Гринпис. Прошел месяц

 Прошел ровно месяц со дня задержания "Арктик Санрайз". В прошедшую пятницу в нескольких городах России прошли немногочисленные акции протеста. В Мурманске провокаторы украли клетку. В Москве свинтили "белого медведя". Кстати, это не первый случай задержания "животных". Был случай с "голубем мира" в Питере.

 Медийные лица, кроме Чириковой, не жалуют такие мероприятия. Откровенно слаб здесь электорат. А Евгения, поднявшись из Химкинского леса, так и идет по просеке. Кстати, Митволя тоже что-то не видно. Не так давно его "Альянс зеленых" хотел внести за экипаж "пиратского" судна залог. Но кроме заявления ничего более. Затишье.

 Поэтому поговорим сегодня о другом. Бывает, что два события, разделенных космической пустотой и миллионами прошедших лет, соединяются в очевидную суть. Но молчаливое большинство, озабоченное сиюминутным выживанием, не обращает внимания на малозначительные детальки. И даже те, кто как-то может повлиять на ход истории, не меняют вектора движения от одного денежного мешка к другому, более объемному и красивому.

 Параллельно с задержанием "пиратов" с Марса пришли две новости. Расклад привычный:одна хорошая, другая не очень. Их сообщил нам чуть было не остановившийся из-за бюджетного кризиса Curiosity. Оказывается, на "красной планете" довольно много воды, углекислого газа и даже хлора. Так что, получившие билет в один конец от жажды не умрут. А имея навыки и соответствующее оборудование, могут и на хавку что нибудь соорудить.

 Теперь о другой новости. Есть вещества, которые четко маркирует наших предков, включая самых примитивных. Даже без обнаружения самих следов существ, можно четко сказать: были здесь древние "васи". Продукты их жизнедеятельности в конечном счете превращаются в более простые вещества. Самым устойчивым из органических является метан. Он всем известен, как природный газ. Есть другое название-болотный, подсказывающий нам процесс образования вещества. Обнаружение метана, его процентное содержание говорит о наличии жизни и её активности в древние периоды.

 Curiosity долго "принюхивался" к атмосфере "бога войны". Увы, сенсоры марсохода не обнаружили болотного газа. А раз его нет, значит и так ожидаемой нами жизни-тоже. Надежды, связанные с предыдущими положительными пробами, развеялись в безвоздушном пространстве. Оказалось, что и вулканическая деятельность на Марсе если и была, то очень давно. Дело в том, что абиогенный метан образуется при извержении вулканов, поэтому он присутствует в атмосфере наших планет-гигантов. Здесь происходят и другие процессы, в ходе которых образуется это вещество. Но ничего общего с жизнью, в нашем понимании этого явления, такой метан не имеет, поэтому и называется абиогенным.

 На Земле процент абиогенного метана незначителен. Основная доля сформирована живыми существами. Чем больше живности на старушке-Земле, тем быстрее насыщается её атмосфера этой примитивной органикой. Вроде бы ничего страшного. Но есть в строении метана одна тонкость. Он, как и несколько других газов, не пропускает отраженное от поверхности Земли инфракрасное излучение. Парниковый эффект, создаваемый этим газами, сам по себе не так и плох. Он создает нам комфортную температуру, когда зимы не так суровы, а лето не испепеляет излишней жарой.

 Но метан и коварен. Его парниковая активность в двадцать раз больше чем у углекислого газа. Увеличение концентрации метана может привести к резкому потеплению, со всеми вытекающими для человечества проблемами. Само человечество очень постаралось, чтобы увеличить процент метана в атмосфере. Сравнение проб, взятых из арктических льдов, показывает, что концентрация  болотного газа  в атмосфере сейчас максимальна. Это объясняется ускорением антропогенного воздействия на естественные процессы.

 Есть и ещё одна скрытая опасность. Были на нашей планете и более бурные биологические процессы. Об этом говорят залежи каменного угля, углеводородов. Их ещё хватит лет на сто-сто пятьдесят. И все это роскошество формировалось миллионы лет, уходя и чередуясь осадочными породами. И вот оказывается, что вся эта скрытая система не так стабильна. То есть, она без воли нашего Газпрома может обрести свободу, не определяемую рыночной стоимостью. Но эффект будет покруче, чем повышение акций.

 Для понимания скрытой угрозы вспомним зависимость растворимости газов от температуры. При минусовых температурах образуются экзотические соединения-газогидраты. Молекулы воды, соединяясь при замерзании в причудливую клеточку, захватывают попутно молекулы других веществ. Такая красивая упаковочка с пленником внутри. Ученые так и назвали эти соединения-клатраты, что по латыни означает "сажать в клетку". Наиболее удобный и распространенный пленник именно метан. Объясняется это его химической неактивностью и размерами молекулы.

