Бог и художник

Надоело Богу-Кудаю быть невидимым для людей. Он призвал к себе художника, чтоб тот нарисовал его портрет. Художник прибыл к Кудаю, вошел в его золотой дворец, но хозяина нигде не видать. Некоторое время он терпеливо сидел, потом стал раскладывать перед собой краски, бересту, чтоб на ней писать, кисти. Наконец не выдержал, стал ходить по дворцу и искать хозяина. Кудай скоро сам появился перед ним, вернее, образа видно не было, но нашелся и пришел его голос. Кудай говорит художнику:
– Я хочу, чтоб люди знали меня в лицо, поэтому ты нарисуешь мой портрет.
– Как же я нарисую ваш портрет, если вы незримы? – ответил художник
– Нарисуй по моему голосу.
– Ваш голос похож на человеческий, стало быть, вы похожи на человека, не правда ли?
– Твоя правда, я похож на человека. Рисуй меня как человека.
– Люди бывают разные, а ваш голос мне дает представление о крепком старике с бородой цвета остывающего пепла.
– Хорошо, пусть я буду старик. Рисуй же скорей.
– Но глаза, какие у вас глаза? Без глаз нет портрета.
– Глаза у меня самые острые, как у орла. Ведь я вижу всё, даже то, что людям не видно.
– Хорошо,– сказал художник,– глаза у вас будут узкие, как у орла. Но ведь глаза на портрете еще выражают и душу. Какая у вас душа?
– Душа у меня, конечно, добрая. Нарисуй мою душу доброй, как это принято у людей по отношению ко мне.
– Ладно, я добавлю в глаза сопереживание и страдание. Но у меня противоречие: сопереживающий и страдающий взгляд обычно слеп, потому что он не видит ничего, кроме предмета своего сопереживания и страдания. Добрые люди – это во многом слепые люди, они мало что видят вокруг, а что видят, то видят размыто. Только недобрые люди все видят точно и подробно. Значит, глаза у вас слепые, то есть добрые? Или – острые, всевидящие, то есть недобрые?
– Рисуй меня добрым, но всевидящим. Это у вас, людей, эти вещи не соединяются, а у меня они в единстве. Я всё вижу, но на многое не обращаю пока внимание. Я добрый, но моё добро – не самотёк, а изменение человека через самопонимание.
– Всё, портрет ваш готов,– вскоре произнёс художник.– Не желаете ли взглянуть?
Кудай взглянул, некоторое время молчал, потом произнес:
– Ты же, кажется, пришел рисовать меня, а у тебя получился автопортрет. Почему?
– Потому что вы – это и есть я. Кроме меня в этом дворце никого нет. Я разговаривал с вами, а на самом деле разговаривал с самим собой. Я рисовал вас, а на деле рисовал себя самого. Так часто бывает у художников: мы рисуем другого, а получаемся мы сами. И не просто сами, мы рисуем лучшее в нас самих. Ведь никто не видит себя плохим, не так ли? А вы себя каким видите?
– Я как и вы, люди: я себя только ощущаю, а то, что вижу в зеркале – в это вовсе не  верю, это не я. Поэтому ты, конечно, создал мой портрет, потому что передал своё ощущение меня. Спасибо, теперь знайте: я – это ты, лучшее в тебе, я – это каждый из людей, лучшее каждого из вас.
                2.12. 2012 г.


Рецензии