Уважаемый человек

Не рассказать об этом кратком периоде, когда я был уважаемым человеком, всё равно, что не похвастаться главным достижением своей жизни.

  А дело было так…. Уже после экзаменов, перед самым отпуском,  я ковырялся в своём кабинете математики, с тоской поглядывая на стрелки часов, которые никак не хотели ползти к заветному числу 12 . Почему мне так необходимо было дождаться 12, а скажем не 11:30, или не 15 часов?  Причина банально проста. Именно в это время я мог со спокойной совестью закрыть кабинет и отправиться домой. Правда «домой» - громко сказано, так как у меня была комната при школе, напротив библиотеки, что собственно не мешало мне считать её своим домом. Жили мы там с дочерью. Учебный год  закончился и я отправил её к бабушке, куда сам приезжал на субботу и воскресенье. Следовательно, остальное время, после 12, я был вольной птичкой. Орлом, не орлом, но вольной. Дело в том, что моё семейное положение в тот период можно было охарактеризовать словами: «опять холост»….

Но, вернёмся к самой истории…. Когда уже было около 12, как всегда неожиданно в таких случаях, раздались шаги, приоткрылась дверь и всунулась взлохмаченная голова Вовки Жилина из моего класса. Он был в школе по причине того, что получил задание на лето по русскому языку и я его строго-настрого предупредил, чтобы он не испытывал судьбу и посещал назначенные задания регулярно.

- Евгений Владимирович! Вас к телефону! – радостно сообщил он.

- Не знаешь кто?

- Не-а! -  ответил Вовка, - Вы видите, что я на занятия хожу? Всё как договорились….

- Молодец, Володя…. – усмехнулся я,  - Попробовал бы ты не ходить…. Ты же меня знаешь….

- Обижаете, Евгений Владимирович! – и он ускакал, радостно стуча ботинками по коридору.

Вовка Жилин был неплохой мальчишка. Не его вина, что родители его были, мягко говоря, пьющими и хлопец у них получился не великого ума…. Что уж тут поделать…..

Я спустился на первый этаж и зашёл в приёмную кабинета директора. На столе у секретарши, пышной и волоокой Галины Фёдоровны, с крупными перезревшими формами, лежала телефонная трубка.

- Вас…. Из РОНО…. – сообщила мне она многозначительно.

Звучало это примерно так, будто мне звонили из приёмной господа Бога и назначали у него аудиенцию.

- Здравствуйте, слушаю вас…. – сказал я в трубку.

- Здравствуй, дорогой, здравствуй…. – заворковала Наталья Алексеевна, инспектор РОНО, курирующий математику.

Это была приятная женщина лет 45, относящаяся ко мне очень доброжелательно, несмотря на все мои закидоны.

- Ну, как твои дела? – начала она издалека, - Скоро в отпуск?

- Со следующей недели….

- А с переэкзаменовкой в восьмом классе всё нормально? – спросила она, и я уловил в её голосе отзвук лёгкой улыбки.

Дело в том,  что в этом году я провёл письменный экзамен по математике в восьмом классе строго по правилам. Попросту говоря – не дал списать…. Результат не замедлил сказаться. Из 36 человек, 13 написали на двойку. Когда наш директор – Марк Исаакович, услышал от меня результаты, он схватился за сердце….

- Я тебя умоляю…. Скажи, что ты просто пошутил…. – его лицо стало наливаться багрянцем.

- Да нет…. Провёл экзамен как полагается, по инструкции. Можете ассистентов спросить….

Те согласно закивали головами. Марк Исаакович, поняв, что под его задницей директорское кресло начало слегка дымиться, резво помчался в кабинет строчить на меня закладную, чтобы отвести начальственную грозу от себя.  И на следующий день, встретив меня утром в коридоре, он со скорбным лицом  сообщил, что меня вызывает к себе к 10 часам сам Коробкин, заведующий РОНО.  Коробкин был мужчина крутой и быстрый на расправу, но при всём прочем он прекрасно понимал, что картина эта совершенно реальная и проведи подобным образом экзамен в любой другой школе, результат будет тот же самый, если не хуже. С другой стороны не отреагировать на такой вопиющий факт, тем более подкреплённый докладной директора школы он не мог. Потому он принял поистине Соломоново решение: вызвать-то он меня вызвал, а сам уехал, перепоручив меня заботам Натальи Алексеевны, зная её доброе расположение ко мне. Потому ожидаемый прочехвост в РОНО с возможными оргвыводами (а я был готов в случае чего бросить на стол заявление об увольнении), закончился мирным чаепитием в кабинетике Натальи Алексеевны и беседой на педагогические и другие темы….

