Третий брак

Из цикла «Люди и судьбы»
Третий брак

Отец у Саши утонул в Шерне, когда мальчику было около десяти лет. Его мама второй раз вышла замуж. У Саши появилась сестренка. Отчим к Саше очень хорошо относился, усыновил его. С отчимом Саше повезло. Дядя Сережа, на мой взгляд, был очень добрым, на редкость отзывчивым и работящим человеком. Он работал машинистом – электровозы водил. Саша по-братски опекал подраставшую сестренку. Жили они тогда в деревне Тимково. Там, кажется, была только восьмилетняя школа. Семья переехала в конце 60-х годов жить в Ногинск, приобретя деревянный домик на улице Залетова. В девятый класс Саша пришел учиться в школу №9. Мы стали одноклассниками, подружились с ним.   
После окончания школы Саша поступил учиться в техникум связи, а после его окончания был призван на срочную службу в советскую армию. После возвращения со службы, стал работать связистом на «почтовом ящике» в Успенске. Мы с ним нередко встречались, так как жили рядом. Саша понял, что технического образования ему маловато и поступил заочно учиться в Московский институт связи.
Однажды он зашел ко мне и сказал, что надумал жениться. Я не помню, где он встретил будущую жену. Кажется, они вместе учились или работали. Она жила с родителями в деревне под городом Истрой. 
- Ну, и что ты хочешь? – улыбнулся я. – Чтобы я дал совет жениться тебе или
не женится? На этот шаг советы у друзей не спрашивают. Тем более, я твою пассию и не знаю совсем. Любишь ее?
      Саша неуверенно пожал плечами.
- Мне, кажется,  что люблю…
- Ну, тогда женись. Какие проблемы?
Проблем никаких не было. Саша женился. Молодые стали снимать квартиру на улице Шоссе Энтузиастов. Вскоре у Саши появилась дочка Юля. Он  перебрался жить к жене и теще под Истру, а работать стал в Москве. Мы  уже редко встречались, но иногда Саша забегал ко мне, когда наведывался в Ногинск навестить маму, отчима, сестренку…
Саша как-то зашел ко мне, и по лицу его было видно, что он чем-то серьезно озабочен. Мы сели на кухне выпить и поговорить. Саше, очевидно, требовался собеседник, чтобы выговориться. Он сказал, что надумал развестись с женой, что он больше не может с ней жить, что он встретил женщину, в которую влюбился. Она была замужем, у нее росли двое мальчиков…
- Ну и чего ты хочешь? – невесело спросил я. – Чтобы я дал совет разводиться
тебе или не разводиться?
Помнится, я немного взвился и выдал Саше все, что я думал по этому поводу. Сказал, что я категорически против того, чтобы дети оставались без отца. Саша ответил, что не собирается бросать дочь. Он, мол, будет ее опекать. Он утверждал, что жить с нелюбимым человеком безнравственно, а дочь рано или поздно заметит, что между родителями нет любви и от этого лучше ни ей, ни ему, ни его жене не будет… В принципе, он излагал здравые мысли.
- Но ведь ты накануне свадьбы говорил, что любишь будущую жену. Куда твоя любовь исчезла?
- Не знаю, - честно признался Саша. -  Кто знает, куда любовь исчезает? –
Наверное, это была не любовь, а увлечение, зов плоти…
- А сейчас к тебе пришла настоящая любовь?  К замужней женщине с двумя детьми?
- Да, - признался Саша. – Я постоянно о ней думаю, места себе не нахожу…
Я разразился потоком ненужных слов об эгоцентризме. О том, что каждый из нас думает только о себе и своих чувствах. А что будет с его женой после развода? Оправится ли она? Найдет ли себе подходящего человека или останется с дочкой одна? А что будет с тем человеком, у которого Саша задумал увести жену с двумя сыновьями?
