Либретто к мюзиклу Последний Замок Князя. Действие

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

 

ведущий:         Так часто вопрошаем небеса об исполнении мечты

                Мечты… Да что мы знаем? Что сулит нам исполненье?!

                Когда бы знал, в какие дебри забредешь. Наверное, ты

                Сто раз подумал, прежде чем попасть в затменье.

 

На сцене вспыхивает зловещий красный свет. Он подсвечивает действо: несколько воинов бьются на мечах. На них сверху смотрит человек в балахоне (монах).

 

[Монах] Deep Purple “Perfect Stranger”

На задней кулисе возникают кадры штурмов и походов. Суть – на всех картинках – бравые воины Князя, которым сопутствует удача. Сами изображения – хвала героизму и стойкости воинов. Периодически возникает изображение Монаха. По всему видно, что он пытается догнать и остановить князя, но то он опаздывает, то его избивают воины князя.

 

01.   Пролог [Монах]

Монах:            Теперь гроза ты всех земель

                Нет тех, дано кому тебя остановить!

Твоя мечта зовет и манит

И огонь свершений в сердце все горит!

                Но за войной своей и думать ты, друг мой

Совсем забыл

                Что год за день, и те, любил тебя кто

                Тех ты жестокостью сгубил!!!

Последние кадры: армия победителей подходит к замку, на стенах которого уже собрались соскучившиеся по своим героям люди. Кадры всеобщего ликования, князь на радостях вбегает в комнату супруги, как перинку подхватывает её на руки. Последний кадр – грустное лицо княгини. Действие переходит на сцену. Заметно возмужавший Князь на руках держит свою супругу.

 

Князь:            -Что, что с тобой случилось? Ты ли это?

Княгиня:        -Да, это я (стирая тыльной стороной ладошки покатившуюся по щеке слезу). Я (не в силах больше сдерживаться, она рыдает, прикрыв лицо ладонями). Простите меня… Простите! Я… Я так устала ждать. Каждый день я боялась увидеть в окошке гонца, несущего с собой дурную весть. День изо дня, неделю за неделей, месяц за месяцем (всхлипывая, горячо шепчет она). И вот, вы здесь! Вы – победитель, а я не могу сдержать слез! Вместо того, чтобы радоваться, я рыдаю! Простите!

Князь:            -Как? Ведь меня не было всего несколько дней!

Княгиня:        -Вас не было три года, мой супруг.

Князь:            -Как?! Не может этого быть!

Княгиня:        -Не верите? Посмотрите на себя в зеркало.

Князь:            -Где, где мой..? (начинает было он, но тут же осекается. Некогда звонкий голос тоже изменился. Теперь он стал хрипловатым и приглушённым. Таким, которым удобно отдавать приказы, не сомневаясь, что они будут немедленно выполнены). -Где наследник? (выдавливает он, наконец, из себя). И что случилось?! Что, я хочу знать?

Княгиня:        -Наследник в горах, учится читать и писать. А случилось… (Княгиня на мгновение задумывается, затем, повернувшись лицом к супругу, продолжает): случилось, то что, Вы слишком увлеклись войной…

 

02.  Зеркала [Князь, Княгиня, Монах]

 

Падает на колени, обеими руками хватается за зеркало и, глядя в собственное отражение, начинает судорожно шептать.

 

[Шепотом]:   -Мой Бог… Неужто это я? Не может быть!

                Как? Неужели так способна изменить… Война?

                Игра в богов?! Почет, триумфы, страх…

                Но лесть, потоком льется что из льстивых уст

                Не отразится пусть в коварных зеркалах…

 

Поднимает голову, на секунду замолкает, потом начинает истерично смеяться.

 

Ха-ха-ха-ха! Ха-ха-ха-ха.

Вот он я!!! Без прикрас!!! Да!!! Жестокий тиран

Перед вами, как перед Богом стою!

                Ведь, признайтесь! На миг хоть; без разницы вам:

                Хоть сам черт! Хоть дьявол!!!

Резко поднимается на ноги и со всего размаха швыряет зеркало на пол

                Ненавижу!!! Да!!! С глаз долой

                Смотреть нет сил! Пусть зеркала не лгут; такой, как есть

                Тиран!!!

                Я не вижу!!! Да!!! Мне скажет кто

                Как жизнь вернуть! Полцарства отдаю тому, вернет кто веру

                В сладостный обман!!!

 

Пр-в:              Пусть зеркала не лгут, но это лишь игра!!!

                Тем хуже им! Разбить все к черту зеркала!!!

