А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 49-50

                Раздел 7. Внутренний мир человека.

                Глава 53. Астрологическая сущность человека.

                «Если, возвышаясь, они получить желают великое счастье,
                рожденные под благими звездами в благой день и благое
                мгновение, то должны усердствовать в жертве, в получении
                потомства, пользуясь ранее приобретенной силой»
                (Махабхарата, Мокшадхарма, гл.180, шл.45-46)

      В предыдущих главах мы неоднократно говорили о Единстве Мира, о взаимосвязи человека, как одного из составляющих Единства, с окружающим Миром, о взаимодействии Планов человека с Планами Бытия и Сознания. Одним из примеров такой взаимосвязи является связь человека с видимым Космосом, и, в частности, со звездами.
      История человечества донесла до нас множество примеров того, что древние особое значение придавали влиянию звезд, планет, Солнца и Луны на судьбу. Древние звездочеты высчитывали будущий урожай, возможность начала или воздержания от каких-либо походов, выбирали благоприятное сочетание звезд и планет для рождения детей и др.
       Ранее мы также говорили, что основы астрологии, как основополагающей науки в данном направлении, известны были человечеству еще в древние времена. Но не всегда это влияние связывалось только со звездами.
      Так, например, с момента возникновения основ будущей отрасли науки - психологии, людей стали разделять по типам темпераментов1): холерики2), сангвиники3), меланхолики4) и флегматики5). Но, как признает сама наука, в чистом виде представители таких темпераментов встречаются крайне редко, а чаще всего мы можем наблюдать некие комбинации (смешание) характеристик соседних типов.
В «Мокшадхарме», относящейся к середине первого тысячелетия до н. э., одной из книг «Махабхараты», мы можем прочесть следующее:
«10. Без различия варн этот мир преходящий весь браминским
        Брама некогда произвел, но делами окрасились (варны).
11. Резкие и гневливые, любители вожделенья, насилия, наслаждений,
      Нарушив свой долг и обагрив кровью руки, до состояния
      кшатриев дошли такие брамины.
12. Желтые, занимающиеся скотоводством, живущие земледелием,
      Эти дваждырожденные, не устояв в своем законе, пришли к состоянию вайшьев.
13. Жадные, любители неправедности, врежденья, живущие разной работой,
      Черные, утратившие чистоту, пришли к состоянию шудр (такие) брамины.
14. Так, разделенные этими делами, пришли к окраске (варн) брамины,
       Не смогли постоянно следовать своим уставам в жертвах, обрядах.
15. Так эти четыре варны, владеющие речью Брамы,
      Древле произведенные Брамой, из-за жадности в неведенье впали.
16. Те, кто стоял в Правде (Тантре) Брамы - брамины; их подвиг не гибнет;
      Подобает всегда блюсти святое слово, самообуздание, обеты».(25,с.54)
В данных шлоках речь идет о 4 кастах (именуемых в тексте варнами), в которых все люди разделены на браминов, кшатриев, вайшьев и шудр.
Далее следует характеристика каждой из этих каст (варн):
«2. Кто обрядами рождения и прочими (таинствами) освящен, очищен,
       Предан изучению Вед, в шести (повседневных) делах утвердился,
3. Кто стоит в чистоте, благонравен, только остатками (жертв) питаясь,
                кем учитель доволен,
     Кто постоянен в обетах, почитает на высшее Правду, тот зовется брамином.
4. Правду, благожелательность, щедрость, совестливость, сострадательность, верность,
    Подвижничество кто проявляет, тот брамин - таково преданье.
5. Кто привычен к делу, порождающему разрушенье, изучению Вед причастен,
    Кто радуется раздаче и получению даров, тот кшатрий.
6. Кто радуется торговле, скотоводству, земледелию, чистый,
    Причастен к изучению Вед, тот познается как вайшья.
7. Кто рад всякой пище, всегда выполняет любую работу, нечистый,
    Покинувший Веды и благонравие, тот считается шудрой».(25, Мокшадхарма,с.56-57)
Как видим, к браминам относятся жрецы, владеющие словом Брамы, то есть высшими знаниями; к кшатриям - каста свободных людей, как правило, правителей и воинов; к вайшьям - каста свободных людей, занимающихся земледелием, торговлей, ремесленников, скотоводов; к шудрам - полусвободная каста слуг, как низшая характеристика падения.

