Ампутация ноги длиной 35 метров...

Дело было в декабре 1986 года. Вызывает меня главный врач и молвит, что предстоит мне сделать дело государственной важности.
Ха... мне ли будущему светилу отечественной медицины бояться выполнить такое дело?
А предстояло сопровождать в качестве врача
плавучую буровую установку в Баку и дальше она шла в Иран. Идти по Каспийскому морю.
Я никогда не был в море и никогда не был в Баку. Так что стимулы были.
Что вам сказать? Показали мне, так сказать,лазарет ПБУ.Это побольше современной Газели раза в три-четыре и напичкано разных аппаратов видимо-невидимо.И,самое главное,душ и ванна есть...при чём с горячей водой...Нет,вы можете себе представить Газель с ванной? А я воочию видел и даже искупался пару раз...
Не забываем выход в море - это не описать, но в силу одинакового пейзажа быстро надоело.
Прошла третья ночь. Наступило утро... и где-то полседьмого (полвосьмого) (за давностью лет могу ошибиться) ощущаю толчок и какие-то крики по внутреннему радио. Вскочил  в своём лазарете, но перпендикулярно стоять не получается - как-то так под градусом 20 приходится... выглядываю в иллюминатор..а там нога ПБУ (а в ней тонн 900) этакая кривая висит над камбузом...
Выбегаю из лазарета, кругом народ ходит с выпученными ничего непонимающими глазами и намечается паника.
К слову сказать, я в этих ходах, лестницах не очень разобрался и, как выйти на палубу (в смысле наружу) не могу сообразить.
В конце концов оказался в свободном пространстве. Вижу три ноги ПБУ целых и четвёртая согнутая(сломанная, я прикинул сразу сколько надо гипса для лонгеты ...),а в море вокруг нас два буксировщика круги нарезают. Сунули мне в руки спасательный жилет - давай читать инструкцию,как его одевать...Ну,да ладно, некоторые подробности опущу.Оказался я волею судьбы на одном из буксировщиков,которые превратились в спасателей.И вот тут-то началась у спасённых морская болезнь.Разумеется,все ко мне,мол,профессор, давай спасай. Нашёл кого-то  из экипажа (судно по приписке азербайджанское, а строилось в Финляндии) прошу, мол, парни у вас есть какая аптечка (с собой я только спирт взял). Заводят меня в какую-то каюту и высыпают целый мешок таблеток.
Ага... но проблема - я-то балакаю по-немецки, а там всё сплошь англейские названия и инструкции. Нахожу какие-то пакетики - там голова мужика нарисована и волны. Логика подсказывает - это то самое от качки, а разум твердит, а вдруг какое противозачаточное... И неизвестно поможет ли противозачаточное при морской болезни... Но логика говорит, если бы были противозачаточные, то там голова не мужика была бы...В общем, пробую - вкус, как у зубной пасты...Англичане не могли зубы что-ли на пакете нарисовать? Однако, как, ни странно от зубной пасты муторность пропала - раздал своим ... Скушали по пакету - повеселели... (вот так зарабатывается авторитет врача...).
В целом понятно всем - авария и ясно, что отправят нас домой.
Однако звучит громкий голос по местному рупору, что часть экипажа остаётся для ремонта и начинают перечислять фамилии. Мне ясно, что я для ремонта не гожусь и довольный предвкушаю поездку домой (море мне к тому времени уже совсем перестало нравиться), но ...звучит моё фамилиё...
(так врач узнаёт нужность своей профессии...).
Дальше потекли однообразные дни - днём  начальство совещается, что делать, а к вечеру и ночью, когда шторм начинается, начинаются ремонтные работы. И так 10-12 дней... Да..забыл, что мне ещё понравилось,когда нас снова на ПБУ отправили, что на вторую ночь после аварии вокруг нас я насчитал 36 кораблей...Я так понимаю для того,чтобы ежели чего удобнее было трупы собирать...Но красиво в море смотрится - в огнях всё...и понимаешь сразу,как государство о людях беспокоится...
Где-то на второй день прилетел один из союзных министров (фамилию хорошо помню, но не буду оглашать...).
Я вообще первый раз министра видел так близко воочию - анатомическое строение ничем не отличается от обычного человека ...
На следующий день вызывают меня в радиорубку.
Там мне кто-то сообщает, что сейчас с Москвой говорить буду, вроде как с минздравом СССР. Нет, вы поверите, что с  рядовым врачом кто-то там из Москвы говорить будет?
Вот и я не поверил. В общем, спрашивают меня чего мне нужно из медикаментов или ещё чего? Господи, за дурака меня держат что ли: где Москва и где я? Тем не менее, ответил так по мелочёвке. Часа через два вызывают на вертолётную площадку (теперь я понимаю, что заказанное мною в Астрахани набрали) и вручают там небольшую коробочку того, что я просил. Только после этого я понял какой я - дурак...
ЁПРСТ... да под аварию можно было просить, что угодно и сколько угодно, дабы и двух вертолётов не хватило бы для перевозки. Но, как мы понимаем: все мы - умные задним числом.
Дальше не так интересно было - пожар получился, потом пробоину получили в семь квадратных метров, но не утонули.
Одно из незабываемых впечатлений, когда 35 метров ноги отрезали и в море оное упало. Это означало, что приключениям приходит конец. И вот заход в бухту Баутино - земля, огни домов или там каких зданий - напряжение спало...
Это было одно из самых счастливых мгновений моей жизни - увидеть самое обычное какое здание с глазницами светящихся окошек.
Собственно работы мне,как врачу, немного было : лечить  начальников - у них непонятно от чего всё время давление поднималось.Правда,один раз пришлось всё-таки применить своё умение сшивать живые ткани организма человека - одному матросу буксировочный трос ( см.в 5-7) по кисти рубанул. Общий наркоз (по просьбе больного) был проведён техническим спиртом. Нахаляву выпил он  грамм 200 и молвил, что могу теперь делать с ним, что хочу...
Путешествие было закончено банально - вечером нас привели назад на завод, а уже через час я был на свадьбе у сестры...

Мораль такова:

Не всегда нужно с радостью идти (ехать) туда куда тебя посылает начальство.
Если тебя начальство (даже по рации) спрашивает чего тебе нужно - бери всё, даже, если оно тебе это и не нужно.
Пробовать на зуб, а уж тем более класть  в желудок незнакомые лекарства не стоит...
К чему я не был готов? К травмам - при серьёзной травме я бы ни чем не смог бы помочь. Но нас не учили в институте сопровождать ПБУ... и вообще до сих пор такая авария уникальна - ни до, ни после подобных аварий не было.
Сейчас бы я взял с собой полный набор для скорой помощи, реанимационный набор, противошоковые и противожоговые наборы, термоодеяла...

Пишу для молодых докторов - кто знает, как она судьба повернёт ... Поверьте, если не поддались панике, то вся каша, что в голове после вуза, в таких ситуациях упорядочивается - знания так и прут, а для претворения знаний в дело нужна база - медикаменты, оборудование... Мои оплошности при подготовке не привели к каким-либо осложнениям - повезло...
Надо, правда, понимать, что никто в то время не мог мне подсказать, что и как... Я это прошёл и имею право подсказывать...

Да…а ампутированная нога в 35 метров говорят до сих пор в море – на картах её место указано…


Рецензии