О детях удобных и сложных

             Во многих работах великого Януша Корчака прослеживается мысль, что учителя любят «удобных» детей.
            
             Эту мысль хотелось бы развить.

             Учителя любят удобных во всех отношениях  учеников: активно работающих и дома и на уроках, исполнительных и не опаздывающих; в то же время детей, рассеянно смотрящих в окно и думающих о чем-то своем, учителя, как правило, не жалуют и считают сложными.  Но именно из таких задумчивых созерцателей нередко получаются хорошие художники и поэты.
             Причина, почему учителя не любят «сложных» детей,  лежит на поверхности: с ними нужно возиться, их нужно «раскрывать». А с «удобными» работать легко и приятно. Думаю, не стоит винить учителей в том, что они идут по пути наименьшего сопротивления, однако нельзя признать правоту за учителем, когда «удобных» детей он определяет в разряд одаренных, а «сложных»  признавать талантливыми не спешит. Недальновидность и предвзятость учителя здесь очевидны, и являются, несомненно, проблемами.
               
            В данных проблемах, конечно, играет роль личное отношение. Тот факт, что ученик смотрит в окно, говорит о том, что ученику скучно, а если ученику скучно, значит, объяснение педагога кажется ему неинтересным. Такая реакция ученика не льстит педагогу, она задевает его самолюбие.

            Для простоты можно было бы назвать «удобных» детей отличниками, а «сложных» троечниками, однако все далеко не так просто: порой отличники обладают непокорным  и буйным нравом, а троечники ведут себя тихо, не доставляя учителю особых проблем. В таких случаях не троечники, а отличники попадают в разряд «сложных» детей, так как для многих учителей дурное поведение ученика является большей проблемой, нежели его плохая успеваемость.

            Конечно, назвать всех «сложных» детей потенциальными гениями живописи и литературы было бы неправильно, однако нельзя не отметить тот факт, что многие выдающиеся деятели искусства в школе не блистали оценками. Так, на тройки учились: Андрей Тарковский, Николай Рубцов, Максимилиан Волошин, Александр Вертинский и многие другие. Имена вышеперечисленных людей известны и вклад их в искусство велик, в то время как имена их товарищей-отличников давно канули в Лету.

            Право стать великим деятелем искусства или просто порядочным хорошим человеком необходимо оставлять за всеми детьми: и за отличниками, и за троечниками, и за «удобными», и за «сложными».

            Задача педагога: верить в своих учеников. Задача учеников – оправдывать надежды своих педагогов.
 
октябрь 2013


Рецензии