Абрикосовое очарование в Ш частях

 
    Мозаика жизни. Каждый ее кусочек своеобразен,  неповторим,  зачастую незабываем.

    Будоражат воспоминания картинки прошлого,  ароматы детства, такие осязаемые и такие дорогие для нашей памяти, ничем не замутненные и никогда не измененные,  даже в периоды тоски и печали.

     Я варю варенье, это благоухающее чудо, и не могу  уйти от былых  воспоминаний об абрикосовом очаровании.  За долгие годы жизни накопилось много всего пережитого: встреч, разлук  и потерь, светлого и грустного, веселого и огорчительного.   Намешано самой разной боли, отчаяния,  обиды,  радости и восхищения.  И  такие житейские осколки с чарующим абрикосовым ароматом флером тянутся за мною по жизни, остаются в душе  и памяти навсегда.
      
     Любовь к абрикосам  родилась с первого взгляда,  а, может, она как будто жила во мне всегда?

*******
История 1.

    Я варю абрикосовое варенье,  янтарное чудо.  Память сохранила отдельные сцены семейной драмы. Ранним утром разбудил громкий  голос папы: "Никуда не уходи!". Мама стоит у двери, в шубе и ботах, держится  за дверную ручку, нажимает на нее и исчезает из моего поля зрения. Подобные эпизоды изредка наблюдались в нашем доме.  Детское воображение пятилетней девочки в таких случаях рисовало устрашающие картины будущего: мама не вернется! Как будто погас свет и в печи осталась лишь тлеющая зола.  Темно и холодно. К счастью, волнительные переживания выявились недолгими.

    В тот день я неожиданно оказалась с отцом на обеде  в гарнизонной офицерской столовой. Помню пышную, пахучую гречневую кашу, сдобренную сливочным маслом,  а, главное, абрикосовый компот из заокеанской жестяной  банки. Ничего подобного ранее  не довелось пробовать. Девочка погрузилась в мир нового, необыкновенного запаха и вкуса.  Не спеша и с чувством  смаковала поэтапно: сначала вкусовые рецепторы наслаждались изумительным нектаром, затем медленно, насколько это было возможным, вкушали радость от сохраненных и перекатываемых во рту  фруктовых долек, даряших свой особый смак к финальному апофеозу трапезы.   Вкус божественный.

     Зыбкое, неясное ощущение чего-то волнующего,  смутное видение образных картинок, возникающих в детской головке,  вызывающих отклик в юной душе,  создавали цветовой декор и  напевные, мелодичные звуки  фантастического мира  райского сада,  где растут волшебные цветы, порхают  изумительной расцветки  бабочки и летают невероятной окраски сказочные птицы, издающие замысловатые рулады.   Волны картин и дивных образов гармонично окрашены в единое созвучие чувственного наслаждения и накатывающих потоков услаждающего блаженства.    

     Только в таком волшебном саду могут расти эти удивительные, экзотические фрукты и витать  в воздухе нежные ароматы, ибо  маленькие сказочные гномики в разноцветных колпачках удобряют их благодатную землю золотистой пыльцой. Ночные эльфы вольно порхают над дивной флорой и создают упоительные, мелодичные аккорды поэзии и музыки, которые наутро упорно проникают в сердца и души обитателей фантастического сада. Здесь нет печали и уныния, есть лишь услада и отрада.   
   Доселе незнакомый, теперь уже  ясно различимый запах абрикос на всю жизнь остался в памяти. Его вкус и запах невозможно забыть и спутать  ни с каким другим.   
    
   И сегодня через памятную призму детского восприятия будоражат сладкие, приятные воспоминания прежних камчатских лет  (40-е годы прошлого века).


***
История 2

   Я варю варенье, и вновь нахлынули воспоминания. Прибегаю из школы домой, уже на пороге  втягиваю носом воздух: по квартире   плывет  и подступает к горлу узнаваемая душистость абрикос, плодов, наполненных энергией солнца.
 
    Мама, разрумяненная у плиты, такая вся уютно-домашняя, варит абрикосовое варенье - медовое чудо. Маме 35 лет. Косы прелестным венком облегают голову.  Она сосредоточенно  помешивает   деревянной ложкой  содержимое в большом медном тазу. Когда  ягоды в сахарном сиропе начинают бурно вздыматься, бурлить и клокотать,  уменьшает в газовой конфорке огонь.  Я сижу за столом в нетерпеливом ожидании дегустации.  Душистые запахи щекочут обоняние, не дают отвлечься ни на минуту от возникшего желания посмаковать хотя бы пенку, которая периодически снимается  с поверхности  плодов.   Варенье постепенно уваривается, густеет,  превращаясь,  наконец,  в ровную, сладкую, мазкую массу   янтарно-медового цвета.   Кухня вкусно пропахла ароматом райских фруктов. Наконец-то в праздничном настроении пью чай с абрикосовой пенкой.   

