О Пушкине, о внутренней свободе и о самоуважении
Однажды на экзамене педагог по психологии меня спросил: «Скажите, а чем вы объясните тот факт, что А.С. Пушкин был человеком самодостаточным, с чувством собственного достоинства, уважающим себя вне зависимости от обстоятельств?"
Я ответил примерно так: «То, что Пушкин был человеком самодостаточным, объяснить можно двумя причинами: тем, что он был поэт и тем, что он был дворянин».
Так я ответил на экзамене, и педагог, как мне показалось, был доволен моим ответом.
Но для статьи такой ответ будет слишком кратким, поэтому я напишу подробнее.
Пушкин был дворянин. Все, что нужно для самоуважения, было у него уже от рождения. В этом его главное отличие от нас, людей двадцать первого века, которые вынуждены ежедневно зарабатывать к себе уважение. В этом его преимущество перед нами, людьми, которые делают ставку на образование, карьеру, которые опутаны условностями и зависимы от внешних обстоятельств. Такова реальность, что человек двадцать первого века (если он не потомок олигарха) должен с детства соревноваться с другими людьми, унижаться, терпеть лишения, чтобы выжить, чтобы снискать к себе хоть какое-то расположение.
Да, наши современники вынуждены выживать, в то время как Пушкин в любой момент мог оставить службу и уехать жить в деревню: его крестьяне его бы прокормили.
В отличие от наших современников (и своих тоже) Пушкин не делал ставку на карьеру и прочие внешние атрибуты «счастья» обывателя: все, что в нем было хорошего, он нес в себе. Я сейчас говорю о его литературном даре. Поэт имел свои понятия о счастье: он мог написать прекрасную поэму и считать это подвигом сродни военному; он мог издать сборник и считать это событие более важным, нежели получения ордена или титула.
То, что Пушкин любимое дело ставил превыше карьеры и внешних благ, говорит о том, что он обладал внутренней свободой. Но поэт не обладал бы внутренней свободой, если бы не имел свободы внешней.
Провидение хранило Пушкина: перед поэтом не стоял вопрос, как выжить.
Пушкин был баловень судьбы: он мог заниматься тем, чем он хочет. Поэт имел для этого условия: благо он был аристократ.
А что бы делал Пушкин в наши дни? Как лично я вижу Пушкина в нашу эпоху?
Перед тем, как ответить на этот вопрос, мне бы хотелось вспомнить слова Игоря Губермана, известного современного поэта. В одном из интервью поэт сказал, что, живя в советское время, он имел много творческих друзей (поэтов, писателей, бардов), которые, поработав некоторое время в ВУЗах и (по их словам) «устав от лжи и пропаганды», уходили и устраивались на работу простыми дворниками, кочегарами, малярами и так далее. При этом его друзья не отождествляли себя с избранными специальностями и оставались верны себе: продолжали писать стихи и песни.
Вот это, наверное, и есть внутренняя свобода…
А что такое внутренняя свобода? Это прежде всего независимость.
Но как в наши дни мало истинно свободных людей...
Истинно свободный человек не зависит от внешних атрибутов вроде звания и чина, и он будет уважать себя всегда вне зависимости от того, к какой профессии он будет относиться.
Истинно свободный человек это тот человек, личный внутренний статус которого не зависит от статуса внешнего.
Таким человеком был, например, Виктор Цой, который работал кочегаром и писал при этом гениальные песни. С точки зрения центра занятости Цой был кочегаром, а с точки зрения искусства – музыкантом и поэтом.
Цой это пример человека, чей личный статус и общественный статус не совпадали.
Хочется задаться вопросами: если бы Пушкин жил в советское время, при этом не имея дворянских привилегий, смог бы он реализовать себя на все сто процентов? Смог бы он со своими дворянскими понятиями о чести окончить советскую школу и смог бы работать в советском ВУЗе?
Трудно сказать, кем бы Пушкин работал, живя в советское время. Возможно, как и Бродский, он не смог бы окончить школу. Возможно, как и Цой, он работал бы кочегаром и писал бы на досуге стихи.
Я не хочу сказать, что в каждом кочегаре дремлет Цой, а в каждом дворнике дремлет Платонов, но, убежден, нашему отечественному дворнику и кочегару есть что сказать.
Кем я вижу Пушкина в наши дни? Поэтом. Поэтом, который пишет стихи и где-то при этом работает….Так как такой профессии как «поэт» в наши дни не существует, то Пушкин, по моему мнению, сегодня работал бы где-нибудь в сфере журналистики. А может, чтоб голова не болела и чтоб не мешали писать стихи, в какой-нибудь другой сфере, более простой….Дворником или сторожем, например…Не согласны?
В заключение приведу интересные факты. Один из потомков Пушкина в данное время работает скромным сварщиком, а один из потомков Достоевского – стрелочником.
Уверен, при этом они имеют чувство собственного достоинства и уважают себя.
И дело не в том, что они потомки великих, а в том, что каждый человек достоин уважения, потому что он человек. А что такое человек? Это высшее творение Бога, обладающее бессмертной душой.
Людям, которые вышли «из грязи в князи», выскочкам, готовым идти к цели по трупам, этого, конечно, не понять.
октябрь 2013
Свидетельство о публикации №213101901365