 

* * *

 

Князь:            За собой!!! Да!!! Веду судьбе

                Навстречу полчища и Смерть получит щедрые

Дары!

                Не побежден!!! Нет!!! Гордиев узел

                Мне дано рассечь; соседа подчинить! Но из зеркал

Опять в лицо смеешься ты!

 

Пр-в:              Пусть зеркала не лгут, но это лишь игра!!!

                Тем хуже им! Разбить все к черту зеркала!!!

 

Разбив последнее зеркало, падает на колени.

 

Князь:            -На миллион осколков – миллион частей того, что ужасом зовут!

                В погоне за мечтой и не заметишь, как года твои уйдут!

                Но, что же, плату я воздал ошибку за свою сполна!

                Домой! Скорей! Чтобы дальше жить, и пусть закончится война!

 

К Князю подходит Княгиня и обнимает его:       -Бедный мой бедный, супруг. Бедный мой бедный!

 

Княгиня:        Война – разлучница; добра не доведет.

                Наш мир разрушен, мне так страшно

                Что нас дальше ждет?

                Война – разлучница, будь проклята она!

                Смысл нашей жизни прячут страха зеркала…

 

Пр-в [Трио]:  Пусть в дребезги разбиты все зеркала!

                Но больше станет страха

                В пропасть тянет ложная мечта!

                Осколки множатся, и страх смеется в них.

                Страх – жребий сирых, лицемеров и слепых!

* * *

 

Монах:           Нам волею богов свой Ад дозволено вершить.

                Смешно и страшно,

Как нам с этой ложью можно жить?!

                И, не секрет, но, как банальна и горька

                Та правда, что скрывают жизни смысл страха зеркала

 

Пр-в:              Пусть в дребезги разбиты зеркала!

                Но больше станет страха

                В пропасть тянет ложная мечта!

                Осколки множатся, и страх смеется в них.

                Страх – жребий сирых, лицемеров и слепых!

 

Княгиня засыпает, обняв супруга. Князь бережно поднимает её на руки.

 

Пр-в [Трио]:  Пусть в дребезги разбиты все зеркала!

                Но больше станет страха

                В пропасть тянет ложная мечта!

                Осколки множатся, и страх смеется в них.

                Страх – жребий сирых, лицемеров и слепых!

 

Князь бережно выносит женщину за кулисы, а на сцену с шумом и хохотом выкатываются бородатые воины, богато убранные столы и простые горожане. Люди празднуют славную победу. В углу сцены сидит забитый мальчуган, который пытается подпевать воинам, но, т.к. не знает слов, то постоянно сбивается, за что постоянно получает тумаков.

 

03.   Марш победителей [Воевода с воинами]

 

Воевода:          -Героям –

слава

и

почет!

Воины:                -Вернулся с боя кто живы-ы-ы-ы-ы-ы-ы-м

                Да пусть тому всегда везет!!!

 

Воевода:          -От боя

                К бою

                Мы

                Идем!

Воины:                -Пока на свете есть война мы-ы-ы-ы-ы-ы!

                Весело живем!!!

 

Воевода:          -Повергнут

                Враг!

                Ну, а мы!

Воины:                -За жизни их презренные

                Взяли щедрые дары!!!

 

Воевода:          -Звенят

                Монеты

                И рекой!

Воины:                -Вино хмельное льется, гимн поём

                Удаче мы с тобой!

 

Воевода:          Гуляй!

                Солдат!

                Не береги!

Воины:                Не оскуднеет кошель твой солда-а-а-а-а-а-ат

                Пока на свете есть враги!

 

На сцену врывается разъяренный Князь. Он разбрасывает хмельных воинов прочь со сцены, переворачивает толы, опрокидывает стулья. Подходит с мальчугану и рывком поднимает его на ноги.

 

Князь:              -Ты что здесь делаешь?

Мальчуган:      -Они меня петь заставили. Пьяные были, встать уже не могли. Я мимо пробегал, мамка к соседям за солью отправила (размазывая слёзы по щекам, продолжает реветь мальчуган), а они меня подозвали и петь велели. А я и слов не знаю.

Князь:                -А почему мимо не прошёл? Не убежал почему? Они же (передразнивает) пьяные были, встать уже не могли!

Мальчуган:      -Так ведь боязно!

Князь:                -А ну пошёл вон отсюда!!! Тьфу, пропасть! (со злостью пинает он лежащего без чувств пьяного воина и, чуть остыв, уже скорее сам себе): -Прочь, прочь отсюда! Немедленно! Домой! В горы! Пока это место не пожрало меня. Я больше не хочу видеть слез супруги!».