- Ты всё-таки того…. – сказала она напоследок, провожая меня из кабинета, - Постарайся больше так не делать…. Не дразни гусей. Коробкин же не вечно может тебя прикрывать…. Да и я тоже.

- Постараюсь, Наталья Алексеевна…. – улыбнулся я ей, - Век не забуду вашей доброты….

- Иронизируешь все?! – прищурилась она, - Была бы моя воля – отшлёпала бы тебя!

- В садо-мазо я не играю…

- Да ну тебя! – смутилась она, - Вечно ты вывернешь всё наизнанку!

И вот теперь, говоря с ней по телефону, я пытался догадаться, что же ей от меня нужно. Надо отдать должное, почувствовав моё нетерпение, она не стала затягивать вступление.

- Хочешь заработать? – спросила она.

- А кто же не хочет? – ответил я вопросом на вопрос, - А что надо?

- Мы рекомендовали тебя возглавить приёмную комиссию по математике в Алма-Атинский филиал Заочного Карагандинского Кооперативного Института, - почувствовав моё недоумение, добавила, - понимаешь, в этом году проводят эксперимент…. В целях пресечения взяточничества – привлекают лучших учителей из школ….

- А вы уверены, что я именно тот, кто им нужен? - усомнился я, - Вы что, забыли, как я принял экзамены в восьмом классе?

- Помню, помню…. – засмеялась она, - Но там как раз такой и нужен. У них конкурс знаешь какой?! И все – торгаши….

- Причём, тебе перед этим надо будет неделю проводить консультации там. Вот и заработаешь. Кстати, они платят по своим расценкам….

- А какие? – я всё ещё немного сомневался.

- Не знаю какие, только уж точно выше, чем в школе…. Давай, не подведи меня, ты же мой должник…. – напомнила Наталья Алексеевна.

- Ладно, согласен….

-Тогда завтра в 9 утра директор филиала ждёт тебя…. – и она продиктовала мне адрес.

- Так вы уже ей сказали, что это буду я?! Не получив моего согласия?!

- А куда ты денешься…. – игриво хихикнула Наталья Алексеевна, - Кстати, она интересная женщина…. Присмотрись.

- Мне этого добра хватает, - буркнул я, - К тому же я ни на кого не променяю вас….

- Ой, да ладно тебе…. – мои последние слова явно пришлись ей по душе, - Всё…. До свидания…. И помни, что я тебе сказала.

- До свидания…. Всенепременно, Наталья Алексеевна…. – я положил трубку.

Галина Фёдоровна, напряжённо вслушивавшаяся в мой разговор, недовольно сказала: «Я всё-таки не понимаю…. Такая солидная женщина и так разговаривает с вами….»

- Как, Галина Фёдоровна? – сделал я непонимающие глаза.

- Игриво! – недовольно буркнула она.

Я погладил её по плечу и одарил её знойным взглядом: «Да куда ей до вас…. Вы же у нас красавица ….»

- Да ладно вам…. – засмущалась Галина Фёдоровна, но настроение её заметно улучшилось,- Я слышала, что докладная  Марка Исааковича не возымела действия?

- Если по каждой докладной заведующий будет гнать математиков из района, то кто же работать будет? Марк Исаакович? – спросил я.

- И то правда…. – вздохнула Галина Фёдоровна, поправляя декольте, чтобы её пышная грудь стала немного виднее, - Как ваша дочь?

- Спасибо…. У бабушки сейчас, - я глянул на часы, висящие на стене приёмной, - О… Лишние 12 минут на работе! Непорядок…. До свидания, Галина Фёдоровна!

- До свидания, Евгений Владимирович…. Удачи вам завтра…. – она улыбнулась.

