Золотое, тётушкино, сердце. - живёт такой человек
А мы с сестрой жили дома, у тёти.
Итак, стали мы сиротами, да ещё наша бабушка (Марина Андреевна) дома больная лежала. Забот у тёти полон рот. Домашнее хозяйство – корова, телёнок, да на работу нужно – она была дояркой. Что делать? Жить надо! Весной корову продала.
Председатель сельсовета неоднократно предлагал:
« Сдай ребятишек Клавдия, в детский дом».
Та отвечает: « Да ладно ужой. Подожду маленько».
Мать-старушка тоже ухода требовала. Уж как она, наша тётя успевала и всё могла, я не знаю, но время шло и потеря мамы стала понемногу забываться.
И вдруг новое горе – умерла наша бабушка. Тётя Кланя разделила это несчастье с нами. Через некоторое время пришёл из армии тётушкин сын. Жизнь стала налаживаться, и казалось, что ничто не предвещает беды. Но она подкралась незаметно – трагически погибает единственный сын Николай. Это страшное и тяжёлое горе для матери. Сколько было пролито слёз. Долго тётя горевала и страдала по любимому и единственному сыну. И жить, говорит, не хотелось. А жить-то надо, ради своих племянников. Да и мать ей перед смертью наказывала:
«Кланя, Галиных-те робят никуды, хоть, не сдавай, рости их сама».
Вот наша тётушка ребят и вырастила, в детский дом не отправила. Мы стали взрослыми, работаем.
Примером для нас всегда служит наша тётя, её жизнь, её труд. Вот как по нашему, по выеському, баёт тётушка:
« Я-то, девки-робята, не живала у лета. А всю жизь жила у зимы, да у зимы-то, порато, студёной».
Текут реки большие, есть реки и малые, все они бегут, торопятся, несут свои воды в море северное – Белое. Вот и с самого детства, плывёт по реке жизни наша тётя. Несёт её река бурно, порато, и берег-то всё каменистый на её пути. Нет бы к мягкому, сыпучему песочку прибила, ан нет, на один камёшник кидает да подкидывает, и камни-то порато шибко уж большие.
Сами судите про её жизнь
. Ей ещё году не было, а тятька её, Степан Иванович Андреев, , простыл на осенней охоте, поболел немного и вскоре умер. Пришлось Марине Андреевне одной с маленькой дочкой жить-поживать, да своей дочурке жизнь продлевать. Перенесла стужу, нужду, обуть, одеть было нечего, в школу ходила одну только зиму, чтобы не умереть с голоду пришлось по деревням ходить просить милостыню. Подростком трудилась в колхозе на разных работах, а в 1942 году, шестнадцати лет, вступила в колхоз имени Ломоносова, Сорок лет трудовой её стаж, 28 лет колхозного стажу, а начало трудовой деятельности пришлось на военное лихолетье, на суровую пору войны.
Восемнадцати лет ещё не исполнилось, а отправили её на оборонные работы в Архан-гельск. До Тоймы семь дней добирались, а потом пароходом до Архангельска. Работали на железной дороге, носили рельсы, шпалы. Кормили плохо, выдавали хлеба 600 граммов да похлёбку, вот и вся еда. Полуголодные работали. С оборонных домой добирались пешком. Некоторые от голода умерли по дороге. Пока шли, где могли, в деревнях , кусочничали, просили кусочки хлебушка.
В колхозе пахала, сеяла, жала серпом, косила, сено ставила. От колхоза на сплав выписывали. Лес тогда сплавляли по реке Выя, так с «хвостом» ходила вниз по Пинеге до Усть-Пинеги, а обратно шли с Верушкой ( Вера Фёдоровна Грязных) пешком по всем деревням нижнепинежским, тоже «кусочничали», от тех кусочков и силы брались на дальнюю дорожку, в сторону родную, «выеськую». Зимой лес возила на лошадях по ледянке. Работала на совесть.
Как работали тогда люди хорошо да дружно, весело и отдыхать умели. Молодёжи после войны много было, в читальню приходили. Девок на лавках в три ряда сидело. Сигналом для сбора были звуки гармошки. Слышат девки, заиграла гармонь в Симакове, значит можно идти в читальню. А там пляска, гармонь не смолкает. Девки пляшут «Четвёрку», «Метелицу», «Пинежскую», «Топанку».
