Ксива

КСИВА.
До войны на языке «идиш» говорило больше 15-ти миллионов человек. Шесть миллионов из них было уничтожено.Язык этот представляет смесь «хибру» и  южно-германского диалекта немецкого языка, появившегося более 1000 лет назад  и функционировавшем наряду с древнееврейским языком .
 Евреи, изгнанные из Испании и Португалии создали язык «ладино» – смесь “хибру” и испанского языка. Таты – горские евреи, говорят на татском языке, представляющем смесь «хибру» и «фарси», древнейшем языке, на котором говорят в Иране. Бухарские евреи говорят на «бухари» – смеси «хибру» и таджикского языков. Все эти новые для евреев языки предохраняли святой язык богослужений, которым являлся и является древнееврейский язык «хибру» или , как его еще называют сегодня «иврит», от  внешнего влияния, засорения элементами других языков и веяний.
Кстати, идиш был очень популярен среди европейцев и в Америке, куда его привезли эмигранты –евреи. Слова из идиша вошли в современный английский язык, такие, как бейгл-бублик,  менч- человек, шмата- тряпка, шмок и др.Я часто смотрю по ТВ передачу Judge Judy( Судья Джуди), которую уже много-много лет смотрят ежедневно 10 млн. американцев. Судья Джуди, девичья фамилия Блюм, потомок евреев- эмигрантов из Российской империи, часто употребляет слова из идиша: -кошер,морон, тухес и др., которые понятны публике.
А что такое «ксива»? Уверен, что большинство из Вас, дорогие читатели, знают, что это слово на криминальной «фене» означает «документ». На языке идиш слово «ксива» означает «метрика».
О моей метрике и пойдет рассказ.
. Я горжусь своим свидетельством о рождении, метрикой, как раньше говорили. Онa у меня –особая. Моя метрика – на двух языках: русском и еврейском.  В верхнем правом углу написан на двух языках известный лозунг: “Пролетарии всех стран,  соединяйтесь!” и большими буквами на русском и еврейском: - “Народный Комиссариат Внутренних дел СССР,”сокращённо НКВД - зловещие буквы.
  Обладателями  такой  метрики  стали лишь несколько сотен детей, родившихся в Биробиджане до войны. После войны свидетельство о рождении уже было  только на русском языке.
Моя метрика вызывала изумление у всех, кому я её предъявлял.  Даже  отъявленные антисемиты и бюрократы- чиновники на миг становились нормальными людьми и, даже, улыбались. Я пользовался случаем и решал свой вопрос, почти всегда положительно.
И вот я- в Одессе.
 Моей дочке уже семь месяцев, жена не работает, прописки нет, денег –тоже, мы живём в квартире моей тёщи. Что делать?  Как жить?  Вечный вопрос.
 Наш сосед - дядя Нюма Розенберг посоветовал дать  “на лапу,” как он выразился, паспортистке Жэка. Он так сделал, когда в Одессу вернулся его сын Нолик, с женой и двумя детьми, они работали в Комсомольске-на- Амуре.
Но, увы, те времена прошли, сейчас Одесса закрыта для прописки и паспотристка нам  отказала. Кстати сказать, нас  прописали только через три года.
Случайно, меня взяли на разовую работу в отдел культработников парка им. Шевченко, у них заболел баянист и я его заменил в тур. поездке в Севастополь на теплоходе Молдавия. Работа была знакомая - играть на танцах, что я умел делать. Заодно посмотрел Севастополь - город русской Славы, чудесный город, с его Панорамой, Графской Пристанью, памятникон Нахимову, изумительной бухтой,  такой  уникальной. Не знаю, как сейчас, но тогда, в 1965 году, меня Севастополь поразил   чистотой своих улиц
 Кое-что я мог заработать в этой организации Парка, но там была очень сильная конкуренция, было множество прекрасных музыкантов, уже зарекомендовавших себя, так что шансов получить постоянную работу было немного.
Денег всё равно не было, ёлку на новый 1966 год мы украсили самодельными игрушками.
Я настойчиво искал работу, но мне везде отказывали по причине отсутствия прописки .
Однажды, я зашёл в Клуб работников связи, где была музыкальная студия. Директор клуба - отставной полковник Советской Армии Леонид Иванович Беседин принял меня в своём кабинете в полной военной форме со множеством орденских планок на кителе.
Был он не похож на одесского бюрократа, с которыми мне пришлось уже встретиться в поисках работы.
Полковник поинтересовался, сколько времени я ищу работу, посмотрел мой диплом об окончании музыкального училища и попросил паспорт. Паспорт я с собой не брал, так как в нём не было штампа о прописке, взял с собой, на счастье, по старой привычке лишь метрику. Беседин посмотрел на неё и ахнул.
-Так ты из Биробиджана? Это же еврейские буквы, давай, рассказывай!
