Участок на луне

Василий пришел на работу чуть позже обычного опоздания. Он прошел мимо стола Семена, корпящего над платой, лавируя, обошел стулья, расставленные для пятиминутки мотивации, и подошел к себе. Плюхнувшись в кресло, заложил руки за голову и уставился в потолок, покрытый серыми квадратами гипсокартона. Его сосед, Лаврентий, бросил на него несколько косых взглядов, и спросил:
 - Ну, что?
 - Да так.
 - Мне не ври. Че сияешь?
 - Да, вот. Решил жизнь поменять.
 - Куда?
 - Куда глаза глядят.
 Он достал из внутреннего кармана маленькую глянцевую брошюрку. Лаврентий прочел на ней: «Участки на Луне». Заинтересовавшись, он развернул расписную карту Лунной поверхности, на которой были, карандашами будто, нарисованы всякие возможные постройки, доступные человеческому уму.
 Лаврентий вчитался в подпись к космическому центру реабилитации наркоманов. Предполагалось, что они могут крутить динамо-машины. Зелень предлагалось выращивать с помошью навоза зверей местного цирка. На рынке продавались плоды, взрашенные с помошью переваренных львом соевых котлет. Семья русских Лунасапиенс была бодра и улыбчива.
  Василий вырвал у него из рук карту и сам принялся разглядывать и пояснять.
 - Вот! Музей КГБ! Ты знаешь, на факультете Океанологии почему-то нет аспирантуры... Рассказали...
Лаврентий посмотрел на него, откинувшись, и спросил:
 - Тебе у метро это дали?
 - Да.- не отвлекаясь, ответил Вася.- говорят, торги на пятое июля. Крупнейшие перемещения земной коры. Настрадамус еще предсказывал.
 - Да брось. Так холодно и невозможно далеко.
 - Я знаю- ты думаешь это обман. Но я тебя не обманываю- я действительно еду!
Вася заговорил, отложив проспект на яблочный огрызок:
 - Надоело мне здесь, на этой планете.
 - Может, на марс?
 - Ты что?
 - Сколько хотят?
 - Машину продам. За квартиру не заплачу.
 - Расчет...
 - И он. Там, по всякому население будет в треть земного через десять лет.
 - Человек не может там жить.
 - Так же говорили про аляску.
 - На луне меньше снега.
 - И белых медведей. Но зато- там все по другому. Откроется от гравитации мозг...
 - Или кишечник. А мне вот слушай, вчера был на прошлой работе был, видел всех. Так странно стало. Вот они сидят, чай пьют, проблемы мировые обсуждают. А меня нет. А все так же, как был. Будто умер.
 - А что если они начинают говорить об этом при виде тебя?
 - Или- возникают от моего взгляда из нибытия.- предположил Лаврентий и помолчал.
 - А ты про луну!- Лаврентий почесал губу. Подумал. И: -бегство!
 - Странно с тобой говорить! Я еду осваивать новый мир, в котором будет все что можно пожелать.
 - Сделай здесь!
 - Здесь уже занято. А луна- она там! Это- как будто жить через улицу окно к окну.
 - Я не понял, а кто им разрешил продавать участки земли- на луне? Она их?
 - Да просто... скинемся, считай, на снарягу всю. Билет и кирка. И скафандр. Фикус свой.
 Лаврентий ладонью туго потер широкий лоб, поправив что-то в голове.
 - Ты когда?
 - Кто понял жизнь...- «тот не спешит» хотел было продолжить Василий, но Лаврентий опередил его:
 - Тот понял смерть. Это гон все. Тебя обманывают.
 - Как обманывают, когда с одной манжурии пять тысяч человек попросилось?
 - Там есть не чего.
 - А на луне?
 - Ты мне расскажи лучше, как что вы там будете делать?
 Вася взял в руки проспект и посмотрел:
 - Первое время в барже космической.
 - Где ты это взял?
 - Рассылка.
 - Ты ничего еще не подписывал?
 - Да че ты паришься? Жизнь бесконечна во все стороны!
 -  Есть законы физики.
 - Есть. В книжках написаны, я видел. На луну невозможно забросить яблоко.
 Лаврентий покрутил пальцами у виска. В дверной проем вошла Зоя Павловна и издалека заголосила:
 - Лаврик!Лаврик! Напиши комментарий!
 Лаврентий, как забрало, спустил со лба толстые роговые очки и засеменил к ней.