Попляшут, погуляют, а утром сенокосить или с коровами обряжаться. Хоть обуть и одеть нечего было, а веселились.
С 1954 года тётя пошла работать на телятник, а потом стала доить коров, дояркой отработала 26 лет. В старом дворе сперва группу в 12 коров руками доила. Вообще ручного труда много было: воды накачать, наносить, коров напоить, навоз из двора на носилках вынести да комбикорм принести. Мешки на спине таскали. Утром, и вечером носили комбикорм, месили, коров доили. Вот и ноют у тётушки теперь руки да ноги.
Работала наша тётя дояркой хорошо. Надои были высокие, молоко первого сорта. За свой добросовестный труд награждена медалью «За трудовую доблесть», значком «Победитель социалистического соревнования, 1978 год», и медалью «Ветеран труда», имеет много Почётных грамот, вручались ей денежные премии и объявлялись благодарности.
И на пенсии она не могла усидеть без дела. По возможности помогала совхозу в разных работах, да и дома не привыкла она сидеть. Ей всё надо что-то делать. Любое дело ей по плечу. Она и доску прибьёт, и валенки подошьёт, и огород сделает не хуже мужика, потому-что с малу надеялась только на себя. Любит юмор, смех. Частенько участвовала в новогодних маскарадах, проводах русской зимы, и всегда её выступления проходили с успехом. Она и на гармошке поиграет, и с подругами посидит, да и частушку задиристую споёт.
Вот живёт такая душевная, простая северянка на выйской земле, которая так много сделала хорошего, поделилась теплом своего горячего сердца со своими приёмышами. Приходят на ум эти строки:
«В какое ты время родилась.
В какие ты годы жила.
Какая безмерная тяжесть.
На женские плечи легла».
Но наша тётушка всё смогла, все тяготы житейские перенесла, и за это ей от нас с сестрой, низкий поклон. Поздравляем её с юбилейным днём рождения, и от всего сердца желаем душевного спокойствия и нашего родственного тепла и заботы. Хочется, чтоб побольше было таких душевных матерей и тетушек. Может меньше б было сирот в детских домах и детских домов.
Газета «Заря» от 31.08.1991 г. Верхнетоемский район, Архангельская область.
Сергей Засухин, Людмила Селянинова. П-о Окуловская, п. Северный.
В настоящее время нашей тётушке идёт 88-ой год, а она вся в заботах и хлопотах. Человек труда, ей бы только поработать, в меру сил. Такие наши, выеськие, бабушки-старушки.
На фото – тётушка с нами-сиротами. 1976 год.
«Умерла родима маменька.
Доставила хлопот.
Родима тётушка хороша.
Воспитала нас сирот».
Свидетельство о публикации №213101901579
Понимаю Вашу миниатюру как биографическую, как исповедальную и благодаственную для Вашей тетушки, а посему в первую очередь хочу пожелать ей через Вас доброго здоровья и радости в том, что Вы на ее старости лет находитесь рядом с нею. А посему -счастья Вам и хороших хлопот, успехов и творческого вдохновения, чем бы Вы там не занимались.
Вы прелестно, оригинально рассказали не только о тетушке, но и о себе, о своем становлении, о Времени Вы написали оптимистично-благородно. Это все так здорово и по-человески искренно, открыто, сердечно, что я, читательница, расчувствовашись, даже со слезьми дочитывала:
«Умерла родима маменька.
Доставила хлопот.
Родима тётушка хороша.
Воспитала нас сирот».
И я слез моих не смущаюсь. А по сему- еще раз низкий Вам поклон. Пишите. Дарите доброту и хорошее слово людям.
Альвина Гукк,
деревенская девчонка из Северного Казахстана, на ферме тоже когда-то работала, и теперь рук не очень покладаю, хотя и живу в других (легких?) краях.
Гукк Альвина 17.01.2018 21:53 Заявить о нарушении
С ув.
Сергей Засухинпоздеев 18.01.2018 18:33 Заявить о нарушении