Диссидент-школьник
Список длинный, чего хотелось почитать, в наличии не было, а что стояло на полках и в руки брать не хотелось. Короче выбрал пару книг из школьной классики и подошёл к столу библиотекарши, молодой девушке, похожей на практикантку, которую раньше здесь не встречал.
Записав и вернув выбранные мной книги на карточку, практикантка спросила меня: — А к ленинскому уроку подготовился»? — указав рукой в сторону самодельного плаката, на котором большими печатными буквами было начертано: ПИОНЕР! ТЫ ГОТОВ К ЛЕНИНСКОМУ УРОКУ!?
Про ленинский урок за летние каникулы начисто из памяти вылетело, хотя от старшей сестры одноклассника слышал ещё прошлой осенью, как она что-то там о нашем великом вожде рассказала — её потом вообще два месяца училка не беспокоила по литературе.
— Нет, не готовился, да и не нашёл ничего подходящего, всё какое-то детское, — слегка приврав, ответил дотошной библиотекарше, чтобы отвязалась, хотя ничего и не искал.
— А вот как раз сегодня вернули очень интересную книжку, там целая глава о Ленине, — парировала она.
Быстро вписав название книги в карточку, вручила её мне до кучи, переходя к обслуживанию следующей читательницы, возможно знакомой, так как они, почти не умолкая, защебетали между собой….
Вечером решил немного почитать и начал с предложенной книги, за три часа осилил не отрываясь. Действительно интересно, не похоже на всё ранее узнанное о революции и наших вождях, хотя и не всё понятно.
На следующий день, первого сентября отправился в школу достойно подготовленный к ленинскому уроку, выписав кое-что из прочитанной книги, и готовый отметиться по полной программе. Однако, не смотря на все попытки отличиться, так и просидел впустую с постоянно поднятой рукой.
Классная руководительница меня не вызывала, оказалось много любимчиков, среди которых я не числился, вот они и отвечали по ленинской тематике, согласно списку литературы. Урок подходил к концу, и Александра Тихоновна, похвалив всех докладчиков, заговорила о доброте и милосердии основателя нашей великой страны, Советского Союза.
Привела пример, как он, будучи смертельно раненым, после митинга на заводе Михельсона в августе 1918 года дал распоряжение сохранить жизнь стрелявшей в него эсерки Каплан, дожившей до глубокой старости, которая всегда была благодарна Ильичу и т.п. Этой лжи вынести мне оказалось не по силам.
Не поднимая руки и не вставая с места, как будто «за язык кто дёрнул» выдал с места тираду: — Фани Каплан была расстреляна 3-го сентября 1918 года лично комендантом кремля Павлом Дмитриевичем Мальковым по постановлению ВЧК согласно Воззванию ВЦИК, подписанному Яковом Михайловичем Свердловым от 30-го августа1918 года.
— Этого просто не может быть! Откуда у тебя эта информация»? — возмутилась «классная».
— Книга называется «Записки коменданта Московского кремля», автор, П.Д. Мальков, издана в 1959-м году, из нашей детской библиотеки, — как по-заученному ответил я, слегка покраснев от волнения
Пообещав разобраться, учителка по-быстрому закончила ленинский урок, пригрозив мне вызовом к директору.
Вечером рассказал всё родителям. Отец, посмотрев книгу, зачитался ею и пообещал вернуть в библиотеку вместо меня в ближайшие дни.
На следующий день школьный приятель, сын завуча Игорь по секрету рассказал, что моё выступление обсуждалось в учительской комнате активом школы.
Преподавателя истории, члена КПСС было решено отправить в библиотеку для ознакомления с этой книгой, а потом определятся, что со мной делать.
Несколько дней в ожидании пролетело незаметно и без перемен, книгу отец вернул в детскую библиотеку и разобрался: оказывается, её мне выдали случайно, место ей во взрослой библиотеке, так что никаких проблем быть не должно.
Правда впоследствии никто из друзей и знакомых отца так и не смог получить её для прочтения — якобы на руках у кого-то.
Позднее на письменный запрос одного из приятелей отца был получен официальный ответ, в котором вообще было заявлено: Книга, «Записки коменданта Московского кремля», автор П.Д. Мальков в фондах государственной библиотеки посёлка Сомпа города Кохтла-Ярве, ЭССР не числится.
Убрали от греха подальше, а может кто-то на память прибрал к рукам, пока не изъяли.
Активу и администрации школы диссидента из меня сделать не получилось, зато пару месяцев по литературе, в четвёртом классе предмет тогда назывался: литература и литературное чтение, классная ни разу не вызывала.
Но «ХУДО БЕЗ ДОБРА, НЕ БЫВАЕТ» и наоборот тоже верно.
В последующих классах до окончания восьмилетки наш незабвенный историк, Иван Константинович, за свой рост получивший прозвище: «Полтора Ивана» уделял моим знаниям особое внимание, вызывая к доске как минимум в два раза чаще других.
Так что школьный предмет — историю по советским учебникам пришлось изучить досконально, да и сейчас в нашей семейной библиотеке пару сотен книг исторической направленности точно наберётся.
Жаль только, что у сыновей интерес к такой литературе постепенно падает, остаётся надеяться на внуков….
Декабрь 2012 года.
PRIBALTIEZ
Свидетельство о публикации №213102001829
Мне повезло в детстве, у меня был доступ к книгам изъятым из оборота, это обстоятельство научило меня видеть изнанку жизни. А в результате мир стал восприниматься более объёмно.
То что скрыто, как правило более интересно, чем лежащее на поверхности, и цена этой информации совсем другая.
МИР ВАШЕМУ ДОМУ.
Станислав Цветков 26.12.2014 13:40 Заявить о нарушении
Прибалтиец 30.12.2014 11:22 Заявить о нарушении