 Пока температура в минусе структура устойчива. Такие соединения, словно консервы, доставшиеся нам в наследство от динозавров, могут существовать хоть тысячи лет. Наиболее яркий пример-вечная мерзлота. Под этой "крышечкой" сохраняются миллионы кубометров накопленного ещё до голоцена метана. Такой естественный холодильник с неисчерпаемыми, даже по меркам Газпрома, запасами биотоплива.

 А теперь представьте, что вы забыли закрыть дверку холодильника. Труба! Ближние к выходу газогидраты начнут, выпуская из своих клеток метан, разваливаться. И все эти миллионы кубометров, минуя трубы Газпрома, вырвутся в атмосферу. Фантазии? Оказывается, нет. И мерзлота, хоть и называется вечной, но довольно неустойчива.

 Группа ученых во главе с россиянкой Натальей Шаховой в нулевые годы нашего столетия изучала шельф Восточной Сибири. В былые времена это были земли, по которым весело бегали наши зверозубые предшественники и росли кокосы. Глобальные перемены климата заморозили и затопили некогда роскошный пейзаж вместе со всеми динозаврами.

 И вот сейчас ученые фиксируют деградацию вечной мерзлоты со всеми вытекающими отсюда последствиями. Оказалось, что сейчас шельф Восточной Сибири является источником выброса метана в атмосферу, хотя раньше считали: клатраты надежны, как кремлевская стена.

 Эмиссия метана с этого, сравнительно небольшого пространства, сравнима с эмиссией всего Мирового океана. Ученые установили, что именно газогидратный газ пополняет атмосферу Земли. Учтем ещё и потенциал пока скрытой угрозы-огромные поля деградирующей вечной мерзлоты нашей Сибири. Если и этот механизм запустить-мало не покажется.

 А теперь представим, что над ещё не разрушенными просторами закрытых газогидратов происходит разлив нефти. Она распределяется тоненькой пленочкой, жадно поглощая лучи не слишком ласкового  арктического солнышка. Совместите территории, где произошла утечка нефтепродуктов и предложенную учеными диаграмму выброса метана. Прикольно, да? Недавно один ветеран вспоминал, что ещё в советское время берега были уставлены бочками с бензином и соляркой. Со временем тара ржавея, выпускала из своих недр джина, который способен разбудить дремлющие под ним газогидраты. Прямо диалектика:"Similia similibus curantur". И не только лечить, но и калечить.

 Одно радует в этой ситуации. В атмосфере метан окисляется довольно быстро. Природа пока сама может сбалансировать процесс газообмена. Потемпературит немного, как было в десятом, потом зазнобит малость, как прогнозируют этой зимой, но справится. Но стоит ли ей мешать? Да и скрытые пока под шельфом газогидраты вдруг окажутся более перспективными, чем тот же сланцевый газ? Но для этого не стоит раздувать жабры и наезжать друг на друга. Конструктивнее сообща решать проблемы. Земля-то у нас одна. А жизнь, как подсказывает нам  Curiosity, уникальна. И даже месяц играет значение. И разве властен человек над другими, обрекая их на неволю? Все равно превратится в метан. И дай Бог, чтобы потомки нашли не только эти продукты его жизнедеятельности, но и что-то более существенное.

 

 


Рецензии
Интересная информация.
С уважением,

Владимир Врубель   19.10.2013 21:12     Заявить о нарушении
Доброго и солнечного утра в Ваши окна, Владимир.

Объективности ради замечу, информация о метановых выбросах стала собираться с 2003 года и опубликована в 2010. При этом россиянка Шахова работала на Аляске. Международная группа ученых из России, США и Швеции выполняла замеры концентрации газа в шельфовой зоне моря Лаптевых. Сейчас побережье Ледовитого океана-одна из болевых точек России.

Очевидно, что исследования Шаховой косвенно указывают на места ещё бОльших залежей на шельфовой зоне углеводородов. С другой стороны обостряются противоречия по вопросу охраны окружающей среды. Все это выгодно нашему великому восточному соседу, который становится главным потребителем энергоносителей. Кроме того ему открывается прекрасная перспектива освоения северного морского пути. В этой сваре наша страна была и судя по тенденции роста ВВП, останется простым поставщиком углеводородного сырья.

Есть и частности. Допускаю, что аномалия, обнаруженная Шаховой, связана с антропогенной деятельностью в двадцатом столетии. Если так, то не так все печально.

Евгений Садков   20.10.2013 10:52   Заявить о нарушении