 Василий сел, уставился в проспект и начал мечтать. Вот они прилетают на луну, впервые разглядывают в маленький круглый иллюминатор серую лунную пустыню, большое, невыносимо яркое на фоне черного космоса Солнце, крапинки звезд на рябым горизонтом, а в зените- покрытую голубым желе океанов и белыми и пушистыми циклонами светящуюся и подробную сферу Земли.
 Матушка Земля, обрадовался Василий.
 Потом они, балагуря, пихаясь и весело матерясь, выроют пещеру, пустят туда воздуха и будут гулять. Откроют столовую, дискотеку наладят!
  А потом он познакомиться с селениткой и будет на головокружительном закате гладит мягкой резиновой перчаткой скафандра шесть ее фиолетовых грудей, а она- обнимать его за аквариум, надетый на голову, и чертить на песке треугольники, квадраты и тетрайдеры, совершенством граней передаюших ее чувство.
  Он оглянулся, и оказалось, что время близиться к обеду. Он посовестился и пошел в столовую.
  В столовой пахло гречкой и котлетами. Он взял поднос и встал у раздачи. За спиной говорили:
 - Я друг мой, не уверен, что вселенная обитаема. Жизнь- голос увлажнился- это чудо!
 - Мир-то большой!
 - Да там нет ничего, мой милый, нет! Земля- неразумный оазис в бесплодном космосе.
 - А я думаю нет- спешно заспорил его собеседник.- Чисто статистически что да должно быть. Хоть плазменные пиявки.
 - Спорим на запеканку что нет?
 - Да! а как проверить?
 - Эй! пришельцы! Мудаки! Отзавитесь.
  Пауза.
 - Видишь, нет ничего.
 - Может им плевать?
        -       Наверняка.
  Василий взял щи и лангет и подошел к кассе. Его окликнул его притель из отдела снабжения. Василий взял поднос и сел за столик. Коля выцедил из ложки мутный от сметаны борщ и спросил:
 - Ты, я слыхал, покидаешь нас?
 - Да,- ответил Василий,- на луну полечу.
 - Че делать будешь?
 - А что я здесь делаю?- Василий пожал плечами,- гайки кручу. Бумажки заполняю. Обслуживаю непонятных обжор.
 - Бабу тебе надо.- удовлетворенно собственной правотой сказал Коля.
 - Там найду.
 - Что, земные уже не цепляют?
 Василий перегнулся через стол и выговорил:
 - Я не хочу здесь жить! Мне не нравиться эта планета! Мне не нравятся...- он    сел назад- много что мне не нравиться.
 - В туалете лампочку вкрутили.
 - Да причем здесь! Там- космос! Там- все новое.
 - Интернет проведете!
 - Да причем здесь интернет. Да, проведем. И яблони зацветут.
 - На марсе?
 - Там, где нужно.
 - А как же мы, твои друзья?
 - Так полетели вместе!
 Коля посмотрел на него, потом обтер корочкой хлеба пустую тарелку, закинул в рот, прожевал и покачал головой:
 - Не. Куда мне. Мне отсюда-то лень на нее смотреть.
 - А я полечу.
 - Давай. Я тоже полетел
 Он взял поднос и ушел. Василий, немного раздраженный недоверием, углубился в еду.
После обеда работать было тяжело и лениво. Он размытым взором пробирался сквозь склизские гряды  цифр, когда позвонила Марина, его девушка.
 - Привет, зайчик.- весело сказала она.
 - Привет.- сказал он.
 - Как ты там?- ему нравился ее голос.
 - Да я хорошо.
 - Что случилось?
 - Все хорошо.
 - Что случилось? Почему ты не хочешь говорить.
 - При встрече поговорим.
 - Нет, говори сейчас или мы больше не увидимся!
 «Вот это выбор»- подумал Вася. И сказал:
 - Милая, помнишь ты говорила, что пойдешь со мной на край света?
 - Да... А что? Почему ты спрашиваешь?
 - А за край пойдешь?
 - Я не понимаю тебя.
 - Я переезжаю на Луну.
 - В смысле?
 - В прямом. Американцы базу строят, всех зовут.
 - А я?
 - А ты- поедешь со мной?
 - Куда?
 - На луну.
 - А мама?
 - Что- мама?
 - Что она скажет?
 - Скорей всего, много чего.
 - А что мы там будем делать?
 - То же, что и здесь.
 - Это как? А Работа? А дом?
 - С местом там все в порядке, да и работа найдется.
 - Васенька, милый. Что это за ерунда?- плаксиво заговорила Марина.- ты зачем это со мной делаешь?
