О Пушкине, о внутренней свободе и о самоуважении

      

         Однажды на экзамене педагог по психологии меня спросил: «Скажите, а чем вы объясните тот факт, что А.С. Пушкин был человеком самодостаточным, с чувством собственного достоинства, уважающим себя вне зависимости от обстоятельств?"   
         Я ответил примерно так: «То, что Пушкин был человеком самодостаточным, объяснить можно двумя причинами: тем, что он был поэт и тем, что он был дворянин».
         Так я ответил на экзамене, и педагог, как мне показалось, был доволен моим ответом.
         
         Но для статьи такой ответ будет слишком кратким, поэтому я напишу подробнее.

         Пушкин был дворянин. Все, что нужно для самоуважения, было у него уже от рождения. В этом его главное отличие от нас, людей двадцать первого века, которые вынуждены ежедневно зарабатывать к себе уважение.  В этом его преимущество перед нами,  людьми, которые делают ставку на образование, карьеру, которые опутаны условностями и зависимы от внешних обстоятельств. Такова реальность, что человек двадцать первого века (если он не потомок олигарха) должен с детства соревноваться с другими людьми, унижаться, терпеть лишения, чтобы выжить, чтобы снискать к себе хоть какое-то  расположение.
         Да, наши современники вынуждены выживать, в то время как Пушкин в любой момент мог оставить службу и уехать жить в деревню: его крестьяне его бы прокормили.
         В отличие от наших современников (и своих тоже) Пушкин не делал ставку на карьеру и прочие внешние атрибуты «счастья» обывателя: все, что в нем было хорошего, он нес в себе. Я сейчас говорю о его литературном даре. Поэт имел свои понятия о счастье: он мог написать прекрасную поэму и считать это подвигом сродни военному; он мог издать сборник и считать это событие более важным, нежели получения ордена или титула.

         То, что Пушкин любимое дело ставил превыше карьеры и внешних благ, говорит о том, что он обладал внутренней свободой. Но поэт не обладал бы внутренней свободой, если бы не  имел свободы внешней.

         Провидение хранило Пушкина: перед поэтом не стоял вопрос, как выжить. 

         Пушкин был баловень судьбы: он мог заниматься  тем, чем он хочет. Поэт имел для этого условия: благо он был аристократ. 
 
         А что бы делал Пушкин в наши дни? Как лично я вижу Пушкина в нашу эпоху?
            
         Перед тем, как ответить на этот вопрос,  мне бы хотелось вспомнить  слова Игоря Губермана, известного современного поэта. В одном из интервью поэт сказал, что, живя  в советское время, он имел много творческих друзей (поэтов, писателей, бардов), которые, поработав некоторое время в ВУЗах и (по их словам) «устав от лжи и пропаганды», уходили и устраивались на работу простыми  дворниками, кочегарами, малярами и так далее. При этом его друзья не отождествляли себя с избранными специальностями и оставались верны себе: продолжали писать стихи и песни.
            
          Вот это, наверное, и есть внутренняя свобода…
          
          А что такое внутренняя свобода? Это прежде всего независимость. 
               
          Но как в наши дни мало истинно свободных людей...

          Истинно свободный человек не зависит от внешних атрибутов вроде  звания и чина, и он будет уважать себя всегда вне зависимости от того, к какой профессии он будет относиться.

          Истинно свободный человек это тот человек, личный внутренний статус которого не зависит от статуса внешнего.

          Таким человеком был, например, Виктор Цой, который работал кочегаром и писал при этом гениальные песни. С точки зрения центра занятости Цой был кочегаром, а с точки зрения искусства – музыкантом и поэтом.
          Цой это пример человека, чей личный статус и общественный статус не совпадали.

          Хочется задаться вопросами: если бы Пушкин жил в советское время, при этом не имея дворянских привилегий, смог бы он реализовать себя на все сто процентов? Смог бы он со своими дворянскими понятиями о чести окончить советскую  школу и смог бы работать в советском ВУЗе?
            
          Трудно сказать, кем бы Пушкин работал, живя в советское время. Возможно, как и Бродский, он не смог бы окончить школу. Возможно, как и Цой, он работал бы кочегаром и писал бы на досуге стихи.

          Я не хочу сказать, что в каждом кочегаре дремлет Цой, а в каждом дворнике дремлет Платонов, но, убежден, нашему отечественному дворнику и кочегару есть что сказать.

          Кем я вижу Пушкина в наши дни? Поэтом. Поэтом, который пишет стихи и где-то при этом работает….Так как такой профессии как «поэт» в наши дни не существует, то Пушкин, по моему мнению, сегодня работал бы где-нибудь в сфере журналистики. А может, чтоб голова не болела и чтоб не мешали писать стихи, в какой-нибудь другой сфере, более простой….Дворником или сторожем, например…Не согласны?

          В заключение приведу интересные факты. Один из потомков Пушкина в данное время работает скромным сварщиком, а один из потомков Достоевского – стрелочником.

          Уверен, при этом они имеют чувство собственного достоинства и уважают себя.

          И дело не в том, что они потомки великих, а в том, что каждый человек достоин уважения,  потому что он человек.  А что такое человек?  Это высшее творение Бога, обладающее бессмертной душой.

          Людям, которые вышли «из грязи в князи», выскочкам, готовым идти к цели по трупам, этого, конечно, не понять.

октябрь 2013


Рецензии