101. В. Агошков. Тросна. Далась победа нелегко!

101. В.Агошков. Тросна. Далась победа нелегко!



№ 24. Из спецсообщения ОВЦ 70-й армии начальнику ОКР «Смерш« армии И.И. Ермолину о реагировании военнослужащих на ход боевых действий на Орлове ко-Курском направлении с 20 по 25 июля 1943 г.
Не ранее 25 июля 1943 г.1 Совершенно секретно В основном из личной переписки видно, что 90% корреспонденции исходит положительного и патриотического характера.
Приводим характерные отдельные высказывания положительного и отрицательного характера.
Датируется по содержанию.
70
 
Положительные высказывания;
Отправитель: п/п 73491-к, Дорфман И.Я. Получатель: УдмАССР, Дорфману. «...Мне выпала честь сдержать натиск вместе со всей Красной Армией немцев на Орловско-Курском направлении, а теперь мы их уничтожаем, окружаем. Не выпустим их из Орловского мешка, близится час победы!«
Получатель: г. Ташкент, Скворцов С.Н. Отправитель: п/п 36973-п, Титовский Ф.А. «...Я сейчас на Орловско-Курском фронте, может, вы и знаете Троснянский район, вот он с этого района и начал свою авантюру 5 июля. [В] 7.30 поднялась сильная артподготовка, и бросил несчетное количество самолетов, которые бомбили наш участок и 7 танковых дивизий, 1 мотодивизию, 8 пехотных дивизий, все это было брошено на протяжении 15 км; на такой узкий участок бросить такую технику и живую силу — представь себе, что здесь было. Вот здесь мы и были на этом участке, но ничего он не мог сделать, не устрашил советского воина, и теперь ему приходится круто, отступает на всех этих участках, и сделали ему мешок, из которого он не выйдет*.
Отправитель: п/п 08940, Пивоваров В.К. Получатель: Краснодарский край, Пивоваров Н.К.
«.. .Вы, может, читали в газете, что немцы, сосредоточив большое количество танков, самолетов, решили, паразиты, что они опять так пойдут, как они шли летом 41–42 гг., нонет, ничего не вышло. Несколько дней на нашем участке изматывали силы противника, а затем перешли в наступление. Да, дорогие, здесь были сильные бои за судьбу нашей Родины, и наши бойцы и командиры поклялись умереть, но не пустить врага дальше...«
Отправитель: п/п 03402-м, Гарбер И.А. Получатель: Молотовская обл., Гарбер Ю.А.
«. ..Но скоро начнется наступление фрицев, сообщалось1 об этом, ты уже знаешь из Информбюро, я тебе несколько фактов напишу о том колоссальном усилии, какое [пред]принимал враг, [чтобы] прорвать нашу оборону, и, как тебе уже известно, не добился никаких успехов, а наоборот, уже сегодня мы его отогнали на 10 км за его передний край и продолжаем медленно, но уверенно окружать его Орловскую группировку; это не Сталинград, это операция в несколько раз больше. Если в Сталинград самое большое было вылетов 1000, то здесь за день, на таком узком участке, было около 8000 вылетов, и бросил сотни танков, и ничего не мог сделать. Только одна наша дивизия за 5 дней
В документе ошибочно написано «сорвалось«.
71
 