      Данный анализ текстов позволяет сделать вывод о том, что первоначально все люди были на уровне состояния браминов, но в дальнейшем «своими делами» были переведены в разные касты (варны), что полностью совпадает с тем, что мы ранее говорили о влиянии Закона Кармы. Ранее мы также уже говорили, что касты первоначально определяли склонность или предрасположенность человека к определенному виду деятельности или месту в обществе. Это подтверждается самими же текстами «Махабхараты», свидетельствующими о бедных браминах, а, следовательно, группа каст не может рассматриваться как некое социальное устройство общества, как группа неких классов.

      «Но причем здесь звезды?» - спросит читатель.
      Для ответа на этот вопрос обратимся к истории познания Мира человеком.

      Обратив свой взор в ночное небо, человек изучал его, выявляя доступные для его восприятия закономерности расположения звезд, связывая их с процессами, явлениями и событиями, происходящими на земле. И хотя в большей степени древнего человека интересовало будущее в сферах охоты, скотоводства, земледелия и рыболовства, не оставались без внимания и социальные процессы, а также  судьбы отдельных людей. Несомненно, отдельные знания о положении звезд могли быть получены путем наблюдений и непосредственного опыта человека на протяжении нескольких поколений. Но никакие наблюдения, никакие случайно выявленные закономерности не могли составить целостную и глубокую науку (астрологию), которая могла бы учитывать и прогнозировать судьбы отдельных людей, сообщества или всего человечества. В основе такой науки могли быть только сокровенные великие знания, о наличии которых мы уже говорили ранее.

      Действительно, мы не можем отрицать взаимодействие планет, например, в нашей Солнечной системе, равно как и взаимодействие таких систем между собой. Также мы не можем отрицать взаимодействие людей между собой, равно как и взаимодействие человечества с землей. Почему же мы не можем признать возможность влияния звезд, созвездий, планет Солнечной системы на отдельно взятого человека? Только потому, что масса человека чрезвычайно ничтожна по сравнению с массой звезд или планет? Но отрицая возможность взаимодействия звезд, планет и человека, причем взаимного воздействия, мы будем вынуждены признать нарушение Единства, что невозможно. Любая частица Единства, как бы мала или велика она не была, взаимосвязана и взаимодействует со всем Единством, и наоборот.

      Человечеству известно влияние на него и на землю Солнца и Луны, и ни для кого не  является загадкой смена дня и ночи, приливы и отливы, изменение погоды и многие другие приметы. Современные исследования доказали влияние на человека вспышек солнечной активности, воздействие пролетающих мимо земли комет и астероидов и многие другие примеры, что подтверждает высказывание о взаимосвязи человека как с ближайшим Космосом, так и с далекими, порой даже мало заметными или даже невидимыми, звездами, планетами и космическими процессами.

      Наблюдая за годовым и ежедневным движением земли, нетрудно заметить, что в различный период своего движения Земля может испытывать различное влияние Космоса. Это в полной мере относится и к людям, населяющим землю. Например, два человека, живущие, один в Азии, а другой в Америке, в одно и то же время испытывают на себе влияние различных звезд, планет, а также Солнца и Луны. Но сила и степень этого влияния будет различна и определяться степенью влияния этих источников на каждого из них; непосредственно или опосредованно. Это не может не накладывать отпечаток на каждого из них как в данный момент, так и в процессе всей жизни. Это во многом определяется астрологической сущностью человека, то есть его космической предопределенностью и взаимосвязью с тем или иным положением Земли относительно звезд и планет.