    Дверь балкона открыта в сад и дурманящий запах абрикос сливается с ароматами  роскошных кустов роз, благоухаюших  фиалок,  лаванды и пряных трав. Щедрые, сладкие запахи  фруктовых деревьев врываются во все это великолепие, создавая непередаваемое чувственное наслаждение.  Ароматы лета,  чарующие и слегка пьянящие, освежают и подпитывают городской воздух обновленной энергией.   Напоенный, он великодушно и,  не скупясь, дарит свое богатство  желающим,  обволакивая, заполняя собой все пространство вокруг.

    Удивительно, что насыщенный, густой запах спелых плодов отличается от нежного аромата цветущих абрикосовых деревьев. Весной, в мае они первыми расцветают среди плодовых , украшая ствол пышными бело-розовыми кружевами кроны.   Позже появляются листья.  Живописная картина выглядит эффектно своим цветовым  контрастом:  чёрно-коричневый ствол дерева, зелёная трава, пронзительное весенне-голубое небо и бело-розовые цветы с жужжащими пчелами. Цветки не закрываются ни ночью, ни перед дождем.  Вид из окна кухни становится волшебно сказочным. 

    Дерево постепенно начинает сбрасывать свое убранство.  Абрикосовая метель покрывает  нежный травяной ковер, декорируя его  причудливым, алебастровым  узором.  Хочется полной грудью вдыхать пьянящий аромат  и  фиксировать глазами  неописуемую красоту, чтобы запомнить неповторимость момента.

    Говорят, что  аромат у абрикоса – настоящая сила и оружие, особенно для  женщин. Считается, что запах абрикоса привлекает мужское внимание. В старину женщины вместо духов закладывали за корсаж листья и цветы абрикоса. В Испании, во время наполеоновских войн они наполняли этими листьями свои пышные юбки, чтобы привлечь французских солдат и увести их за собой в ловушку.
 
      Природа щедро одарила абрикос и ростом, и вызреванием.  Кроме приятных запахов, радует изобилие плодов, их изумительный вкус. Сочные краски абрикосов - преимущественно тёплых тонов, среди которых всё больше  желтоватых и  оранжевых, кремовых и красноватых оттенков спелости,  с  интенсивным румянцем и без.

       Благоухающее очарование продолжалось многие годы. А потом пришел крутой нувориш, купил кусок земли рядом с нашим домом. Помешали новому хозяину абрикосовые ветки, которые склонялись на территорию его "дворца". Ночью, когда никто не мог увидеть  дерзкое кощунство, сосед спилил наше любимое дерево.

     Навсегда из сада исчез желанный аромат. А перед окнами вырос огромный, мощный забор, напоминающий крепостную стену...


****


   История 3. 

            Из-за теплой весны в этом году сезон абрикосов начался несколько раньше прошлых лет. Варю абрикосовое варенье - золотое чудо. Абрикосовые запахи ласкают мои воспоминания о милом мальчике и первой влюбленности.
            
      Речной круиз по Днепру.  Пароход -  в памяти не сохранилось его название.      Маршрут  Киев - Канев. 
 
         Канев- один из самых заповедных уголков среднего Днепра. Основан в XI в., упоминаемый в летописях с XII в., сохранивший Успенский (Георгиевский) собор 1144г., известен сегодня еще и как место мемориальной памяти великого сына украинского народа Тараса Шевченко.   
 
       В ходе пешеходной экскурсии к памятнику и музею мы поднимались на гору, с которой открывался великолепный вид  на Днепр.  Вспоминались строки Н.В.Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои".

       Особая, незабываемая атмосфера любования днепровскими берегами,  непередаваемой красотой голубого простора великой украинской реки. 

  Ближе к ужину возвращаемся на пароход.    Чувствую запах, который не спутаю ни с каким другим.  Пропитывая речной воздух  дурманящим благоуханием,  по всему пароходу источается,  застывая на палубе,   сладкий, вкусный, абрикосовый аромат.   

 Палуба  заставлена крупными деревянными ящиками с абрикосами.  Они заполонили почти все ее пространство, оставив лишь место для скамьи, крепко прикрепленной  к полу.

       Сумерки сгущаются.  Вдвоем садимся на палубную скамейку. Нам, как никогда, хорошо вместе.  Молча любуемся закатным солнцем.  Мерное, плавное колыхание парохода, спокойная  зыбь Днепра, ночное небо, густо усыпанное россыпью сверкающих звезд, тишина, ароматное дыхание абрикосовового великолепия  создают особое очарование, ощущение сказочного эффекта.   Восторженно окунаемся в необычную атмосферу  упоительно-сладостной  магии ночи,   наслаждения друг другом.  Все завораживает, кажется нереальным, волнующим и вместе с тем притягательным, как и  умопомрачительный густой запах абрикос. Нам по 15 лет.

