Мой друг Серёга или легенда о Нараяме
Ты жил с бабушкой один. Бабушка была строгой, старых правил и любила тебя. Поначалу мы говорили шёпотом, потом смелели и печатали фотографии в ванне на двоих. Тебе и мне. «Смена» не вытягивала кадр так, как нам хотелось. Мы экспериментировали, проявляли вновь, я позировал себя на студенческий билет и в учебной части смеялись надо мной.
Простынь твоя у меня за головой оказалась с дыркой. Ты хотел завуалировать её, но над нами опять смеялись. Ты любил учебную часть. Там сидела она, и она тебе нравилась. Она была старше тебя, но это было для тебя лёгким дуновением ветра. Потом мы смеялись все вместе. Ты, она и я. Затем нас притесняли. Ты дрался за неё, за меня тоже, когда в общежитии меня прессовали старшие. Меня водили в туалет, пугали, и я готов был драться с каждым из них.
Пройдёт время и нас оставят в покое: тебя из-за неё, меня из-за 15 копеек. Но она «разлюбит» тебя, странно разлюбит не по Станиславскому. Может, испугается бабушки, её взгляда, от которого я трепетал всегда и готов был рассказать всё, что я натворил плохого, может разница в возрасте, но она охладеет к тебе к концу третьего курса, а я влюблюсь. Нет не в неё, а в девчонку из нашей группы. Её любили все и все, кто любил её догадались о моей любви сразу. А ты её не замечал, ты всё ходил мимо учебной части. Был хмур и тебя боялись её воздыхатели. Ты был высок, костляв, она миниатюрна, стройна и первокурсники считали её преподавателем. Ты был шумливый и открытый, она серьёзной и красивой. Ты трудно «выздоравливал» от неё, но выздоровел, и мы снова печатали фотографии. Ходили на Терек, пили дешёвое вино. Я играл в футбол, а ты проявил себя в электронике.
Ты говорил с акцентом. Ты был осетин по отцу и русский по матери. Ты размахивал руками, доказывал всем правду, и белое для тебя было белым, а чёрное чёрным. Твое: - «Ээээ, слушай» сидит во мне, как будто ты сейчас рядом.
Потом была отработка. Ты, я и Боксёр. Был казах с аула, магнитофон и много девчат с сельхозтехникума. Но ты не влюбился. Ты опять загрустил. Смотрел на сопки Северного Казахстана, причудливо выделяющиеся в ночи и говорил мне, что они схожи с Кавказскими.
Я знал, ты думал о ней, а я думал о тебе. Мы были молоды, но ты был старшим. Нас было двое и Боксёр, их восемь, местных за околицей, но ты не дрогнул. Только крикнул загодя, подходя к ним: - «Эээ, слушай! Драться будем?» Не дрались мы, холодком внутри отделались, а Боксёр трухнул тогда стопором вдали стоял, пока претензии местных выясняли. Ничего ты ему не сказал, я тоже, подумали о нём плохо, а девчата красивые были, Боксёр остался, отсрочку взял. А мы с тобой в армию ушли. Мне писали с сельхозтехникума, а ты писал ей.
«Потом», «потом», «потом» как километровые столбы нашей жизни. Потом ты приехал ко мне после армии. Я был в рыбном городе на Каспии. Ты меня искал, поднял всех и меня нашли далеко в степи на ж.д разъезде. Ты привёз коньяк от него шёл дух горных трав и мы вспоминали горы. Ты смеялся надо мной в горах, когда мы были в «колхозе», над осетинской аракой, которую я с трудом выпил и как я искал в горах ровное место и не находил его.
Ты оказался заядлым рыбаком, у тебя тряслись руки, я держал тебя за спину, чтобы ты не кувыркнулся с лодки в воду. Я кричал тебе, что догнать тебя я не успею. Пугал мощным течением, а ты смотрел на меня стеклянными глазами. Вечерами ты говорил тосты, собиралась общага, и я гордился тобой. Тебе шептали, что ночь душна и девчата спят с открытыми дверьми. Ты шутил и смеялся и не шёл.
Я понял. Ты ещё любил её. Ты часто звонил домой бабушке. Бабушке по отцу. Звонил без меня с города. О ней не говорил, но временами скучал и блестел глазами: - «Я жду тебя в гости, дорогой. Эээ, слушай, совсем переезжай».