      «Конечно, лучи Светил предопределяют течение нужных токов, и все предсказания так утверждаются. Так Светила все устремляют, исходя из предназначенного Космическим Магнитом. Потому начертанное Нашим Заветом можно отнести к назначенному Космическим Магнитом. Конечно, в рекордах Светил можно было найти исчисление посланных Нами избранных. Нами утвержденное явление исчислено».(18,ч.1,шл.315)

      Говоря о Планах человека, мы исходили прежде всего о их принципиальном строении и взаимодействии, а также о их роли в жизни человека. Мы также говорили о том, что на Планы человека оказывает влияние Карма, как воплощение космической справедливости на протяжении всех воплощений человека. Что же касается астрологической сущности человека, то она, не отнесенная ни к одному из ранее упомянутых Планов или тел человека, является своеобразной одной из завершающих составляющих воплощения и жизни человека, поскольку именно она определяет где, когда и каким суждено родиться человеку, какими качествами и способностями человек может обладать.

      Мало знать общую структуру Планов человека, их роль в его жизни, а также те причинно-следственные связи, которыми определяется будущее человека. Их можно считать той основой, которой в дальнейшем суждено воплотиться в физическое тело и прожить жизнь в качестве человека. Положение звезд предопределяет когда, где и какие люди, с каким соотношением энергий различных Планов и какой Кармой должны воплотиться и родиться, чтобы в наиболее оптимальных условиях суметь реализовать свое воплощение. И в этом следует отметить высочайшую мудрость и гармоничность Природы, которая всегда и во всем следует своим определяющим Принципам.

      «Творчество космического магнита так согласуется с течением Светил. Те задания, которые направлены к устремлению Материи Люцида, конечно, получают все тончайшие энергии. Луч созидающий так же будет и отражающим. Луч собирающий будет также и рассыпающим. Луч основывающий будет также и лучом разрушающим. Для созиданию лучшей формы нужно собрать лучшие комбинации.

      Для этой комбинации Космический Магнит собирает те сочетания, которые соответствуют этой формуле. Для этого человечество должно запомнить, что один и тот же луч трансформирует, очищает и отражает явление мысли, направленной к эволюции, имеет те же качества. Луч мысли могуч. Так созидание беспредельно!»(18,ч.1,шл. 314)

      Направляя человека для будущего воплощения и жизни на земле, Природой учитываются те задачи, которые предстоит решать данному человеку в этой жизни. Именно поэтому каждый из воплощающихся людей приходит на землю в определенную дату, которой и определяются склад его характера, определенные способности и другие характеристики. Ошибочно считать, что характер, способности и возможности человека формируются после рождения и развиваются в процессе жизни. Подобно тому, как если левшу с детства приучать писать, рисовать и работать преимущественно правой рукой, то в дальнейшем это отрицательно скажется на его нервной системе, поскольку это связано с переориентацией деятельности соответствующих областей мозга, так и пагубным может оказаться воспитание в человеке тех черт и качеств, которые ему не присущи от рождения. Можно ли любого человека сделать великим музыкантом или художником, даже если его всю жизнь обучать этому? Из него может получиться, в лучшем случае, посредственный музыкант или художник, но гениальность или одаренность к этому выработать невозможно.

      Если проанализировать последствия рождения людей в ту или иную дату, то, обращаясь даже к существующим гороскопам6) , можно заметить, что характер, способности и возможности каждого из представителей знаком Зодиака отличаются друг от друга, а отдельные характеристики совпадают с тем, чем обладает в действительности человек.

