Гринпис. Кокос для Лыковой

 После ареста членов экипажа "Арктик Санрайз" наша пресса вволю поприкалывалась над фамилией капитана корабля. Ладно уж клеймят позором, но зачем оскорблять еще не осужденного человека? Вот припаяют "пятнашечку"-глумитесь. А пока рановато исполнять победный танец вокруг священной платформы.

 В начале этой недели наш интерфакс рапортует: "Капитана судна Гринпис "Арктик Санрайз" Питера Вилкокоса оштрафовали на 20 тыс. рублей за неповиновения береговой охране России..." Кто оштрафован? ВилКОКОС?

 Тут же подпевка из региона от "Хибины.com": "Питер Вилкокос привлечен к административной ответственности за неповиновения береговой охране."

 К общему хору присоединяется Общественное Телевидение России: "Как передает «Интерфакс», суд оштрафовал капитана судна Гринпис «Арктик Санрайз» Питера Вилкокоса". Попутно "телеобщественники" урезают список арестованных сограждан: "... на 30 человек, включая 3 россиян,..." Это вселяет надежду. Вдруг врача Екатерину Заспу отпустили? Или одному из трех наших мужчин, бывших на "пиратском" корабле, удалось незаметно переплыть море и скрыться в тундре? Думаю, во время информационной кавалерийской атаки наших СМИ на такие мелочи не обращают внимания.

 Но вряд ли в тех местах, откуда собирался в свое последнее плавание мужественный Питер Вилкокс, растут кокосы. И не трясет Мэгги, жена Вилкокса экзотическую пальму, не запускает по стволу ученую обезьяну, в надежде отведать кокосового молока.

Однако, мистическая связь фамилии капитана "Арктик Санрайз" и ботанической темы все же есть. Оказывается, за несколько лет до исторического штурма генетик Кэти Хейнс и диетолог Беверли Клевиденс заинтересовались проблемой повышения содержания в картофеле полезных веществ, в первую очередь каротиноидов.

 В результате поисков исходных сортов и последующей их гибридизации Хейнс с коллегами получают новый-с темно-фиолетовым "мундиром" и желтыми внутренностями. Соответственно и содержание, каротиноидов-ешь, не хочу. Среди них выделяются своими лечебными свойствами лютеин и его изомер зеаксантин. Дело в том, что эти вещества не синтезируются  организмом и включаются в наш незатейливый метаболизм только после поступления извне.

 И знаете, как назвали американские юннаты новый сорт картофеля? Да, Питер Вилкокс. А могли бы, как и наше Общественное Телевидение,  Вилкокосом обозвать. Уж не знаю, связано название сорта с именем капитана "Арктик Санрайз"? Всякое возможно. Мол, назвали в честь тебя, теперь отрабатывай свой нелегкий американский хлеб, бери на абордаж этого колосса на силикатных ногах. Ну и полез сдуру, сам сейчас жалеет. Да и где взять 20 тысяч рублей.

 А могло бы все сложиться совсем по другому. И не надо было американским юннатам заморачиваться по поводу лютеина и его изомера. Пришли бы к нашей бабке Матрене в огород. Она немного картошки сажает, соток двадцать. Сама справляется, что ей сделается? И вскопает лопатой, и посадит, и выкопает. Сейчас ещё на погребице держит. Только занепогодит, все в сусек сухой моментально определит.

 И вот среди этого картофельного раздолья обязательно найдется точно такой же Питер Вилкокс. А все почему? Давно уж в деревнях приметили клубни с такой окраской. И что для глаз они полезнее. А называют промеж себя такую картошку не слишком тактичным для американского уха словом, уж не буду и говорить каким.

 Считают русские крестьяне сорт своим, что не вполне тактично. Корнями он, естественно, из Америки,  предок рос в предгорьях Анд. Очень быстро картофель с темной кожурой завоевал популярность среди французов, которые прозвали его за характерный рисунок среза Truffe de Chine. Почему "китайский" история умалчивает. Но известно, что этот сорт очень любил Александр Дюма. Увлекаясь кулинарией, он однажды поделился со своими читателями: "...le meilleur de tous, sans aucun doute, violet, connu ; Paris comme Vitelotte Noire". Речь идет об одном сорте, который во  Франции назывался не только китайскими трюфелями, но и виталотом черным. Получается, что ещё в середине девятнадцатого века, задолго до американских юннатов, французы оценили "жизненную" силу сорта.

 С Дюма связана и одна из версий появления картофеля с характерной окраской в России. Вроде бы он, привыкший к своей кухне, возил с собой привычный набор продуктов.  В экипаже писателя мешок с картофелем привязывался снаружи. Однажды Дюма не обнаружил любимого виталота. Но на следующий год на пути его следования вдруг расцвели кусты с фиолетовыми цветами.

 Есть и другая версия. Её подтверждает и сам писатель. Раздосадованный пропажей любимого продукта, Дюма по привычке заказал отварную картошку в придорожном кабачке "Двенадцать стульев". Каково же было удивление писателя, когда на столе появилась приправленная лучком и петрушкой картошечка с характерным цветом.

 -D'o; le bois?-вскричал Дюма.

 -De chameau, -передразнил его гарсон в поддевке, -Тут и до тебя французы были, ещё в двенадцатом. Вот и оставили, уходя.

 Оказалось, что ещё до Дюмса на картошку с характерной окраской запал Наполеон. Говорят, что собираясь в очередной поход, он по привычке напевал старинную французскую песенку:

 -Tous les amis que nous appelons, nous appellerons,
   Nous nous chargerons d'emballer les pommes de terre un vieux sac ; dos.

 Жозефина буквально приняла слова императора и пока он звал друзей, набила картошкой его старый рюкзак. Так и появился в России заместо сожженной Москвы картофель виталот.

 Но нам и самим есть, чем гордиться. Не хуже, чем у американских юннатов, получился картофель у семьи Лыковых, что обитали в горах Абаканского хребта. Ученых НИИ картофельного хозяйства, особенно В.Шадурского и О. Полетаеву, удивил картофель выращенный селекционерами-старообрядцами. Отмечено, что местный сорт не только не выродился, но и сухого вещества в них намного больше, чем в выращенных сколковским НИИ, а вирусов и инфекций и подавно нет.

 Вот и думаешь, стоило огород ещё в Америке под картошку городить, когда здесь такие резервы. А история ещё интереснее.

 P.S. Предвижу, что иные читатели подденут обязательно и этот материал. Мол, опять льешь воду на мельницу империализма и трансатлантических компаний. Нет, ребята, здесь я тоже засомневался. А вдруг эта самая Кэти Хейнс и её диетолог использовали для выращивания "Питера Вилкокса" генномодифицированные материалы? А ведь Гринпис сам борется с ГМО. Как-то не стыкуется. Нет, надо им срочно собираться на Абаканский хребет, кидаться в ноги к Агафье. У неё точно уж без всякой дряни.

 На фото: сорт "Питер Вилкокс" и "отжатый" у Наполеона "Vitelotte Noire". Почувствуй разницу. Уж не говорю про "лыковскую". Старообрядцы -это вам не нынешние.

 


Рецензии