уничтожила 132 танка, из них — 60% «тигров«, и около 11 тысяч фрицев и несколько десятков самолетов, и стали как гранит — ни шагу назад. Теперь уже не он, а мы наступаем. Вчера наша авиация давала ему жизни, без конца, шли наши бомбардировщики по 50–70 шт., эшелон за эшелоном. Я не знаю, что там от них осталось, они вояки, пока их не бьют, а как только им морду набьют, они уже не лезут обратно. Вот таковы наши дела. Наша Красная Армия доказала еще раз всем, в какую грозную силу она выросла, что мы уже не те, что были в 1941 г. и даже в 1942 г. Характерный случай, фрицы кричат: «Русь, сдавайся, это тебе не'зима«, а наши бойцы им кричат: «Это тебе не 1941 г., иди к нам, бросай оружие«. Тов. Сталин дал оценку хорошую за оборону, а в наступлении надо добиться оценки отличной. Окружить и уничтожить его Орловскую группировку — это будет такой для него удар, после которого он уже не оправится...«
Отрицательные высказывания:
Отправитель: п/п 68577, Чекалин И.Е. Получатель: Курская обл., Чекалин. «...Я пока жив и здоров. Что будет дальше под этой проклятой Тросной, и представить себе не могу. Дядю, Фрол. Мих., ранило под ней, а меня, вероятно, убьют. А все же люди идут грудью на гитлеровскую броню. Я получил от Смирновой К. письмо, которая мне сообщила, что папаша поехал в Курск, а Сивка остался дома. Это действительно черт знает что. Проклятие всем идиотам и гадам, которые творят такие безобразия...«
Отправитель: п/п 66930-г, Хряпкин И.Д. Получатель: Москва 33, Хряпкин. «...Мы сейчас пошли в наступление, у нас сейчас самое жаркое время. Дорогой брат, какое у нас сейчас на фронте положение, я даже не могу тебе передать, это один ужас, за время моего пребывания в армии я только что теперь увидел самое страшное, а поэтому я сейчас потерял всякую надежду остаться живым, временами доходишь до отупения...«
Отправитель: п/п 68564-с, Казеров Г.Г.
Получатель: МордАССР, Казерова.
«...Я вам сообщаю про свою жизнь. Жизнь у меня очень плохая,
и плохо на нашем направлении, очень сильный бой, и не знаю, останусь
живой или нет, положение трудное, вернусь или без ног и рук...«
Отправитель: п/п 03335-д, Куксин H.H. Получатель: Ростовская обл., Куксина.
72
 
«...Ты говоришь, что Вам пришлось переживать очень трудно, ничего, те ужасы, что пережил я, когда они приснятся ночью, то просыпаюсь в холодном поту, я стал почти совсем седой, ну, ничего, бог даст, увидимся, но навряд ли, потому что, где я нахожусь, мало кто останется жив...«
Отправитель: п/п 01165-п, Бегугин И.А.
Получатель: Сталинградская обл., Голицкий.
«...Дорогой Мих. Ив., ты бы на меня посмотрел, то, наверное,
не узнал, как я поправился в обратную сторону. На нашем участке идут
большие бои, и не знаю я, придется нам увидеться, что-то не верится.
Мы переживаем все невзгоды, жизнь в окопах «роскошная«.
Отправитель: п/п 71694-в, Неравный.
Получатель: Туапсе, Склярук.
«...Ну, еще неизвестно, жив ли я останусь. Мы сейчас ведем бои
большие с немцами, и может, все это к лучшему, страшно все надоело,
и конца краю не видно, проклятая война эта...«
Отправитель: п/п 24085–3, Челищев.
Получатель: Москва, Челищева.
«...Хочу я себя унизить' перед смертью, потому что в таком бою
все мы смотрим смерти в глаза, но я пока жив, часть моих товарищей
погибла, а часть искалечило на всю жизнь...
. ..А сейчас такие бои, что я не могу даже описать, как воины сдерживают натиск врага, самолеты с воздуха бомбят...«
Отправитель: п/п 01144-м, Мурыгин. Получатель: Воронежская обл., Мурыгина. «...Что с вами теперь вряд ли будет свидание, с 15 июля я нахожусь на передовой позиции, в воздухе шум самолетов, на земле шум пушек, и видно только один дым. Уже терпишь, нет сознания, и ожидаешь каждую минуту себе смерть, а поэтому прощайте, моя родная семья, жаль только своих малых детей, как будут жить без родного отца, сумлеваитесь вы сами, а мене вам надежды нет, через такую страсть не переживешь. Дойдет мое письмо, а меня и на свете не будет, всех моих товарищей из Ертиля убили, один я остался...« [...]
ЦАФСБ России, ф. 41, <т. 134,д. 10, я. 112–117.
Копия. Рукопись.
Так в тексте.


Из Интернета.


Рецензии