      Надо сразу оговориться, что все публикуемые ныне гороскопы не только не способны дать точную характеристику представителя каждого знака Зодиака, но и порой могут содержать характеристики, чуждые конкретному человеку. Это объясняется, прежде всего, тем, что попытка создать общую характеристику представителей одного знака Зодиака невозможно. Ведь люди, родившиеся в первый день знака Зодиака, в середине и в последний день знака будут существенно отличаться друг от друга: первые в большей степени тяготеют к предшествующему знаку, последние к последующему знаку, а средним, как правило, присущи признаки этого самого знака. Но и это еще не все препятствия к составлению гороскопа. Для того, чтобы определить точную характеристику личности, необходимо максимально точно знать не только дату, но и максимально точное время и место рождения, поскольку два человека, родившиеся в один и тот же день и в одно и то же время на противоположных концах земли испытывают разное воздействие Космоса. Кроме того, различие по годам также накладывает на себя определенные отпечатки в судьбе человека. Если рассматривать, например, китайский гороскоп, то два человека, родившиеся в год Крысы и в год Обезьяны даже в один и тот же день года, в одном и том же месте, будут обладать различными характеристиками. Это объясняется тем, что при всей схожести траектории движения земли вокруг Солнца, влияние Космоса (звезд, планет, созвездий) на землю в разные годы будет различным хотя бы в силу того, что сама Солнечная система также вращается, а следовательно и положение земли и воздействующая на нее и рождающихся людей информация будет различной.

      Все гороскопы основаны на принципе цикличности (12 циклов) вращения Земли вокруг Солнца и самой Солнечной системы. Эти циклы условно принято считать, примерно, равными 1 году и 30 дням, хотя в действительности это не так. Например, Новый год по китайскому или японскому календарю для каждого года приходится на разные даты.

      Для того, чтобы хотя бы приблизительно точно составить гороскоп, например, для человека, родившегося 30 августа 1956 года в 16.30 в районе Алтая (Россия), необходимо точно высчитать положение Земли именно в это время относительно планет Солнечной системы, Луны и самого Солнца, учитывать положение созвездий Льва, Девы и Весов, а также знать соответствующую дату по китайскому календарю года Обезьяны. И только тогда, обладая точным описанием того, какой из параметров оказывает то или иное воздействие на человека, можно более правдоподобно сказать о судьбе этого человека. (К сожалению, таких точных описаний современные гороскопы практически не содержат, и лишь отдельные астрологи способны составить более или менее правдивый гороскоп. Именно поэтому в этой книге мы не будем специально останавливаться на характеристиках представителей различных знаков Зодиака).

      Астрологическая сущность человека определяется со дня его рождения. Сам факт зачатия ребенка еще не означает, что плод уже обладает такой сущностью, поскольку судьба будущего ребенка закладывается с момента, когда душа, которая будет воплощаться, входит в уже существующий плод.

       Но даже если мы будем знать с большой степенью достоверности свой гороскоп, то это лишь дает нашу характеристику, нашу судьбу. Для того, чтобы правильно следовать своей судьбе, своей Карме и выполнить свое предназначение, человеку необходимо учитывать, насколько на характеристику его гороскопа оказывают воздействие звезды в остальные дни года и остальные года 12-летнего цикла. Проживая каждый день года, и проходя из года в год в новые знаки, мы каждый день испытываем на себе как положительные, так и отрицательные воздействия звезд. Именно этим и объясняется различное воздействие на каждого человека условий, характерных для того или иного дня года, а также самого года. (Точнее, следует говорить не о положительном или отрицательном воздействии, а о благоприятном или неблагоприятном влиянии на человека того или иного знака. При благоприятном влиянии человек оказывается в условиях, когда течение его судьбы и реализация причинно-следственных связей происходит в оптимальных или даже в наилучших условиях. При неблагоприятном влиянии на течение судьбы человека, ему либо приходится затрачивать дополнительные усилия для достижения положительных результатов, либо он может вообще оказаться в ситуации, когда достижение такого результата вообще невозможно, а ему даже необходимо подумать о сохранении здоровья или жизни.)