- Она мне сказала, что не любит его, - парировал Саша. – Она готова выйти за меня замуж, если я разведусь с женой…
Я пытался отговорить друга от опрометчивого решения развестись с женой. Стал высказывать спорные мысли о том, что любовь подобна опьянению, которое проходит, а остается, как с хорошего бодуна, только головная боль. Говорил о том, что любовь - это болезнь, от которой иногда можно и нужно избавиться. Наступить на горло собственной любви и безжалостно ее раздавать, не внимая стонам и мольбе о пощаде. Но, с другой стороны, для меня было очевидным, что мир без любви – холодный мир, и жизнь в нем становится тусклой, неуютной и, пожалуй, даже бессмысленной…   
Спустя много лет я понял, что давать людям какие-то советы, тем более, если они находятся во влюбленном угаре, дело – не благое, а, скорее, вредное. Для одного человека разумный совет может стать целительным, а для другого, в аналогичной же ситуации, - губительным. Ведь все мы, божьи твари, изделия индивидуальные, штучные, и каждый должен прожить свою жизнь. И по своему разумению прожить, а не следовать чьим-то якобы мудрым советам…
Саша выслушал мои спорные рассуждения о любви. Он все-таки развелся с женой и женился на женщине, в которую был влюблен. Я ее никогда не видел. Двоюродный брат Саши говорил, что она была очень эффектной женщиной  - длинноногой, стройной, начитанной и умной. Саша, на взгляд двоюродного брата, выглядел в паре с ней непрезентабельно...  Она, мол, выросла в интеллигентной семье, любила театр, музеи, художественные выставки посещать, а Саша был далек от этого.
Саша вкалывал, как папа Карло. На работе его ценили, он уже работал  мастером участка одного из отделений федеральной правительственной связи в Химках. Он получил там двухкомнатную квартиру, имел приличную зарплату. Он приобрел легковую машину – «Жигули» последней марки. У него была дача. Никаких материальных проблем он не испытывал. Пожалуй, единственное неудобство на работе - это то, что по долгу службы ему не разрешалось посещать заграницу. Даже в отпуск нельзя было выехать на какие-нибудь Канары или другие престижные зарубежные курорты, которые в перестроечное время горячо взялись осваивать «новые русские».
В 1995 году, оказавшись по газетным делам в Химках, я созвонился с Сашей. Мы встретились. В этот год исполнялось 25 лет со дня окончания нами средней школы. Одноклассники выразили желание встретиться и отметить эту дату. Многие окончили вузы, перебрались жить и работать в Москву. А их родители оставались в Ногинске, и в выходные дни и праздники одноклассники обычно приезжали их навестить. Мы решили  встретиться у одноклассницы, у которой  Ногинске жил отец в собственном домике. Рядом с этим домом шелестел лес, и при хорошей погоде лучше было организовать пикник в лесу, чем париться в каком-то столичном ресторане под назойливую музыку, которая, как правило, мешает общаться. Саша одобрил это решение и обещал принять участие в планируемом мероприятии. 
Он прокатил меня по своему участку, лично управляя служебным ГАЗиком. Когда работяги стали ссылаться на какие-то сложности, Саша влез в телогрейку и  спустился в подземный колодец, под которым проходила линия правительственной связи. Вылез из него, обложил работяг матом, чтобы они ему «лапшу на уши не вешали», дал необходимые указания и указал сжатый срок для устранения возникшей неполадки. По всему было видно, что он знает свое дело и, кстати, пользуется у рабочих непререкаемым  авторитетом.   
Саша трогательно опекал дочь от первого брака. Он настоял на том, чтобы она после окончания школы поступила в институт связи. Он устроил Юлю к себе на работу и даже обещал машину ей купить, если она  успешно окончит институт. А вот его личная его жизнь, как он признался, дала трещину. Его вторая супруга раньше работала бухгалтером, а потом ее пригласили трудиться в коммерческий московский банк. Она стала получать хорошую зарплату и материально ни в чем не зависела от супруга. Более того, банк купил для нее квартиру в криминальной столице нашего государства, в которой она поселилась вместе с сыновьями и Сашей. Это была  ее жилплощадь, а Саша был прописан в химкинской квартире. Саша с утра до вечера пропадал на работе, да и ночами его нередко вызывали для устранения той или аварийной ситуации. Его супруга жаловалась на то, что он мало ей уделяет внимания, что они не ходят  в театры, музеи, на выставки, в художественные салоны и т.д. Саша по случаю купил билеты на концерт Олега Газманова, а супруга вместо того, чтобы обрадоваться, недовольно выговорила: почему он взял только два билета? А надо было бы взять четыре – ее дети тоже пошли бы на Газманова. Слово за слово, Саша психанул и на ее глазах разорвал билеты… Судя по тому, что он мне рассказывал о капризах второй жены, я понял, что трещина в их отношениях будет углубляться и ничего хорошего личная жизнь с этой женщиной ему, увы, не сулит.