Провожали мы тебя шумно, всей общагой, ты понравился всем. Ты говорил тосты, а я заверял тебя, что приеду скоро. Приехал не скоро. Поменял изоленту на сухую воблу. Добрые казахи набили мне её в спортивную сумку валом. Потом была дорога, я вёз тебе гостинцы, общага помнила тебя и провожала меня твоими тостами.
Город наш встретил меня радушно. Погода выдалась. День был без дождя и звенел трамваями. Они обгоняли меня, я плёлся по городу, и сердце стучало, когда я входил в стены родной альма-матер. Техникум блестел после дождя и нас помнили. Я таскал сумку с воблой, угощал всех и радовался тому, что я снова здесь и ты тоже рядом.
Её в учебной части не было. Да и не могло быть. Она была заочницей и ты помогал ей в электронике. Электроны подчинялись тебе. Нам с ней нет. Потом были схемы и мы с нею «плавали». Ты говорил, что будет озарение и оказался прав. Оно пришло, и я радовался ему, как ребёнок. Ей не пришло, и у неё выступали слёзы. Но всё равно мы смеялись: и на стадионе, и на реке и тогда, когда вы провожали меня домой на выходные.
Почему вы расстались? Ты мне не говорил, а я мечтал о таком девчачьем взгляде. Она прекрасно смотрела на тебя. Она лелеяла тебя, и я это видел. Потом у тебя была другая, ты часто с ней появлялся в учебной части перед распределением, она краснела, завидев вас, и теребила кончик кофты. Новая твоя вела себя вызывающе при ней, и она мне не нравилась, была чужой, и мы не смеялись. Но всё равно, ты не уехал с ней. Ты уехал со мной, хотя с ней у вас были радужные перспективы.
Ты мёрз со мной и Боксёром в Северном Казахстане, куда мы приехали по распределению. Был месяц август и там было холодно. Мы были в рубашках, были выходные, был нетопленный вокзал и мы замерзали. Контора наша, куда мы распределились, пустовала. Мы ждали понедельника, ездили в трамваях, слонялись по городу без денег и думали, что не согреемся никогда. А ночью мерзли, но мы были горды и честолюбивы. Мы были с Кавказа.
Нас ругали, отогревали, одевали и везли в шубах на место нашего пребывания. Нами были довольны в работе. На нас наложили бронь, а ты в военкомате разбронировал её. Разбронировал водкой и прапором и нам сразу вручили повестки, Боксёру нет. Он остался с девушкой белокурой и красивой, а мы с тобой лысые и счастливые, ели шашлык из баранины, а прапор важный и смешной рассказывал нам об армии байки.
У тебя была кличка Граф. Не знаю, соответствовал ли ты ей, но бабушка у тебя была Графиней. Она вязала нам тёплые носки из козьей шерсти. Высылала с ними шербет и письмо в посылке. Я представлял её чистенькую, одинокую без тебя. Представлял её у окна, которое выходит на площадь. Ты махал с площади ей рукой и шторка закрывалась. Ты писал письма с холодного вокзала. Бросал в почтовый ящик, и я знал, что писем два. Ей тоже. Пацана не обманешь. Я чувствовал тогда это.
Двор твой не изменился. Теннисный стол, мелюзга с шумом гонящая мячик, квартира ваша на третьем этаже и я на лестничной площадке. Всё так и ничего не поменялось и скрип двери тот же и она в дверном проеме. Я молчал тогда, наверное, долго. Она поздоровалась со мной первой: - «Мы с Серёжей ждали тебя». Я кивал головой и улыбался. Я был рад ей, бабушке, двум сыновьям – близняшкам пристально вглядывающимися в меня и я боялся, что они в манежке расплачутся.