Оказалось, что ещё молодым лейтенантом он служил на Сопке командиром зенитного дивизиона. В то время ожидали нападения японцев, бомбёжек Биробиджана, так как там находился штаб армии. Молодой лейтенант дежурил ночами со своим дивизионом, там и женился на биробиджанской девушке, работавшей в госпитале медсестрой. Кстати, потом выяснилось, что она - Софья Григорьевна Беседина, помнила моего отца, который короткое время  в 1941 году был комиссаром госпиталя на Сопке.
В дальнейшем, когда вероятность нападения японцев уменьшилась, зенитный дивизион Беседина перебросили  под Москву и он принимал участие в битве за Москву. Встретил Победу  уже в должности помощника генерала Александрова, руководителя знаменитого Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Родился Беседин в Одессе, туда и вернулся после войны.
Я проработал в Клубе связи четыре года, Беседин устроил меня преподавателем в городскую музыкальную школу, и я уже ни на что не жаловался, быт –наладился.
Помню Леонида Ивановича, пусть будет ему земля пухом.
А мой талисман, биробиджанскую метрику, храню, может ещё пригодится. Все буквы на ней уже полустёрты, но такая же метрика моего брата Сергея, который младше меня на два года, прекрасно сохранилась. Вы, дорогие читатели, можете на неё посмотреть.
  Вот она, перед Вами.*
И ВОТ Я В АМЕРИКЕ.
Я живу в США уже 23 года. Гражданин этой страны, чем горжусь. И не только я. Рассказывали сослуживцы-филиппинцы, часто посещающие свои острова:
- При пересечении границы с обеих сторон, граждане США   проходят в специальную дверь, только для граждан США. Остальные пассажиры, даже граждане Филиппин, стоят в очереди. Уважение к стране. У меня нет сомнения в том, что в трудную минуту, дай Бог, чтобы ее не было, страна меня не бросит.
Свой паспорт предьявляю лишь при выезде за пределы страны. В обычной жизни всегда достаточно предьявить водительское удостоверение, а если машину не водишь, то такого же формата удостоверение личности. У меня есть и то, и другое. Водительское удостоверение лежит в машине, потому, что я имею привычку его забывать, а это чревато неприятностями при встрече с дорожной полицией, от встречи с которой никто не гарантирован, особенно,  водители  которые сели за руль, как я, впервые в 57 лет . В повседневной жизни достаточно иметь при себе удостоверение личности, размером  с игральную карту, где есть твоя фотография. По этому удостоверению, в случае необходимости, клерк в медицинском учреждении может узнать и о наличии у тебя медицинского страхования, так что если ты забыл документы о  страховке, не волнуйся, домой тебя не отправят.
Много раз я забывал закрыть машину и – ничего. Однажды, припарковался возле школы. Из закрытой машины похитили, разбив окно, какую-то ерунду, но прихватили и водительское удостоверение. Восстановил в тот же день, заплатив $12. Простое удостоверение личности восстанавливают также моментально, бесплатно для людей, старше 65-ти лет. Ну, а свидетельство о рождении я предьявлял в США лишь однажды, когда уходил на пенсию.
  Часто меня обслуживали, вообще, без каких-либо документов, по специальному  девятизначному номеру, который имеет каждый гражданин страны. Я его помню. Он называется SSN- номер социал секюрити.
И вообще, если в России и Украине перед походом к чиновнику я ночь не спал, в США я иду спокойно, без тревоги. Если  по закону, то все будет сделано. Может быть, не сразу, может быть, придется идти к супервайзеру с жалобой, может, к другому клерку, но спокойно, с достоинством, без унижений и взяток.
Я, бывший «совок», ценю это и благодарен за это.
Не каждому дано.


Vova1937@sbcglobal.net

*Фотография метрики – в книге.

Вышла книга Владимира Бердичевского «Трижды еврей Советского Союза» о жизни автора В Биробиджане, Одессе и Сан-Франциско. Vova1937@sbcglobal.net
Tel. 415-336-8653


Рецензии
"буквы на ней уже полустёрты"- Слишком часто Вам её приходилось предъявлять, во многих руках побывала. Документ уникальный.

Светлана Самородова   15.02.2014 19:07     Заявить о нарушении
Ув. Света! Мне еще повезло. Я спрашивал моих земляков и ровесников о состоянии их документа о рождении - почти у всех он давно заменен на современный, осталась лишь память. Есть еще одна память, которая делает меня "уникальным человеком".Я помню Гимн СССР на еврейском языке. (текст "Трижды еврей Советского Союза").э,извините за нескромность. Спасибо, что обратили внимание. С ув. Владимир.

Владимир Бердичевский   15.02.2014 20:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.