Так оно и случилось. Его вторая супруга выступила инициатором развода. Она забрала у Саши машину, дачу и т.д. Он не стал с ней судиться и мелочиться. Съездил в Тольятти, и пригнал оттуда новую легковую машину. Жилплощадью он был обеспечен, а дачу мог купить или новую построить.
Я одобрительно отозвался о переменах в личной жизни Саши. Иронически уверял его в том, что первый и второй брак редко бывают удачными. Мол, по моим представлениям, удачным бывает третий брак или седьмой. Но до седьмого брака, по физиологическим причинам, не каждый из нас дотягивает,  а вот третий брак, конечно же, у Саши будет счастливым. Тем более, что у него уже взрослая дочь, а ему следовало бы подумать о сыне-наследнике, которого может родить новая жена. Саша отшучивался: какой наследник, какая молодая жена? Он, мол, уже старый… Но нам тогда было чуть более сорока лет.
- Какая к черту старость? – возникал я. – Ты обречен на третий брак и
появление наследника. Так что готовься. Или ты сам находишь  подходящую женщину, или на тебя выйдут неутолимые хищницы… Ты - опытный человек, тебе, как саперу, в личной жизни больше нельзя ошибаться.   
Шутки шутками, но я от души порадовался, когда узнал, что Саша женился в третий раз. Новую избранницу Саша нашел на космодроме «Байконур», где он не раз бывал в служебных командировках.
В 1998 году на базе газеты «Яблоко Подмосковья», где я в то время работал, была создана общефедеральная газета «Яблоко России». Мне приходилось довольно часто бывать в Госдуме на Охотном ряду, брать у депутатов интервью и т.д. Жена меня упрекала в том, что мне давно следовало бы заняться зубами, которые действительно были основательно повреждены кариесом. Как, мол, мне не стыдно с таким ртом беседовать с депутатами и разговаривать с другими приличными людьми? Ртом я не занимался не только потому, что не любил ходить к стоматологам, но и потому,  что средств для  лечения зубов у меня не было. Работая до этого в Черноголовке, я побывал на консультации у стоматолога, и тот мне сказал, что лечение зубов, их удаление, вставление новых мне обойдутся, по самым скромным расценкам, в три тысячи рублей. Получая в Черноголовке и в «яблочных» газетах небольшую зарплату, я не мог накопить такие деньги. И одолжить их не у кого не мог, ибо не знал, когда могу вернуть такую сумму. Жена мне напомнила о материально обеспеченном друге. В июле 1998 года, накануне предполагаемого отпуска, который можно было потратить на лечение зубов, я решил позвонить Саше. Спросил его: может ли одолжить мне три тысячи?
- Долларов? – переспросил Саша.
- Нет, - успокоил я его. – Рублей.
- Какие проблемы, старик, нет вопросов, приезжай…
В выходной день я поехал в Химки. Саша в то время жил в квартире один. Его супруга, скованная условиями контракта, продолжала работать на «Байконуре». Виделся он с ней, в основном, во время отпусков… Саши продвинулся по служебной лестнице. Работал уже солидным начальником, за которым по утрам приезжала из Москвы служебная машина. В гараже у него стоял собственный черный «Мерседес». Курил он уже не «Кемелл», как раньше, а более дорогие сигареты - «Парламент». Дочери, как и обещал, Саша купил не только машину, но и квартиру в Жуковском, чтобы она личную жизнь могла не с нуля устраивать. Материально он помогал не только маме, но и вышедшей замуж сестре. Когда человек становится материально обеспеченным, то у него появляются родственники и друзья, которым на всякие неотложные нужды не хватает денег. Вот и я попал в число друзей, просивших у Саши в долг. Саша никогда не был жмотом. Он ссужал всех деньгами. Но не переставал удивляться: а почему другие-то сами не зарабатывают деньги? Вот, он, например, крутится -  работает и по договорам, так как в услугах связи многие фирмы нуждаются…
 В 2000 году, на 30-летие со дня окончания школы, Саша прибыл на встречу с одноклассниками на белом «Мерседесе». Позже он его сменил на  «Мерседес» более практичного цвета – «металлик». Но это - детали…
 Главное, что у Саши родился наследник. Его жена действительно подарила ему сына. И в третьем браке Саша, кажется, счастлив. Я уже дед, моему внуку четыре года, а Саша недавно стал молодым отцом. Думаю, что мужская половина нашего класса ему завидует и теперь едва ли за ним угонится. И я не удивлюсь, если у Саши появятся новые наследники…   
         
2005


Рецензии