Дачный вокзал

В Москве девять железнодорожных вокзалов.И восемь из них живут насыщенной межобластной,а то и международной жизнью.Поезда дальнего следования прибывают на перроны,отправляются в дальний путь на несколько суток,оттесняя местные электрички.В залах ожидания людно.Пассажиры высиживают до объявления посадки,а потом тянутся к люксовым,купейным и плацкартным вагонам с вещами и билетами…
И только один скромно стоит в стороне,неспешно справляясь со своей работой.Это-Савёловский вокзал.
В отличие от своих «старших» собратьев он обслуживает только пригородные поезда.Электрички отсюда едут на север к Волге до Дубны и Савёлово,попутно высаживая и забирая пассажиров на промежуточных станциях и остановках.Жители подмосковных городов с утра прибывают в Москву на работу,а вечером отправляются в обратный путь.На выходные к ним добавляется армия дачников,оккупирующая вагоны в желании добраться до своих участков,тем более,что подмосковные места по этому направлению очень красивы,а дачных посёлков-немерено...
Инициатором строительства Савёловской дороги был Савва Иванович Мамонтов,и в 1897 году Общество Московско-Ярославской железной дороги,возглавляемое им,получило на сие благородное дело разрешение императора.Начались прокладка путей и возведение вокзала.Да только суть да дело,всяческие проволочки,надо думать и воровство,растянули строительство аж на пять лет.Тем паче,что местность то холмистая,то болотистая затрудняли работу.
И вот в 1902 году всё же Савёловский вокзал был освящён и открыт,а с ним начала действовать и сама дорога.
Вначале вокзал назывался Бутырским по находящейся рядом Бутырской заставе.Тогда одноэтажный,с симпатичным сквером перед главным входом,он как бы выглядел этаким «дачным»,тем более,что москвичи сразу же облюбовали это железнодорожное направление,и вдоль дороги стали появляться дачи.Сейчас,буквально за границами столицы,на одном из полустанков читается «Новодачная»,хотя город уже повсюду.И с трудом можно представить,как в 1900-х годах тут был тихий загород,а сойдя с поезда,можно было «окунуться» в атмосферу перелесков и спокойствия.
Вскоре после открытия вокзал переименовали в Савёловский,как он называется и поныне.Я уже не застал и того сквера перед зданием.На его месте была площадь конечной остановки нескольких маршрутов автобусов и выглядела весьма оживлённой.Впрочем ныне и она огорожена в связи со строительством очередной станции московского метро.Сам же вокзал тоже был серьёзно отреставрирован в начале 1990-х годов,приобрёл второй этаж,хотя и утратил отчасти свою «дачность»…
Савёловская-моя любимая дорога.Мне нравиться ездить в электричке к Вербилкам,когда в окне открываются прекрасные виды.За деловым Долгопрудным поезд прогремит по мосту над каналом имени Москвы,а потом стремится к Лобне.После неё ускорит ход в зелёном коридоре леса с мелькающими дачными посёлками.Вдруг справа блеснёт на солнце вода водохранилищ.А потом начинаются холмистые места,и сменяют друг друга Икша,Морозки,Турист.В Яхроме едва глянешь на виднеющийся шлюз канала с макетами каравелл Колумба на башнях,а тут уже и Дмитров,соединяющий в себе историю веков.
За Дмитровым холмистость переходит в низкую равнину,и опять леса,леса,леса…
От Москвы до Савёлово,а значит и до старого волжского города Кимры,по «железке»-сто тридцать километров,но сколько разнообразно-завлекающего можно увидеть в пути!..
Надо просто купить билет и сесть в электричку…


Рецензии