100. В. Агошков. Ещё о дате освобождения Тросны

100. В.Агошков. Ещё о дате освобождения Тросны

|№ 21. Докладная записка ОКР «Смерш« 16-го танкового корпуса начальнику ОКР «Смерш« 2-й танковой армии С.Н. Маковлеву о ходе I наступательных боевых действий 22 июля 1943 г.
23 июля 1943 г. Совершенно секретно
22 июля части 16-го тк вместе с другими частями 2-й та после передислокации [из] района Троены в район Чернь начали наступление на противника в северном направлении на Кромы.
Дата не указана.
65
 
Первый день наступления желательных результатов не дал, части корпуса за день продвинулись всего на 2–4 км, встретив сплошные минные поля и упорное огневое сопротивление противника.
Руководящие штабные работники 16-го корпуса считают, что оперативное наступление начато с опозданием, что следовало начать наступать 21.VII, сейчас же после сосредоточения частей (части были полностью сосредоточены к 12.00 21.VII).
Начало наступления 22.VII дало возможность противнику подготовить и подвести свежие резервы (одну пехотную и одну танковую дивизии) и этим самым не дать возможности корпусу и всей армии в целом осуществить прорыв.
Это мнение полностью подтвердилось 22.VII при опросе пленных о том, что противник, узнав о скоплении наших войск в лесу, в течение конца дня 21.VII и ночи на 22.VII подвел свежие резервы и встретил нас мощным огнем.
После того как был получен приказ о том, что части армии готовятся к вводу в прорыв, я лично проинструктировал всех начальников отделов и всех оперуполномоченных корпусных частей о тех задачах, какие перед нами стоят в части захвата органов гестапо, полицейских и других пособников немцев и захвата документов.
После приезда опергруппы армии во главе с зам. нач[альника] Отдела «Смерш« армии гв. майором т. Шевченко все работники были еще раз предупреждены в свете плана опергруппы.
Перед началом атаки 22 .VII все работники еще раз мною подробно инструктировались в этом же направлении.
Также составлен план опермероприятий на этот период и разработана схема связей между отделами корпуса, бригад и уполномоченных.
С командованием частей, и в особенности с политработниками частей, имеется полная договоренность об оказании помощи в этой работе.
Случаев членовредительства, дезертирства и измены Родине за день боя 22 .VII в частях корпуса не было.
К нам поступили материалы о резких антисоветских] высказываниях кр-ца Дубова из 15-й мсбр.
«Кр-ц Дубов 8–9.VII-43 г. пришел в окоп на оборону и принес власовскую газету, в присутствии мл. сержанта Брылова и Борисова говорил: «Власов прав, путь его правильный, он воюет за освобождение русского народа, у него много наших, которые перешли к немцам, все они воюют против большевиков« и на вопрос «Откуда ты это все знаешь?« он ответил: «Об этом сам Власов в газетах пишет«. При этом добавил: «А что нам дала Советская власть? Что нам в колхозах
66
 
хорошо жилось? Хлеба вдоволь не хватало«. Я сказал Дубову, что у нас в колхозе на Кавказе получали 10–11 кг хлеба на трудодень. Дубов сказал: «Этому я не верю«. И на второй день также вел разговор и сделал заключение, что Власов все-таки прав«.
(Из донесения] рез[идента] «Власова« от 14.VII-43 г.).
Нами дано указание отделу «Смерш« бригады этот факт задокументировать и [при] подтверждении арестовать.
Нач[альник] отдела контрразведки
НКО «Смерш« 16-го т[анкового] к[орпуса]
майор
Дорфман
ЦА ФСБ России, ф. 42, on. 186, д. 22, л. 113–114.
Копия,


Из Интернета.


Рецензии