 

На сцене появляется монах, но Князь его не замечает, пока резко не разворачивается и едва не сносит того с ног.

 

Князь:              -Кто такой?! Чего под ногами путаешься?!

Монах:            -Я…

Князь:              -Постой, постой. Я тебя уже видел! В городах и в армиях… Шпион?!

Монах:            -Нет, что ты. Какой из меня шпион. Я просто…

На сцене появляется воевода. Он хватает Монаха за шиворот и радостно орет.

Воевода:          -Вот ты и попался, бестия! А, ну, веревку мне и сук покрепче! Давно тебя уже вздернуть пора!

Князь (как раз подоспел к месту событий):    -Оставь его!

Воевода (довольно скалясь):   -Как?! Лазутчик же! Все шпионил за нашим войском! Сейчас я у него живо охотку отобъю!

Князь:              -Не сметь!

Воевода:          -Да, ты, что, Князь, спятил! Он же шпионил за нами!

Князь сурово смотрит на воина и тот предпочитает замолчать.

Князь:                -Оставьте нас вдвоем. Живо (видя, что воины не торопятся выполнять приказ, прикрикивает он на солдат и те растворяются в полумраке). Итак (поворачивается к монаху, покорно поджидающему, когда Князь обратит на него внимание), я хочу знать кто ты и зачем следишь за мной? Ведь ты был во всех городах, что я брал штурмом (монах утвердительно кивает). Значит, ты не отрицаешь, что ты – шпион?

Монах:            -Я не шпион. Правда.

Князь:              -Тогда кто? Разведчик? Лазутчик?

Монах (опустив глаза):           -Твой Ангел

Князь:              -Ангел? Да, ну! Не похож. Монах обычный с виду. Разве что забитый.

Монах (виновато пожимает плечами):           -Нам не приходится выбирать тела.

Князь:              -Что?

Монах:            -Люди не способны видеть нас или хотя бы слышать. Даже, если мы кричим о предстоящей опасности. Хотя, нам все рано.

Князь:              -Тогда ты здесь зачем?

Монах:            -Иногда человек настолько хорош, что мы, не задумываясь, меняем свободу ангела на рухлядь человеческого тела.

Князь:              -Мудрено говоришь. Мой ангел-хранитель. А делаешь здесь что?

Монах:            -Душу твою спасаю.

Князь:              -Душу? Мою? От кого же это?

Монах:            -От тебя самого! Вот, только поспеть за тобой трудно. Уж шаг у тебя широк!

Князь:              -Да плюнул бы ты на душу мою! Вернись на небеса и радуйся свободе, как я! Надо ли?

Монах:            -Твою – надо! Да и не могу я вернуться, дело пока не сделаю своё!

Князь:                -Так ты, брат, не для меня и  стараешься. Для себя! Не видать тебе покоя, пока меня не спасешь? Так и не спасешь никогда! Так и будешь в теле монашка чахлого томиться.

Монах:            -Тело не вечно. Обида, та – да. Тело это уже и так неживое. Даже и по вашим меркам недолго осталось. А по нашим – так и того меньше..

Князь:              -Уж больно все у тебя складно получается, монах!

Монах:            -Как есть, так и получается. Не получается, вернее.

Князь:              -Да и пес с тобой. Спасай!

Монах:            -Я попытаюсь. Кто знает, может, в этот раз у меня получится.

Князь:              -Бог в помощь.

Монах:            -Благодарю, добрый человек (разворачивается, чтобы уйти)!

Князь:              -Эй (Монах разворачивается)! А, скажи: под стрелу попасть не страшно?

Монах:            -Не страшно.

Князь:              -А что тогда страшно?

Монах:            -Не успеть!

 

04.   Пес вчерашнего дня [Монах]

 

Монах:             -Не успеть! За судьбой по пятам

                Пыль глотая, покорно брести – мой удел!

                И прозреть. Чтобы смысл жизни нашей

Понять до конца… Вновь и вновь не успел…

 

Пр-в:               Видно, судьба, что я выбрал

                По воле своей, чему-то научит меня!

                Вновь и вновь. На пожарища скорбно смотреть

                Будет пес вчерашнего дня!!!

* * *

 

Монах:            Душит, змеёю свернувшись, тоска!

                Не успеть – страшный сон; он погубит меня!

                И судьба моя – снова брести в темноте!

                И с надеждой, что теплится в сердце… На дне!!!

 

Пр-в:               Видно, судьба, что я выбрал

                По воле своей, чему-то научит меня!

                Вновь и вновь. На пожарища скорбно смотреть

                Будет пес вчерашнего дня!!!