    В мальчике еще не проснулся пылкий юноша. Не то, что он  забитый или пришибленный. Слегка смущенный,  стеснительный, непрестанно краснеющий по всякому поводу.

        Девочка пока не созрела для кокетства.   Тоненькая фигурка в ситцевом платьице с вышитым воротничком, худенькие, угловатые плечи, остренькие  коленки. Чем могла молоденькая  инженю обворожить юношу? Ослепительной улыбкой или густыми длинными по пояс косами?  Может,  напевный голос  с мелодичными переливами  усиливал девичье очарование?      

О чём могут беседовать малознакомые дети целую ночь? Обо всём. Спорят, весело шутят, счастливо смеются. Сон бесследно исчез. Почему у влюбленных улыбка не сходит с лица? Наверное, со стороны они смотрятся как счастливо глупые.
 
       К утру потянуло свежестью от реки, становится довольно прохладно. Оба  продрогли от возникшего речного тумана, пронизывающего до костей.   Заметив, что девочка  поежилась от прохлады,  юный джентльмен неумело,  робким прикосновением бережно набрасывает на  плечи спутницы свой пиджачок. С милой непосредственностью она поправляет постоянно сползающий пиджак с хрупких плеч, поражаясь неизведанной ею предупредительностью и проявлением нежных чувств парня.  Мальчишеское лицо нежно склоняется над каштановой  головкой, и сердце девичье мгновенно замирает,  дрожь пробегает по телу от нечаянного, едва уловимого  касания. Оцепенела от нахлынувшей досады из-за  смятения неожиданно   происшедшего. Он же от неловких движений и близости подружки делает глубокий вдох, конфузится,  робеет и спешит удалиться на прежнее место. Густой румянец покрывает его лицо. Обоим становится неловко. Воцаряется недоуменное молчание. Пьянит и одуряет близость друг друга. А, может, насыщенный аромат спелых абрикосов продолжает дурманить влюбленные головы?
      
    Ночь для них оказалась  слишком короткой. Утро начиналось яркой зарей на востоке,  солнце улыбнулось, туман растаял без следа.   Пароход, издавая протяжный трубный звук, медленно приближался к пристани. Жгучее волнение охватывало обоих:  близилось время расставания для пары, подружившейся в круизе. Юные создания не смели коснуться руки друг друга. По - детски наивный, пугливый и трепетный, несмелый  взгляды прощались невозвратно.

       Прошли годы. Но на всю жизнь остаются воспоминания  о  ночи  блаженства, неуловимо чарующей, пронесшейся как  чудное мгновение и запавшей в память навсегда. Днепр, достойный восхищения.  Всплеск воды за кормой. Блестевшая серебром лунная дорожка на водной ряби. Предрассветная дымка. Розовый рассвет. Романтико - платонические отношения.  Первозданная чистота помыслов.   Нежные взгляды. Робость и нежность прикосновений. Душевный восторг. Явственно ощутимый сильный дух абрикос.


Рецензии
Очарована я Вашим, Галина, "Абрикосовым очарованием"! Мне, выросшей в абрикосовом краю, на берегу Днепра южной Украины, всё понятно и близко в Вашем рассказе. Вы замечательно объединили абрикосовым ароматом и вареньем, которому нет равных среди всех варений, три новеллы, три периода юной впечатлительной , поэтической и восприимчивой ко всему прекрасному души. Красивый язык, щедрое описание природы и первых чистых чувств. Здорово!
Позволю себе привести свой синквейн "АБРИКОСОВЫЙ РАЙ", написанный в Никополе в 2013 году:
"Никополь,
июльский , жаркий,
дышит, дразнит, опьяняет
спело-нежным абрикосовым дурманом.
Благодать!"

В тот мой приезд город был так усыпан спелыми плодами, что невозможно было пройти по тротуару, не наступив на них. И так повторяется почти каждый год. Разве что раннее цветение не погубят внезапные заморозки.

Галина Лагутина   07.02.2016 14:56     Заявить о нарушении
Ой, Галина! Вот и не скажешь, у кого больше, у автора рассказа или у отзыва столько поэтики, вкуса, чувственности, проникновенности и фантастически красивого описания абрикосового очарования...Оказалось, что мы с вами не только именами, но и любовью к абрикосам сроднились. Поражаюсь вашей способности донести до читателя свои мысли и чувства без дежурных фраз.

Галина Горбунова   07.02.2016 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.