 - Что? Стой.- Василий сжал перед собой телефонную трубку и стиснул зубы. Марина что то голосила.- стой, марин!- сказал он, но она продолжала:
 - Обещал, и тот раз в Кино? А теперь. Тебе выходит луна дороже меня, да? Урод! Васечка, ну ты что же, одумайся! Чтоб вечером и и мыслей об этом не было!
 - Марина...
 - куда тебя вечно несет? Почему ты связался со мной?
 - Я не..
 - Ты думал обо мне? Ты думал, что я скажу?
 - Я..
 - что?
 - Я решил. Что ты будешь делать, что захочешь. Я не могу увезти тебя туда cилой.
 - Может можешь?
 - Нет.
 - Совсем?
 - Туда- нет. К тому я тебе уже у подруги украл.
 - Так то на Машкиной свадьбе! И вообще- украл, и бросаешь! Крал бы уж до конца!
 - Поехали!
 Марина заплакала. Потом закричала:
 - Ну ты! Ну ты что, не уезжай! Не надо уезжать!
 - Марина.
 - Не уезжай, ладно.
  Василий вздохнул:
 - Нет, я решил.
  Марина повесила трубку.
  Виталий проработал до пяти вечера. От мыслей о рыдающй и взахлеб рассказывающей все маме Марине он избавлялся работой, пытаясь оставить на земел след покрасивее.
  Прозвенело пять.
  Он пошел в отдел кадров. Сухая и полная достоинства женщина достала его дело, начала ковыряться, смотреть заявления. Спросила:
 - Вы увольняетесь?
 - Как видите.
 - Куда пойдете.
 - На Луну.
 - Понятно. Что там?
  Василий подумал немного. И сказал, сдавая пропуск:
 - Да нормально все.
 - Хорошо. Удачи!
 - Вам тоже.
   Он получил расчет. Отпускные. Посмотрел как выглядит- сухие глянцевые бумажки с городами- отпуск на море, синем, пенном, соленом и ласковом, на настоящем земном море, которое будет от него еще дальше. Или вот- Питер с Петром, тоже космос, в каком-то смысле.
   Он пошел во коридору завода, крашенному склизской на вид зеленой масляной краской. На выходе стояла кадка с чахоточной пальмой.
   Он вышел и наткнулся на Колю в длинном коричневом пальто, и Лаврентия в красной дутой куртке. Они стояли в подворотне, спасаясь от мелкой мороси. Василий подошел к ним и спросил:
 - Че делаете?
 - Улетаешь?- спросил Коля.
 - Да.
   Лаврентий спросил:
 - Расчет дали? Льву Константычу вон, только на девять дней дали.
 - Дали.
 - Хорошо дали?
 - Дали-то хорошо.- Вася опять вздохнул.
 - А что тогда?
 - Да вы только представляете, пацаны! Луна!
  На карнизах сидели голуби.
  Коля сказал:
 - Да... И что?
 - Да так... Грустно что-то.
 - Так не улетай- предложил Лавренитий.
 - Да не, не. Полечу.
  Они немного помолчали. Коля сказал:
 - Ну так что, может сбрызнем тогда? Раз расчет нормальный дали.
  Вася огляделся. На улице было мокро и как-то постыло. Все казалось знакомым, едва различимым. Из проходной выходили люди, раскрывали зонтики, поддерживали воротники. Василий сказал:
 - Ну, пойдем.
  Они зашли в подвальный бар, в сизый клубящийся полумрак. Сели на табуреты, Василий оказался в центре и заказал три по сто. Коля сказал:
 - Ну! сегодня мы провожаем в нашего друга! И все такое!
  И выпил. Василий тоже слегка пригубил и оглядел бар. У стену сидела шумная компания. Играла музыка. За стойкой пару человек угрюмились над пивом. Будут ли такие на луне? Наверно, будут! Да и разве в них дело?
  Лаврентий заговорил:
 - Уходишь, все-таки... Я знал, что ты ненадолго.
 - В смысле- знал? И что, три года- это ненадолго?- встрял Коля. Лаврентий ответил:
 - Я тебе говорю, знал! Я по лицу сразу увидел.
  Василий виновато улыбнулся. Коля сказал:
 - Ты только на себя смотришь, что ты мог увидеть?
 - А три года- это не срок для такого перца.
 - Можно подумать,там он не заработает?
 - Конечно заработает! Грыжу!
 - Там гравитация меньше в шесть раз.
 - А он будет брать больше в десять!- сказал Лаврентий и закричал бармену- дайте еще по писят!- и повернувшись к Василию спросил- ты не против? Если че, я сам.
 - Не, не... да! Еще по пятьдесят!- сказал Василий.