 

Князь:                -Свою душу спасай. Она у тебя святая. А со своей я уж сам как-нибудь.

Монах:            -Свою… Свою ты погубил давно уже.

Князь:              -Ну, сгубил. Что теперь? Тебе-то беда какая?

Монах:            -Та и беда, что душе твоей цена – с десяток простых. Да и за собой ты сколько ведешь: семья, войско…

Князь:              -Моя семья будет в безопасности. Я сделаю так, чтобы ни один враг даже не подумал о том, чтобы напасть на мои земли!

Монах:            -Не было бы земель, не было бы и врагов.

Князь:              -Да?! Королю это забыл сказать. Он пошел на меня войной.

Монах:            -Не ты ли сам хотел этого? Не ты ли сам мечтал о последнем замке? Не ты ли мечтал о том, чтобы подарить сыну все земли, видимые из бойниц замка?

Князь:              -Что?

Монах:            -На ты ли сам бежал от всех, только чтобы помечтать о славе и походах?!

Князь:              -Ах, ты! (Замахивается на монаха, но в этот момент на сцене появляется камердинер)

Камердинер:    -Ваше сиятельство, прибыл посол от Короля соседнего замка. Хотят немедленно говорить с Вами. Говорят: дело государственной важности.

Князь:              -Введите!

Монах:            -Остановись!

Князь:              -Оставь меня

На сцену выходит высокий сухой человек в походном плаще. Невозмутимо поклонившись, он достает из кожаной сумки свиток и протягивает его Князю.

Гонец:             -Вам письмо от моего Короля, правителя южных земель!

Князь:              -И что же хочет мне сказать ваш король?

Гонец:             -Не могу знать, хотя и догадываюсь. В любом случае, это письмо адресовано лично вам в руки!

Князь (небрежно развалившись на диване, лениво разворачивает список).

«Уважаемый Князь! Я получил Ваше послание и, честно сказать, был поражён Вашей дерзостью. Вы приказываете мне признать Вашу власть… Никогда! Королям не пристало склонять голову перед всякими выскочками с гор, пусть даже княжеского рода. Вы уже свергли с тронов трёх моих хороших соседей. Что же, мне остаётся лишь бросить Вам вызов, дабы поставить вас на место, а точнее, загнать обратно в горы…»

Князь (вскочив и схватив гонца за грудки):               -Так вот что о себе возомнил ваш Король! Его Величество не желают слушать Князя! Хорошо. Пусть будет по-вашему. На сегодня объявляю свою коронацию, а этот, (тяжело тычет пальцем в грудь гонца) будет почётным гостем. Затем отправится назад и повторит мой приказ ещё раз. Посмотрим, что тогда ответят Его Величество!

Гонец:                -Осмелюсь напомнить, что, согласно Королевской конвенции, подписанной всеми королями – гонец – лицо неприкосновенное. Оскорбление гонца – есть оскорбление Короля и его королевства в целом?

Князь (расхохотавшись):         -Слыхали? Его величество оскорбительно наше приглашение в качестве почетного гостя на коронацию.

Гонец:             -Ваше сиятельство изволили неверно меня понять.

Князь:                -Хорошо, я сделаю вид, что не заметил дерзости гонца, прощу вашего короля и дам ему время подумать, но лишь до тех пор, пока моё войско не подступит к стенам замка. А теперь, все готовятся к коронации, которая состоится ровно в полдень.

 

Дорога в Ад [Монах и толпа]. Музыка и тон песни угрожающие. Толпа поет дифирамбы Королю, Монах пытается остановить его, но люди из толпы каждый раз оттаскивают его в сторону.

 

Толпа:                Смотрите все! Гордыни он своей в плену

Монах:                Глупе-е-е-ец!!!

Толпа:                Её он принял за мечту.

                Дрожите все! В войну ввязался, как в игру

Монах:                Игру!!!

Толпа:                Но как узнать, что на кону?

 

Пр-в:                Известно всем: дорогу в Ад

                Мечтами светлыми мостят.

                Когда бы знал, что на кону

                Ввязался вряд ли бы в войну.

                И твоей воле вопреки

                Летит все в пропасть; только ты

                Тогда лишь это все поймешь,

                Когда от старости умрешь!

* * *

 

Толпа:                Все пали ниц! Хвала и слава королю!

Монах:                Зачем?!!

Толпа:                Сгубить стремишься жизнь свою.

                Не развернуть, увы, течение руки

Монах:                Посто-о-о-о-й!!!

Толпа:                Терзанья будут велики.

