От инакомыслия к инакодействию

ИЗ ЦИКЛА «ЛЮДИ И СУДЬБЫ»


В Черноголовке мне недавно подарили книгу избранных статей известного правозащитника, прекрасного человека и журналиста Кронида Любарского. Она  так и называется - «Кронид». Эта книга подготовлена к печати друзьями и сподвижниками этого удивительного человека в издательском центре  Российского государственного гуманитарного университета. В мае 2001 года она увидела свет. По-видимому, выход этого уникального издания приурочен к пятилетней годовщине со дня гибели Кронида в море у далекого индонезийского острова Бали. Книга издана тиражом всего две тысячи экземпляров, что, очевидно, сделает ее библиографической редкостью.

Кронид Аркадьевич родился в 1934 году в Пскове. В 1956 году окончил МГУ и получил специальность астрофизика. Стал кандидатом физико-математических наук. В 1967 году он переехал с семьей жить и работать в подмосковную Черноголовку. Он преподавал старшеклассникам астрономию и физику в Черноголовской школе №82. Те, кто учился у него, помнят, как он завораживал их, рассказывая о планетах солнечной системы и звездных мирах. Он  оборудовал  на верхнем этаже здания маленькую обсерваторию, где и проводил уроки со своими учениками. Впрочем,  уроками назвать их было трудно.  Скорее,  они были похожи на путешествия и полеты в малоизведанный и загадочный мир Вселенной.
Однако Кронид Аркадьевич не мог не замечать, что происходит на одной из планет солнечной системы под названием Земля и, в частности, в стране, в которой он жил. В то время в ней  словно пытались ввести некое единомыслие и травили инакомыслящих людей. Под опалой находился Александр Солженицын. Развернулись судебные процессы над Синявским и Даниэлем. В 1968 году советские танки оказались на улицах Праги. Все это не могло не возмущать разум и совесть Любарского. Из человека инакомыслящего он стал  инакодействующим и влился в ряды участников правозащитного движения в СССР.
В январе 1972 года на его черноголовской квартире сотрудники КГБ произвели обыск, обнаружили много антисоветской литературы и «самиздата».  Любарский был арестован.
Суд над ним проходил 26-30 октября 1972 года в Ногинске. Процесс практически был закрытым. На него даже не был допущен Андрей Дмитриевич Сахаров, который тогда еще не был сослан в Горький. И наш «самый гуманный в мире» суд приговорил преподавателя астрономии к пяти годам лишения свободы за антисоветскую пропаганду и агитацию. Отбывал это наказание Кронид Аркадьевич в лагерях Мордовии. 
После своего освобождения Любарский не прекратил правозащитную деятельность, став одним из распорядителей Русского общественного фонда помощи политзаключенным («Фонд Солженицына»). Ему грозил новый арест и тогда он был вынужден эмигрировать. Он жил с 1977 по 1992 годы с семьей в Мюнхене. Выпускал там журнал «Страна и мир», бюллетень по правам человека «Вести из СССР». К нему пришла мировая известность.
В начале 1991 года Черноголовский Совет народных депутатов принял беспрецендентное решение – обратился к гражданину ФРГ Крониду Любарскому с предложением вернуться на Родину. И в 1992 году, когда Крониду Аркадьевичу было возвращено российское гражданство, он действительно вернулся на родину. И получил квартиру в Черноголовке, как это обещал ему поселковый Совет, в доме №7 по Школьному бульвару. Тогда мы с ним и познакомились. Его друг, Рустэм Любовский, сотрудник Института проблем химической физики РАН, зашел вместе с ним  в редакцию «Черноголовской газеты», где я тогда работал главным редактором. Кстати, воспоминания Рустэма Любовского и других людей близко знавших Кронида Любарского, занимают в композиции  вышедшей книги немаловажное место…
После возвращения на родину, Кронид Аркадьевич стал работать заместителем редактора в журнале «Новое время». Он возглавлял Московское отделение Хельсинкской группы, участвовал в разработке ныне действующей Конституции.
Трагическая смерть Кронида в мае 1996 года потрясла всех знавших его людей. А круг его друзей был обширным. Среди них можно назвать такие известные имена как Марк Захаров, Владимир Войнович, Юрий Карякин, Григорий Горин, Григорий Явлинский  и многие другие. О том, что их связывало и о многом другом тоже можно узнать из  очень грамотно изданной книги, снабженной многими архивными документами и фотоснимками. Отрадно, что его жена Галина Салова и друзья  чтят память Кронида Любарского и не предают забвению его творческое наследие. А оно, между прочим, очень актуальным остается и сегодня. Когда запуганные, оболваненные отечественными СМИ  граждане измотанной России чуть ли приветствуют курс авторитарного режима и фальсифицируемой демократии, по которому, к сожалению, неуклонно движется наша страна…
На снимке: Кронид Аркадьевич Любарский. 
2001 


Рецензии