Ты приехал в УАЗ – ке, в униформе с пассатижами в руках и мы смеялись с тебя. Мы угощали соседей рыбой, она накрывала стол, а вечером мы гуляли втроём. Слушали Терек, он шумел, и мы пили сухое вино на террасе в парке. Вы показывали мне новый город за рекой, там было много света, а меня тянуло в старый в кинотеатр, где мы смотрели «Легенду о Нараяме»*
Не знаю как ты, а я горел. Я боялся пошевелиться, я был раздавлен постельной сценой. Такой открытой и естественной, как будто я попал в вашу спальню. Она сидела между нами, и я страшно её стеснялся. Стеснялся соседей, тебя, себя и всего зала. Я помню тишину. Она была необычной и тревожной, как будто все разом узнали дату конца света. Мы вышли с кинотеатра, как с похорон, все молчали, только звук шаркающей толпы по проспекту и бурлящий Терек.
Я хотел спросить тебя: - «Что это? Как это прошло цензуру» и шестым чувством понимал, что жить так в стране, как раньше, мы уже не будем. Мы не знали ещё, что скоро СССР не станет и страна полетит в бездну, мы просто чувствовали это, как и все идущие в тот миг по проспекту.
Во мне бушевала революция. Старое советское, которое отогревало нас новыми шубами в Северном Казахстане, кормило, учило, оберегало от постельных сцен, с этим фильмом рушилось. В моей душе взорвалась бомба. Вот как у них! А у нас? И не знал, как думать об этом и не знал, как не думать об этом. Я был заражён голым телом и уже не стыдился этого.
Ты меня провожал один, она махала нам с окна, когда мы переходили площадь. Твои дети были у неё на руках. Смешливые и упёртые и рыжие в тебя. Потом у вас родиться рыжая девочка, но я её не увижу. В стране наступят перемены и во мне тоже.
А тогда я лежал в купе и два часа думал. Меня ждали дома, а я думал о вас и о «Легенде о Нараяме» Мы долго спорили о нём и виной были постельные сцены. Она нет. Она, молча, скользила между нами, улыбалась, кормила сорванцов и в этом была её несокрушимая сила. Сила матери и сила любви и мы с тобой успокоились. Бабушка кормила нас, совала мне пирожки в дорогу, ты говорил тост, и мы втроём опять улыбались.
Не знаю, как ты, но зараза не вышла из меня. Я стал заглядываться на голые колени и женился впопыхах, не вглядываясь особо в душу. Колени победили, а могло быть иначе. Ты видел мою девушку в общежитии, она была со мной всегда и когда ты меня нашёл на разъезде, она была со мной тоже. А я предал её, ушёл к другой возобновить движение электронов в хитро сломанной проводке и остался у неё до утра в её дорогой квартире.
Тесть лелеял её, поднял меня, теперь у меня кабинет, дубовый стол и я демократ. Жена, деньги, положение и я равнодушный к чужой боли. Две дочери и внук: - «Дед, ты вор?»
- Нет, внучек, не вор. Я в подмастерье у вора.
«Легенда о Нараяме» сыграла свою роль, я не бедствую. Я смотрю в монитор могущественного интернета. Ты в нём и в нём наш город, проспект, твой митинг и твоё окружение. Оно под стать тебе и ты за настоящую Россию. Камера боком выхватывает её, сыновей. Я ищу взглядом Боксёра, его нет, меня тоже, ищу твою дочь наугад, ведь она тоже рыжая. Сильна твоя кровь, Серёга. Среди всех видная.
Ты писал мне, звал, но меня закружила перестройка, А теперь ты враг мой – оппозиция. Я смотрю на жену, на её золото в ушах, смотрю на тебя, на себя и на дырочку в простыне. Смешные мы с тобой, Серёж, а прошлоё – это настоящее, что посеешь, то и пожнёшь.
* - Фильм Сёхэя Имамура.
Маленькая японская деревня в горах. Вековой голод и вековые обычаи. За воровство хоронят заживо. Старший сын, избавляясь от лишнего рта, уносит, исполняя обычай, любимую мать, которой исполнилось 70 лет, на вершину горы Нараяма умирать от голода и жажды. Так в 70 лет делают с каждым. Жениться разрешено только старшим сыновьям, младшие в работниках. Девочек продают, меняют на соль ………
Свидетельство о публикации №213101901535
У Вас глубокое восприятие жизни.
Михаил Патрик 13.12.2021 12:19 Заявить о нарушении
Михаил Погорелов 14.12.2021 12:00 Заявить о нарушении
Михаил Патрик 14.12.2021 17:49 Заявить о нарушении
Михаил Погорелов 14.12.2021 22:26 Заявить о нарушении