 

Пр-в:                Известно всем: дорогу в Ад

                Мечтами светлыми мостят.

                Когда бы знал, что на кону

                Ввязался вряд ли бы в войну.

                И твоей воле вопреки

                Летит все в пропасть; только ты

                Тогда лишь это все поймешь,

                Когда от старости умрешь!

* * *

 

Толпа:                Опять в поход! Вперед, доспехами гремя!

Монах:                Остановись!!!

Толпа:                Сомненья губят короля!

                Любой ценой; все, видишь что из башни ты.

Монах [шепотом]:             Поставишь на колени ради собственной мечты

 

 

Пр-в:                Известно всем: дорогу в Ад

                Мечтами светлыми мостят.

                Когда бы знал, что на кону

                Ввязался вряд ли бы в войну.

                И твоей воле вопреки

                Летит все в пропасть; только ты

                Тогда лишь это все поймешь,

                Когда от старости умрешь!

 

Пока идет песня, декорации меняются. Теперь на заднем панно – изображение очередного замка. Точно такой же, как и все до него. Горожане меняют воины.

Основные прожектора гаснут, оставляя место лишь мощной подсветке кровавого цвета. Понятно, что на сцене – бой. На последние аккорды – панно срывается вниз, открывая следующее – густой лес. На балкон выходит князь. Он долго смотрит вдаль.

Князь:              -Вот оно! Теперь мой сын станет хозяином всех земель, что видны из бойниц! Мой!!!

 

06.   Триумф [Король]

 

Князь:              Мечта сбываются порой!

                Тебя звала что за собой!

                Я победитель! Триумф мой!

                Свершился наконец!

 

                Я столько лет отдал не зря!

                И на ветру хоругвь моя!

                Трепещет! Вся моя земля

                Падет мне в ноги, да!

 

Пр-в:               Но в сердце – пустота; мечта была, мечта ушла…

                Как жаль, что это вдруг со мной произошло!

                Полжизни за мечту; как пес за ней на поводу!

                Она моя, или я раб мечты своей?!

* * *

 

Князь:              Всем князям князь, король миров!

                Я грозный ставленник богов!

                И нет преград и нет оков!

                Для воли короля!

 

                Горстями звезды рвать с небес!

                Девиз мой: все, сейчас и здесь!

                Соседей усмирил я спесь!

                Но почему устал так я?!

               

Пр-в:               Но в сердце – пустота; мечта была, мечта ушла…

                Как жаль, что это вдруг со мной произошло!

                Пол жизни за мечту; как пес за ней на поводу!

                Она моя, или я раб мечты своей?!

 

07.   Погасшие звезды [Княгиня и Князь]. Сердце бьется, как у долго бежавшего человека. Музыка неприятная и резкая. Князь воодушевлен победой, в то время как Княгиня отстранена и холодна.

 

Князь:              -Смотри, хозяин новый я земель всех,

что из бойниц видны…

Княгиня:          -Я рада, мой супруг

Князь:              -Теперь хозяева земель всех – мы!!!

Княгиня:          -Вы. Мне все эти земли ни к чему

Князь:              -Мой сын будет гордиться!

Он будет сильным королем!

Княгиня:          -Ответь; зачем они ему?

Князь:              -Сын победителя!

На сцену выходит молодой человек

Наследник:      -Матушка, где мой отец?

Неужто он решил завоевать все земли сам?!

Но что, что мне останется?

Княгиня:          -Тебе, мой сын останется

                Могучая и мирная земля.

Наследник:      -Нет! Нет. Мир не для меня!

                Мне хочется быть грозным, как отец!

 

Пр-в

Княгиня:          -Когда звездой сорвется с неба

Создателя слеза. Ты загадай желанье

Сбудется мечта твоя!

И пока звездами сияет застывший небосвод,

Ты знай; мечта в душе твой

Живет, мечтает и поет!

 

Князь снова остается один. Он не понимает что произошло и продолжает радоваться победе. Снова появляется монах.

 

Монах:            -Пойдем, Князь, домой. Тебя уже устали ждать.

Князь (Устало смотрит вдаль, затем на свои руки и на говорящего):            -Ангел, говоришь? Пошли, Ангел… Сделал ты своё дело…

Собирается спуститься вниз, как в этот момент на горизонте загорается яркий огонь. Это – башня очередного замка. Князь резко останавливается и рывком поднимается вверх. Монах, понимает, что опять у него ничего не получается, бросается за кулисы и тут же появляется на втором этаже.

Монах:            -Стой! Мало тебе?! Остановись, говорю!

