Никогда ни о чем не жалейте

Есть у Андрея Дементьева необычайно мудрые стихи:

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку!
Если все, что случилось, нельзя изменить,
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось,
Иль о том, что случится не может уже...
Лишь бы озеро вашей души не мутилось,
Да надежды, как птицы парили б в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам - усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что Вам не досталось ИХ БЕД.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте -
Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте,
Но ведь песни берет он из Вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте -
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви...
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы!

Говорят, что со старостью приходит мудрость. Я раньше не верил, дескать, маразм приходит, какая уж тут мудрость! Пока сам не стал старым.

Вот сегодня знаменательный день: сделана последняя работа в саду, собрана черноплодная рябина. Сейчас переберу ее и отвезу теще, она у меня гипертоник, а рябина эта – первое средство от давления. Теща моя человек замечательный, она из старого аристократического рода, их вот большевичишки расстреливали-расстреливали, сажали-сажали, а она вот всё вынесла, - и холод, и голод, и нищету, и унижения, и скитания после того, как их вышвырнули на улицу из родного дома. Всё выдержала, только вот гипертония от страшного подневольного труда с малых лет. Отнесу ей рябинки, пусть сварит кисель. И я себе сварю. Никогда не варил, а тут сварю.

И до 1 марта блаженный отдых. Через пару месяцев перестанет болеть спина и постепенно разогнется, согреются ноги и руки, привыкшие за осень к холоду и грязи. Не люблю осень, хотя именно осенью пожинаешь плоды всей весенне-летней огородной каторги. Овощи и консервы в подполье и погребе оценишь и вознесешь себе благодарность за нечеловеческий труд на грядках потом, а пока как вспомнишь, так вздрогнешь.

До самых метелей никакой работы на улице! Блаженный краткий миг, когда есть время подумать о вечном. Для чего мы рождаемся на свет, почему живем именно так, а не иначе, и ради чего живем?

Этими вопросами поневоле беспокоишь себя, видя, как один за другим уходят друзья и близкие, а ты остаешься уже не столько самостоятельной фигурой, сколько памятником им. Странная штука жизнь! Столько всего было, но осталось, сбылось лишь немногое, будто некая невидимая рука прокладывала мне дорогу, безжалостно пресекая все мои попытки свернуть в сторону от некой известной только ей цели.

Неправда это, что жизнь хаотична, в ней скрытый логос, он есть в любой жизни, даже самой примитивной, просто в жизни интеллектуала он заметнее, сложнее что ли…

Вот перебираю свое прошлое. Вроде, была свобода выбора, и сил было достаточно для преодоления любого препятствия, но одно удавалось, а на пути иного вдруг неожиданно вставала стена. «Нельзя за флажки»!

После школы совсем неожиданно не взяли в институт, даже к вступительным экзаменам не допустили: инструкция, оказывается, была, детей без вести пропавших в ВУЗы с военной кафедрой не брать. Экзамены я бы сдал шутя, а про инструкцию не знал. Судьбе или Богу, как вам будет угодно, было нужно, чтобы я хлебнул жизни. Хлебнул. И это мне потом не раз пригождалось, оберегало от самомнения и заносчивости. Хлебнувший несправедливости, тираном не станет.

И призвание свое в этом испытании нашел. Оказывается, инженер-радиотехник это было не мое, мое – инженер-конструктор. Кто бы знал, не будь той гебистской инструкции.

Потом аспирантура, хотел стать университетским преподавателем. И ведь получалось же, и неплохо! Но нет, опять судьба вмешалась. Лишение ученой степени, - и прощай должность профессора и зав. кафедрой.

Сейчас вот мой юный друг и товарищ по НИЭКМИ Саша Краснов стал вот и тем, и другим, я рад за него, а я так и не стал. Видимо, тоже не мое. Мое – тот самый НИЭКМИ, где мне предстояло создать две сотни изобретений. Новые технологии, которые без меня если бы и создали, то много позднее, а Богу вот угодно, чтобы всё в свое время.

