дома и, не умея с ними обращаться, от существа своего завистливая, жадная и ленивая, в благодарность выбросила на помойку их кости. С чужого добра богаче не стала и жизнь ее была бедной и краткой, не больше скучных дней самого посредственного  человека.

 Давно уже нет тех, кто, решив, что все на свете позволено, со всей дури хватал ломом по жизням и надгробиям, а памятник Федору Андреевичу Блинову и через сто лет должен был  сохраниться. Неужели все это время за несколько десятков километров от Нижнего Новгорода на четырехсотлетнем старообрядческом кладбище он ждал именно меня? И тех людей, что поняли. Сто лет  стоял и ждал, пока не  запал в душу, хоть и без трехметрового креста, совсем, кстати, недорогого гранита. Молот так и не смог его расколоть. Поруганный и чистый,  хранит он следы  клацанья когтей и зубовного скрежета, но люди  залечили  каменные рубцы и снова проявилась красота и правда.  Тому быть. А крест, хоть и не трехметровый, мы поставили.

...........................
В воскресное утро раздался звонок. Звонили из Малиновского скита. Обомлев, я слушала чистые, радостные звуки, что летели в мой дом прямо со звонницы. Монахиня - звонарь сказала, что это для меня...


Рецензии
Бессмертными дела и их создателей творит духовная связь с добром. Видимо это звенья единого духа, который создав,испытывая и меняя людей, еще не совсем
разочарован нашей цивилизацией.

Владимир Казаков Нн   28.11.2013 18:47     Заявить о нарушении
Согласна с Вами, Владимир.

Елена Федорова Нижний Новгород   26.01.2015 23:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.