Князь:              -Ангел, говоришь?! Так останови! (резко отталкивает монаха, и тот с криком летит вниз. Князь спускается вниз и хватает за грудки Воеводу, тащит его наверх). Смотри, что ждёт нас впереди! Я сделаю его столицей своей новой империи, править которой поставлю сына! Собирай людей и выходим.

Монах:            -Душу погубил! А сколько еще сгубишь!

Князь:              -То, что сгублено, того и не вернешь

Монах:            -А ты попробуй

Князь:              -Как?

Монах:            -Остановись.

Князь:                -Остановиться?

Монах:            -Да.

Князь:              -Так просто взять и все бросить?

Монах:            -Да.

Князь:              -Послушай.

Монах:            -Что?

Князь:              -Тех, кто идут за мной!

 

08.   Время сильных [Армия, Князь] Речетатив

 

Солдаты:         -Время выбирает сильных; слабые на дне!

                Трофеев не хватает всем: тебе, ему и мне!

                И потому остановиться, значит проиграть

                Удача в руки не придет сама… Её нужно взять!

 

Пр-в [Князь]:   -Мой крест выбран лично мной!

                Я считал войну когда-то детской игрой!

                Остановится? Да хоть сейчас!

                Но остановит кто молодых?

* * *

Солдаты:         -Король походом на соседей: мы идем за ним!

                Его Величества опора. Слава молодым!

                Последний замок впереди; нас всех хабар богатый ждет!

                Кто то смельчак, что остановит нас, пока Его Величество живет?!

 

Пр-в [Князь]:   -Мой крест выбран лично мной!

                Я считал войну когда-то детской игрой!

                Остановится? Да хоть сейчас!

                Но остановит кто молодых?

 

Князь:              -У меня нет выбора. Я должен идти!

Монах:            -Выбор есть всегда.

Король:           -Оставить армию мальчишек, столь же неопытных, сколь горячих. Им хочется подвигов, а победы раззадорили их аппетит. Настолько, что они уже и не замечают опасности

Оставить их сейчас, это все равно, что собственноручно перерезать их спящими!      

Монах:            -Разверни армию! Объяви, что вы возвращаетесь домой!

Князь:              -Домой?! Да кто из них помнит, где их дом?

Монах:            -Объяви, что тебе явилось знамение!

Князь:                -Знамение?! Знамение, ха-ха!!! Да ты понимаешь, что говоришь, глупец?! Они все воспитаны войной и кровью! Они верят лишь в удачу и хабар! Все, что им надо – походы и победы!

Монах:            -А тебе? Твоей семье?!

Князь:                -Вот моя семья! Моя одна непобедимая семья!!!

Воевода:          -Не дури, ваше величество. Люди устали.

Король (хватает ха грудки):                -Что?!

Воевода (пытается высвободиться из мертвой схватки правителя): -Люди недовольны…

Король (приподнимает за грудки воеводу):    -Недовольных (хриплым угрожающим шепотом), на виселицы.      

Всех!

Воевода:          -Ваше… Ваше Величество! Не дури!

Король:           -Выходим. Сию минуту…

Воевода:          -Слушаюсь, слушаюсь, Ваше Величество! (В окно, лютующим за окном воинам). Выходим! Сейчас же! Немедленно! Недовольным – головы с плечь!

Король:           -Так-то лучше! Отпускает Воеводу.

 

Воины покидают балкон. За ними расходятся и воины. На сцену выходит ссутулившийся монах. Он размазывает по лицу слезы и кровь.

 

09.   Тень [Монах]

 

Монах:                -Я – тень! Моя судьба – повсюду следовать за тем,

                Кто против солнца, против ветра

                И с собою не в ладах…

                И день, опять отпустит боль, которая в душе;

                Мне до конца дней быть убогим

                Вновь и вновь шептать слова!

 

Пр-в:                Мне силу дай и волю, разум с мудрость мне дай;

                Дай пережить бродяге день и ночь пустую!

                И истину, прошу тебя! От нас не укрывай

                Не запятнать нам мудрости душу пустую…

* * *

 

Монах:                Не правда, что судьбу не выбирают; что за чушь!?

                С тебя за выбор вопрошают твой пустые зеркала.

                Тверда, как камень, наша гордость, глупость так щедра

                Лелеем мы мечты пустые; впереди лишь пустота…

 

Пр-в:                Мне силу дай и волю, разум с мудрость мне дай;

                Дай пережить бродяге день и ночь пустую!

                И истину, прошу тебя! От нас не укрывай

                Не запятнать нам мудрости душу пустую…

 

Удар грома и радостный гимн труб, объявляющих славную победу. Монах хватается за голову.