 - Ты че задумался-то?
 - Да так...
 - Скучать будешь?- спросил Коля.
 - Нет.
  Лаврентий воскликнул:
 - Конечно нет! На кой мы сдались ему? Сам на луну летит, а мы- в этой помойке жить!
  Коля спросил:
 - Как это- помойка? Нет!
 - Да!
  Коля спросил:
 - Ты что из-за этого- и показал пальцем в Лаврентия. Вася отстранил руку Коли, висящую перед лицом.
 - Да нет, нет конечно...
 - Ну а че ты? Радуемся, значит!
  Вася нерешительно чокнулся с приятелями. Лаврентий сказал, утеревшись:
 - Я, ты знаешь, в свое время на заводе работал. Та же луна. Воды горячей нет.
 - И?
 - Была у нас там бабенка одна- Света. Как с луны свалилась. Ходит чего-то все время, улыбается. Ну, я к ней. Пойдем говорю, мороженого поедим да на карусели покатаемся. Катались по итогу, года два. А свекр, сука, меня к теше приревновал. Я в райцент поехал, на кирпичный завод- это где воды не было. Я ее с собой звал, поехали, мол! А она- нет! Ну, я и уехал. А она на каком то месяце было. Вот, я один. Так и помру один.
  Они помолчали. Играла музыка. Коля сказал:
 - Да. Молодец ты, Васька. Там где нибудь ваши имена напишут! Первопроходцы, скажут, на их костях здесь все стоит...
 - Да ладно, костях- засмущался Василий.
 - Костях, костях! Построишь себе избушку из вулканического туфа.
 - Построю.
 - Заживешь! Глазом не моргнешь, и не вспомнишь нас.
 - Да.. Наверно...
  Лавренитий сказал Коле, перекрикивая через Василия:
 - Слышь! А ты че премию ходил выпрашивал?
 - Почему выпрашивал? Спросил, когда!
 - Выпрашивал!
 - Нет. Я по делу зашел, насчет болтов на шесть, да и дай думаю спрошу.
 - Ну конечно. Зашел такой, наверно, постучался в касяк и тоненьким голосом «Можно?»
  Коля заорал:
 - Говорю тебе, нет! Нормально зашел,- Коля прокашлялся и сказал грубым голосом- «а премия когда?»- спрашиваю.
  Лаврентий засмеялся. И сказал Василию:
 - Ты-то, Вася уезжаешь, а мне с ним жить!
  Вася сказал:
 - Ладно, все, пацаны. Я пошел.
 - Куда?
 - Да... мне еще вещи собирать. А вы еще выпейте.
  Он заказал еше по полтосу.
 - Ну ладно, давай! Удачи! На землю не плюй, она- мать!
 - А как же!- сказал Вася и ушел.
  Он вышел на темную улицу. Весна торжествовала, слизывала слежавшийся снег, наклонилась над узкой улочкой низко-низко и пахла перегноем, мокрой землей, асфальтом, дымом машин, духами проходящей дамочки. Вася вздохнул пару раз воздух, почуял на лице крапинки дождя. И пошел, шлепая по темным лужам, в сторону своего дома.
  Он оглядел маленькую, темную комнатушку. Кровать, накрытая клетчатым одеялом под верблюда. Обои, гравюра из жизни полевых растений. Шкаф, забитый хламом. Окно, завешанное кленом.
  Он сел на кровать и начал думать.
 «Опять. Как это надоело. Надо вещи собирать»
  Он встал и взял чемодан.
 «Сначала из второй школы в шестую.»
  Он укладывал в чемодан шорты и носки.
 «Все прахом. Вокруг одни мудаки.»
  Шар с водой и метелью.
 «Ладно. Потом- институт»
  Набор цветных карандашей.
 «Снова.. общага, все мудаки, телки не дают...»
  Рубашку в зеленую клетку.
 «Потом- экзамены... такое же чувство, начало конца»
  Книгу о вкусной и здоровой пище.
 «Диплом. Опять вещи собирать.»
  Ботинки из свиной кожи.
 «Работа. Все по новой.»
  Он оглядел комнату. Все остальное было бессмысленным.
 «Вот сейчас- луна. А куда дальше?»
  Он сгреб шмотки во второй чемодан. Он останется на ближайшей помойке.
  На улице темнело. Василий лег на кровать.
 «Да ладно, я еще молод- думал он- Что на луне, не люди, что ли? Может, что и получше придумаем.»
  И заснул. Ему снилась непроглядная космическая чернь. А может, он просто забыл сон.


Рецензии