Разные пути

         Я считаю, что до 17-го года православие в России было не однородно: в стране были разные сословия, следовательно, были разные верующие и разные веры. На мой взгляд, до революции 17-го года в стране было, как минимум, два вида православия: дворянское (думающее) и селянское (непросвещенное). Из-за революции большая часть представителей думающего, дворянского православия уехало на Запад, тогда как представители непросвещенного селянского православия остались на родине.  А так как потомков селян в России больше, чем потомков дворян, то неудивительно, что в церкви сегодня так много непросвещенных прихожан, не читающих книг и не любящих искусство…Помню, как в разговоре с одним верующим услышал от него, что все искусство это ерунда, что книг читать не надо, что ходить в церковь и физически работать достаточно для того, чтобы спастись…Эти мысли мой знакомый подкреплял цитатами из какого-то старца…Я возразил этому прихожанину. Я сказал, что тот вид православия, о котором он говорит, не является единственным видом православия на земле, что есть и другой вид православия, думающий, что есть и другие представители православной веры, чем тот старец. Есть, например, Иоанн Шаховской, который писал статьи о Толстом и Достоевском, есть, например, Антоний Сурожский, который читал Гейне в подлиннике, есть Павел Флоренский, есть Александр Мень. Я сказал моему знакомому, что хотя вера у православных одна, но верят в Бога православные по-разному, в зависимости от своего  воспитания, образования и среды, в которой они родились. Так, священник, который родился в интеллигентной среде, призывает думать и читать книги, а батюшка, рожденный в селе, призывает работать на огороде и заниматься физическим трудом. Ничего здесь удивительного нет: кому что близко,  кто в чем родился, тот к тому и призывает. Каждый имеет право на свою точку зрения. Главное, чтобы никто не считал свой путь к Богу единственно верным. К сожалению, мой православный знакомый оказался человеком непробиваемым. Несмотря на мои доводы, он продолжал утверждать, что его путь к Богу единственно правильный, и я в очередной раз своей жизни понял, что хуже дворянского высокомерия может быть только высокомерие мужицкое…   


Рецензии