Монах:            -Опять! Снова не успел! Снова взял штурмом! Да за что мне такое?! Погубит! Погубит же всех!

В это время из-за кулис двое крепких солдат выносят на плечах.

Князь:                -Победа! Слава сильным! Князю снова подчинились земли!

Солдаты:         -Победа! Слава сильным!

Князь:              -Смотри, Монах! Вот она, жизнь! Мы – победители! Все! Все земли, что видны из бойниц самой высокой башни – Мои!!!

 

10.   Безумство правит мир [Король]

 

Король:           Я же приказал… Я же столько раз говорил

                Чтобы больше ни одного зеркала! Ни одного!!!

                Кто посмел?! Кто храбрец тот, приказ кто забыл?!

                Кто?!! Я видеть желаю его!!!

                Сей же миг! Сей же час! Штурм!

                Замок прячет трофеи! За нас,

                И мечту, что ведет нас вперед!!!

                Нас, быть может шакал отпоет!               

 

Воевода:          Безумство правит мир! Что с того?!

                Что мы знаем, добро есть и что есть зло?!

Мы растратили жизни бездарно свои!!!

Мы дети… Дети нашей войны!!!

 

Пр-в:             

Князь:              Что остается, когда понимаешь,

                Что жизнь прошла, а ты только теряешь!

Воевода:          Как песок улетают дни и года

                Война каждый миг, каждый час, каждый год

Вместе:            Безумца война!

 

* * *

 

Король:           И если бы я знал… Как больно понимать,

                Что прав был тот, кто про несчастья говорил!

                Но я мечтал!!! Как в этой жизни можно не мечтать?!!

                Будь проклят день, когда я с гор сойти решил

                Я спешу! Мне осталось не много!

До мечты своей! Да! Я у порога!!!

                Манит, тянет,  зовет!               

Та мечта, что ведет нас вперед!!!

 

Воевода:          Безумство правит мир! Что с того?!

                Что мы знаем, добро есть и что есть зло?!

Мы растратили жизни бездарно свои!!!

Мы дети… Дети нашей войны!!!

 

Пр-в:

Князь:              Что остается, когда понимаешь,

                Что жизнь прошла, а ты только теряешь!

Воевода:          Как песок улетают дни и года

                Война каждый миг, каждый час, каждый год

Вместе:            Безумца война!

 

Раздается крик. Все замирает. На сцену выходит молодой человек, очень похожий на Короля в юности. Он несет на руках девушку, в сердце которой – стрела.

 Молодой человек (князю):     -Убийца!!!

Несколько молодых людей тут же бросаются на него, но их останавливает Князь:

Монах:            -Останавитесь!!!

Князь:              -Нет!!!

Молодой воин:            -Убить!

Кто-то наносит удар молодому человеку, и тот падает

Князь:                -Нет!!! Стой!!! Убийцы! Все!!! Все мы! Ты! Я! Он! Они!!! Мы только и делаем, что лишаем кого-то жизни! Да! Я – слепец!

 

11.   Я – палач!

 

Князь:            -Нет!!! Как получилось так, что убийцей презренным я стал?!

Нет!!! В войне погрязнув, забыл, что монах мне сказал.

Война – это маска моя, но так нелегко мне порою понять:

Отнять жизнь в сотни раз проще, чем дать!!!

 

Пр-в:              -Мммм. Я палач! Отовсюду я слышу лишь скорбный плачь!

Мммм. Одной! Жить теперь мне одною заветной мечтой!

 

* * *

Князь:            -Да!!! Слишком поздно я понял, Монах что хотел мне сказать!

Да!!! Не могу изменить ничего; не вернуть время вспять.

За искуплением грехов мне провести остаток дней предстоит.

И с души пятно смыть чтобы; найти сил себя изменить!

 

Пр-в:              -Мммм. Я палач! Отовсюду я слышу лишь скорбный плачь!

Мммм. Одной! Жить теперь мне одною заветной мечтой!

 

12.   Погасшие звезды [Монах, Наследник и Князь]. Сердце бьется, в бешеном ритме, с оглушительным грохотом. Ощущение, что оно вот-вот выскочит из груди. Музыка неприятная и резкая. Князь остался один, Княгиня с наследником не появляются.

 

Князь:              -Где?! Где моя супруга?! Где наследник?!…

На второй ярус поднимается монах: 

Монах:            -Княгиня скоропостижно скончалась от неведомой болезни

Князь:              -Что?!

Монах:            -Она угасла. Ни один лекарь не смог её помочь.

Князь:              -Казнить! Всех! Всех!!!