И в личной жизни буквально ощущал на себе руку Провидения. Ему было угодно, чтобы я родил дочь-гения, и оно безжалостно отсекало то, что могло бы увести меня от этой цели. Только сейчас понимаю, что это составляло не прихоть, а расчет, а тогда было до безумия больно.

Мы слабы и слепы в руках Судьбы. И что толку бессонными ночами мучительно перебирать прошлое в надежде найти там некие собственные ошибки, которых типа можно было бы избежать, и жизнь была бы счастливее. Нет, никогда ни о чем не жалейте вдогонку!

Даже если бы изобрели машину времени, и мне удалось бы попасть в узловые моменты моей жизни, которые определили дальнейший ее ход, - я бы ничего менять там не стал, да простят меня за это все мои дорогие люди, которых я тогда обидел вольно или невольно!

Ничего в прошлом нельзя менять, это обрушит всю твою жизнь. Не жалейте, что что-то не сбылось. Значит, так тому и надлежало случиться. Как бы ни ныло сердце от нежданной боли, как бы ни жестоко мучило раскаяние в том, что мог сделать, но не смог, - перетерпи. Бог терпел, и нам велел. Он вел тебя по этой жизни, даже иногда беря тебя на руки, когда ты готов был наделать глупостей.

И вот ты на финише. Не жалей того, что безвозвратно ушло. Не завидуй другим, на твой взгляд, более удачливым. "Не жалейте, что Вам не досталось ИХ БЕД"!

Тот же мудрый Саша Краснов как-то сказал очень умные слова: «А представьте, что Вы стали бы академиком. Полетели бы на симпозиум куда-нибудь, а самолет бах, и разбился, и Вас бы не было. А так - Вы живы»! И он тысячу раз прав, хотя он и профессор, и академик, и вот теперь и зав. кафедрой, а я всего лишь отставной козы барабанщик. Каждому свое.

Говорят, что де человек кузнец своей судьбы. Неправда это, есть высший судия, и последнее слово всегда за ним. Безразлично дворник вы или академик. Мы можем «подправить», но будет ли это на пользу?

Вот у нас на улице человек строил себе дворец, стяжал для этого сумасшедшие деньги, праведные и неправедные. Дворец хорош получился, а он неожиданно умер от пустяка какого-то, вроде, от камней в почках. Вот вам и «кузнец». Решая как поступить в решающий момент, прислушайтесь к вашему внутреннему голосу, посоветуйтесь со своим прошлым, чтобы поступить не вопреки ему, а в согласии с ним.

Валентин Спицин.


Рецензии
Ай, дорогой Валентин Михайлович...., шапка эта хоть и мало похожа на мономахову...но надетая насильно, трёт сильно....не знаю как в Ваше время...а сейчас завалило сволочьё чиновное бумагами....едва успеваешь отпинываться....да по итальянски сопротивляться....Никакой науки сделать не успеешь...времени нет....О чём наши правители думают...разрушив академию....туда ей и дорога...рушат и вузовскую науку заодно....которой и так дышать было нечем....
Так что....:)))
Выживем...лопату в зубы и картошку сажать...или воровать...
Выживем, поскольку склонность к примитивному труду, позволяет выживать в любых условиях...:)

Краснов Аа   25.10.2013 22:18     Заявить о нарушении
Мне в бытность было легче, власть на нас внимания практически не обращала, один только раз я побывал со студентами на винограднике, это райком удружил, да один разок в роли зам.пред.районной избирательной комиссии. Учебный процесс их не интересовал вовсе.
Сейчас, я так думаю, чиновников стало раз в пять больше, вот они и выдумывают себе занятость. В недемократических странах чиновничество размножается как клопы, неудержимо.

Валентин Спицин   26.10.2013 09:08   Заявить о нарушении