«Боже мой! – подумал я, - Неужели мой удел нравиться только зрелым и перезрелым женщинам? Хотя.… Что это я? Не стоит прибедняться».
Следующим утром, как и полагается вольной птице, я вылетал из другого гнезда. Вот уже почти два года я встречался с женщиной, которая и стала в последствии моей второй женой. Чем же она взяла человека, который последние 6 лет своей жизни воспитывал сам дочь и очень осторожно смотрел на вопросы женитьбы после первого достаточно неудачного опыта? Может быть, это и пригодится какой-нибудь женщине, которая находится в подобной ситуации? Перво-наперво -  потрясающее терпение, внимание и, конечно же, думаю, тут я не оригинален, она поразительно вкусно готовила. Причём пекла потрясающие торты, а за хороший торт я готов был Родину продать, не то что жениться….

- Когда вернёшься? – спросила меня Неля, подавая ещё тёплую после утюга рубашку.

- Когда освобожусь…. – ответил я, завязывая перед зеркалом в прихожей галстук.

- Но обедать придёшь?

- Не могу обещать, - узел на галстуке никак не получался и я начал нервничать.

- А я собралась мясо по-французски сделать…. – она отодвинула мои руки и стала завязывать галстук, - И заварные пирожные….

- Во сколько обед? – деловито поинтересовался я, - Перед пирожными я устоять не могу…. Ты же знаешь….

- Знаю, знаю… - засмеялась она, поцеловала в щёку и открыла дверь, - Автобус через 15 минут.

- Всё! Значит, встречаемся в обед…. – и я побежал по лестнице вниз, прыгая через две ступеньки.

 Ровно в 9 часов я вошёл в приёмную директора филиала.

- Здравствуйте, у меня встреча с директором назначена на это время, - сказал я на вопросительный взгляд секретарши, молодой и достаточно симпатичной девушки.

- Здравствуйте! – блеснула она глазами, - Ваша фамилия?

- Раиса Петровна ждёт вас, - сказала она, услышав мой ответ  и, не удержавшись, спросила, - Так это вы будете принимать вступительные по математике?

- Если доверят….- я заговорчески подмигнул ей, - А что, у вас есть к этому персональный интерес?

- Нет, нет…. Просто я думала, что будет какой-нибудь старый дядька….

- Сожалею, что разочаровал вас…. – сказал я и открыл массивную дверь кабинета директора.

Раиса Петровна была женщиной среднего возраста, среднего роста и средней комплекции. Вот только её немного насмешливые карие глаза говорили об уме, который был явно выше среднего. Волосы тёмно-русые, длинные, собраны в узел сзади. Одета она была в светлый костюм. Рассматривать её ноги в данной ситуации я не счёл возможным, хотя, элегантные туфельки на высоком каблуке всё же заметил. Она протянула мне руку.

- Давайте знакомиться…. Меня зовут Раиса Петровна. Я тут директорствую в некотором роде…. – она улыбнулась кончиками губ. Я назвал ей своё имя.

- Ну что ж, Евгений Владимирович, будем работать? – она вопросительно посмотрела на меня.

- Если вы не против, то будем….- улыбнулся я.

- Наталья Алексеевна характеризовала вас, как знающего и принципиального человека…. – Раиса Петровна решила начать разговор с комплиментов.

- Да? Тогда я не спорю…. Начальству всегда видней….

- Кстати и достаточно независимого перед этим самым начальством, - опять улыбнулась она. Надо сказать, что улыбка у Раисы Петровны была очень располагающая.

- А теперь о деле…. – добавила она уже серьёзно, посчитав вступительную часть законченной, - Сразу хочу вам сказать: контингент поступающих  достаточно специфичен….

- В смысле? – не удержался я.

- В том смысле, что это люди уже работающие, многие на неплохих, с практической точки зрения, постах и высшее образование им крайне необходимо….

Я внимательно слушал Раису Петровну, желая, чтобы она сама расставила все точки над и.

- Так вот, учитывая то, что вы появитесь не только на экзамене, а будете в течении недели вести консультации по предмету, то будьте готовы к повышенному вниманию к своей персоне…. – она тщательно взвешивала каждое своё слово внимательно наблюдая за моей реакцией, - Более того, некоторые из них уже пытались наводить о вас справки….

- Раиса Петровна, давайте прямо…. Вы предупреждаете меня, чтобы я был готов к тому, что меня попытаются подкупить? – спросил я.

- В какой-то мере….- она ещё раз внимательно посмотрела на меня, - Но тут есть ещё один нюанс, на который я хотела бы обратить ваше внимание….

- И какой же?