Монах:            -Однако один из них сказал, что она умерла с тоски

Князь:              -Врешь!!! Я! Я – самый великий правитель! Я всех поставил на колени!!! Я!!!

Монах:            -Помни мои слова, Князь…

Князь:              -Предатели! Все!!! Все!!!

Монах:            -Все остались тебе верны до самого конца. Никто не оставил своего правителя.

Князь:              -Тогда почему?! За что?!

Монах:            -Вернись. Спаси душу своего сына!!!

Князь:              -Что?!

На балкон выходит Наследник:

Наследник:      -Мой отец был коронован и ушёл в поход против соседей. И видел я его только на этой изумительной картине. И вот уже который год я жду встречи с этим благородным и прекрасным человеком, чтобы послушать его рассказы о далёких землях и приключениях, что довелось пережить ему в тяжёлых походах. Когда-нибудь и я, возглавлю такой поход и смогу доказать, что и я достоин звания великого воина!

Князь:                -Нет!!! Стой! Не делай этого!!! Остановись!!!

Наследник разворачивается и уходит со сцены

 

Пр-в

Голос Княгини:           -Когда звездой сорвется с неба

Создателя слеза. Ты загадай желанье

Сбудется мечта твоя!

И пока звездами сияет застывший небосвод,

Ты знай; мечта в душе твой

Живет, мечтает и поет!

 

Князь:              -Я не вижу ни одной звезды! Почему небо такое черное

Монах:            -Все ваши мечты угасли. Твои и твоей супруги.

Князь:              -Моя супруга… Что с ней? Ты сказал, что она угасла! Но я слышу её голос… Ты… Ты солгал?

Монах:                -Твоя супруга любила тебя по последнего мгновения свой жизни. Она и до сих пор пытается уберечь тебя от беды

Князь:                -Беда?! Какая беда может случиться  со мной?! Какая?! Я – правитель всех этих земель. Хочешь? Хочешь, я сейчас прикажу и

Монах:            -Ей ты тоже прикажешь?

На сцене появляется бледная Княгиня. Она укутана в пепельно-серый саван и держит в руках свечу. Князь бросается к супруге, падает перед ней на колени и пытается поцеловать руку.

Князь:                -Что с тобой? Почему ты такая бледная?! Твои руки… Они холодные… Они холодные, как лёд. Как камень!

Монах:            -Она пришла за тобой. Скоро ты уйдешь… Очень скоро.

Князь:                -Я?! Нет! Нет!!! Я не могу!!! Мой сын! Кто расскажет ему про мои походы?!

Монах:            -Ты сам!

На сцену выходит молодой человек (Наследник). Он одет в сияющие боевые доспехи и держит в руках хоругвь.

Наследник:      -Собрать золото!!! Четверть – в казну, четверть – раздать воинам, четверть – оставить горожанам! Все остальное – оставить здесь.

Князь:              -Нет!!!

Наследник:      -Отец?!

Князь:              -Прости меня, сынок!

Наследник:      -Я так долго искал тебя!

Князь:              -Прости меня!

Наследник:      -Расскажи, где ещё земли, не захваченные тобой?!

Князь:              -Не повторяй моих ошибок, сын! Не повторяй!!! 

Наследник:      -Что?

Князь:              -Возвращайся домой! Туда, где тебя любят и ждут… Возвращайся, пока есть кому тебя любить!!!

Наследник:      -Ты… Ты не мой отец?! Ты… Кто ты?!

Князь:              -Я тот, кто убил тех, кто меня любил! Тот, кто убил мечту!!!

 

13.  Эпилог. Реквием [Князь]

 

Князь:            Мертвому смерть не страшна

И проклятьем падет на склоненную голову

Меч!!!

Жизнь мимо окон пустых

Еле-еле ползет; тени призраков вслед за тобой,

Что не смог уберечь!

Бьется, рвется душа в теле клетке пустой.

Тщетно вырваться силится

Прочь!!!

Нет!!! Ей, бедняге, теперь навсегда

Быть с тобой… И молитву дрожащую слушать тебе

Вот и ночь!

Снова плачет душа, укоряя за глупость и гордость.

За то, не сказал что;

Глупец!

Жизнь пролетела в погоне безумной

Вот и все, но не верю.

Нет, не конец!

Мертвому смерть не страшна

И проклятьем падет на склоненную голову

Меч!

Наследник:      -Я все понял, отец. Все… Я не пойду по твоим стопам…

Князь:              -Спасибо, сын! Это – лучший подарок, что ты мог сделать своему отцу.


Рецензии