- Дело в том, что экзаменационный материал у нас достаточно сложный…. Так как конкурс сюда всегда высок. В этом году, например, 8 человек на место…. А наши абитуриенты, как бы это помягче сказать…. – она задумалась, подбирая нужные слова, - Скажем так, больше знакомы с практической математикой, чем с её теоретической частью….

- То есть, вы хотите сказать, - не удержался я, - что они лучше всего складывают и умножают?

- Да…. И неплохо делят…. – улыбнулась она, - Где и с кем надо…. А вот производные и интегралы…. Тем более учтите, что большинство из них учились в то время, когда этого в    школьном курсе не было….

- В общем, Евгений Владимирович, надеюсь, вы поняли меня…. – подвела она итог беседы, - а сейчас пойдёмте в аудиторию. Представлю вас нашим абитуриентам.

- Да, чуть не забыла…. – и она подала мне бумаги лежащие на столе, - Тут программа по математике для поступающих в ВУЗы, а это прошлогодние приложения к билетам. Можете их использовать в качестве ориентира.

Когда мы пришли в аудиторию, Раиса Петровна представила меня и удалилась, пожелав всем нам успехов.

- Ну что ж, товарищи, начнем, пожалуй? – на что товарищи согласно зашумели, с интересом разглядывая меня. Причём в некоторых взглядах интерес был настолько ощутим, что я чувствовал себя сидящим на одной чашке весов, а на другую будто складывались гирьки…. По мере того, как я объяснял темы подряд, так как никаких конкретных вопросов у аудитории не было, лица всё мрачнели. Судя по всему, они с сожалением подкладывали на вторую чашку всё новые и новые гирьки….

Когда консультация закончилась, ко мне выстроилась целая очередь желающих представиться и выразить своё восхищение моим педагогическим мастерством.

- Ашот Вахтангович…. Завсклад…. Облпотребсоюз, - представился полный средних лет мужчина с грустными тёмными глазами, - Как вы бесподобно объясняете, уважаемый Евгений Владимирович…. Я производную теперь, как маму родную представляю….

- Алик…. Бармен, Интурист…. – молодой человек многозначительно поднял бровь, - Для вас у нас всегда открыто….

- Лидия Петровна…. – сочная дама бальзаковского возраста подарила мне многообещающий взгляд, - Товаровед…. Гастроном «Столичный»….

- Серик Кенжебаевич! – склонил голову в лёгком поклоне, пожимая мне руку, немолодой казах с седым «ёжиком» на голове, - Гостиница «Медео» - администратор….

В общем, за каких-то пятнадцать минут я познакомился со всем цветом представителей Советской торговли Алма-Аты. Когда я вышел из корпуса, то передо мной стала проблема выбора. Как минимум человек восемь горели желанием отвезти меня на своих машинах по любому указанному мной адресу. После недолгих размышлений, поняв, что отказаться от этих услуг всё равно невозможно, я сел в «ВАЗ 2107» Алика из Интуриста.

- Может быть, заскочим на Медео? По паре шашлычков? – деловито осведомился он.

- Кстати, если желаете, можно найти и что-то погорячее…. – продолжил он, лихо выруливая со двора.

- Нет, пожалуйста, домой, - попросил я.

- Нет проблем! – откликнулся Алик, - Тогда в другой раз….

Я заметил, что «Волги» Ашота Вахтанговича и Серика Кенжибаевича пристроились за нами, явно намереваясь узнать, где я живу. Понятно, что я назвал адрес Нели, так как скажи я, что живу в комнатке при школе, меня вряд ли бы поняли.

На следующее утро, выглянув в окно, я увидел у подъезда всё те же стоящие три машины. На этот раз, чтобы соблюсти справедливость, я сел в «Волгу» Ашота Вахтанговича.

И так было всю неделю…. Никогда в жизни я больше не был окружен таким вниманием, и никогда больше не получал столько заманчивых и совершенно бескорыстных предложений, как за эти дни….

И вот, наступил день экзамена. По прошествии четырёх часов, после того, как из 38 сдававших только трое получили удовлетворительно, в аудиторию зашла Раиса Петровна.

- Евгений Владимирович, на пару слов…. – позвала она, - Давайте пройдём в мой кабинет….

- А как же экзамен? – спросил я.

- Ничего страшного, пусть ассистенты пока поработают…. Вы ведь доверяете им? – задала она вопрос, ответить на который я иначе и не мог.

- Да, конечно…. Пойдёмте….

Когда мы зашли в кабинет, она указала мне на кресло около низенького столика.

- Присаживайтесь…. Вам надо немного передохнуть…. Сейчас чайку выпьем.

- Вы отстраняете меня от экзамена? – спросил я напрягаясь.

- Ну что вы, Евгений Владимирович! – её улыбка была ироничной, - Исключительно из заботы о вашем настроении…. Мы же на востоке. Как тут без чая?

- А экзамен?

- Экзамен идёт.… Не переживайте…. Как говорил Никулин, помните, «дичь не улетит»…. 

- Я что-то не так делаю? Или несправедливо ставлю оценки? – вспыхнул я.

- Да нет…. Всё так, всё справедливо…. – она налила в чашку ароматный индийский чай и пододвинула вазу с конфетами и печеньем, - Но и вы поймите…. Нам ведь надо набрать контингент. Понимаете? Это ведь работа для ваших коллег в какой-то мере. Мы ведь все тут преподаватели….

- И что теперь? – не унимался я, - Ставить тройки по списку, или по каким-то другим параметрам?

- Знаете, не надо всех подозревать в смертных грехах…. – Раиса Петровна посмотрела на меня с сожалением, - Все мы люди…. Как говорится «кто из вас без греха, пусть первым бросит камень…»

- Да, но грех греху рознь! Одно дело, когда человек ошибается неосознанно, совсем другое – когда он знает, что делает…. И за что….

- Сложный вы человек, - улыбнулась Раиса Петровна, - Не зря Наталья Алексеевна предупреждала меня по вашему поводу…. Ладно, допивайте чай и возвращайтесь….

Раиса Петровна поставила чашку на стол и совершенно серьёзно добавила глядя мне прямо в глаза.

- Только вы не забывайте, что это люди, во многом уже состоявшиеся, многие из них хорошие специалисты, которым просто нужен этот диплом….

- И что мне теперь? Я же не могу оценить их как специалистов…. Я могу только оценить, как они знают математику в данный момент.

- Всё так, всё так…. И всё же, подумайте над моими словами….

Раиса Петровна поднялась с кресла, давая мне понять, что аудиенция закончилась и я пошёл обратно в аудиторию.

Через некоторое время ко мне подсел отвечать на свой билет мужчина, который очень волновался. Было видно, что теоретические вопросы он знает слабо, а практическое задание не решил вообще. Он всё время нервно потирал потеющие от волнения руки и заискивающе заглядывал в мои глаза. Вспомнив только что состоявшийся разговор, я сказал ему.

- Успокойтесь, пожалуйста…. В конце концов, ничего страшного не происходит…. Ну не поступите вы в этом году, что, конец света наступит?

- Никак нельзя мне не поступить…. – почти прошептал он.

- Почему?

- Меня уже предупредили, что на этой работе должен быть человек с высшим образованием, или который учится, как минимум…. Поспрашивайте меня ещё, пожалуйста….

- Поймите, мне никак нельзя, чтобы меня сократили…. У меня семья, дети….

- Хорошо, - вздохнул я, - давайте ещё….

Через пятнадцать минут обоюдных мучений я предложил ему уже совсем простой пример.

- Решите это, - и я написал на листке самое простое уравнение – 2х – 6 = 0.

Но человек настолько уже раздёргался, что даже такое простое задание не мог выполнить. Он обречённо смотрел на меня.

- Но тут-то вам чего не хватает?! – стал уже раздражаться я.

- Счёты дайте – решу…. – совсем тихо сказал он.

Мне стало и смешно и грустно. Вспомнил своего профессора Уразбаева, который всегда ценил в студентах юмор, усмехнулся грустно и поставил этому человеку тройку. Он с недоумением некоторое время смотрел на меня не веря своим глазам, затем взял свой экзаменационный лист с заветной тройкой, прижал его к груди и понурившись стал выходить из аудитории. Уже на пороге остановился и, обернувшись, сказал: «Спасибо вам большое…. Спасибо…»

После экзамена по математике конкурса не было и все те, кто получил тройку, благополучно поступили в институт….

Но и машин у подъезда, ожидающих меня тоже больше не было…. Период, когда я был «уважаемым» человеком, закончился….


Рецензии