      Этим и объясняется тот факт, что древние жрецы, а позднее и звездочеты, внимательно анализировали изменения в положении звезд и их влияние на судьбу того или иного человека, рекомендуя ему совершать или воздержаться от совершения каких-либо действий. История знает немало примеров, когда нарушения таких рекомендаций влекли отрицательные последствия для целых государств. Затмение Солнца, различное сияние планет, их положение на небе, появление комет часто считалось дурным предзнаменованием, а все мероприятия, начинаемые в этот период, как правило, заканчивались неудачей по самым необъяснимым причинам. В действительности все объяснялось тем, что влияние таких «аномальных» явлений определялось неблагоприятным воздействием на всю землю. Те, кто в этот период воздерживался от какой-либо активности, поступали мудрее, нежели те, кто предпринимал какие-то масштабные или локальные мероприятия (походы, коронации, свадьбы, зачатие и др.). Ведь ни одно воздействие в Мире не проходит бесследно, а, следовательно, отрицательное воздействие таких явлений рано или поздно явит свой результат в какой-то причинно-следственной связи с отрицательной направленностью.

      Если обратиться к знакам Зодиака, то все 12 знаков (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы) принято разделять на 4 группы, с каждой из которых связывают характеристику одной из четырех стихий: огонь (Овен, Лев, Стрелец), воздух (Близнецы, Весы, Водолей), вода (Рак, Скорпион, Рыбы) и земля (Телец,  Дева, Козерог).

                Скорпион     Весы
                Стрелец                Дева


              Козерог                Лев

              Водолей                Рак


                Рыбы                Близнецы

                Овен          Телец   
   Рисунок 90

      (Данная схема знаков Зодиака изображена чисто схематически, с некоторым смещением всех знаков относительно их реального места по кругу. В данной книге мы не будем анализировать точное положение знаков, поскольку это является темой отдельного разговора, и к ней автор будет обращаться в последующих своих работах. Сейчас нам достаточно даже такой схемы, чтобы понять общий принцип расположения и взаимосвязь знаков.)

      Таким образом, в каждой из этих групп, оказывается по 3 знака. В свою очередь, каждый из этих трех знаков характеризует степень проявления данной стихии в той или иной группе: первый знак в каждой группе  (Овен, Близнецы, Рак и Телец) - представитель стихии в ее первичном (стабильном) проявлении; второй знак в каждой группе (Лев, Весы, Скорпион, Дева) - представитель стихии в ее совершенном проявлении; третий знак в группе (Стрелец, Водолей, Рыбы, Козерог) - представитель стихии в переходном состоянии в следующий вид стихии. Иначе говоря, можно говорить о слабом, оптимальном и сильном проявлении (значении) стихии, выраженных в том или ином знаке.

       Используемый в построении знаков Зодиака 12-ричный цикл несет в себе не только привычное для нас разделение года на 12 месяцев, но имеет скрытый (оккультный) смысл. Из данной схемы можно вывести не только механизм образования различных фигур (крестов, звезд и др.), но и с ее помощью объяснить проявление тех или иных Принципов, взаимодействие Планов Бытия и Сознания, а также многое другое. В данной главе пытаться раскрыть его не представляется возможным, поскольку это заняло бы слишком большой объем, да и не является целью данной главы.

      Вместе с тем влияние 12-ричности Зодиакального круга может просматриваться не только в течение года (по месяцам), но и в более меньших временных отрезках. Разделив, например, каждые сутки на 12 часов, мы также можем проследить влияние того или иного знака Зодиака на любого человека, поскольку каждые 2 часа проявляется воздействие одного из знаков. По такому же принципу, как мы уже говорили, разделены и годы по китайскому гороскопу, следовательно, происходит наложение воздействие не только ежедневных, но и ежемесячных, ежегодных воздействий Космоса на каждого человека.

      (Даже сама жизнь человека может быть разделена на различные циклы. Так, например, в «Махабхарате» мы можем обнаружить, что вся жизнь человека делиться на 4 основных периода (ступени жизни7)): ученичество, домохозяин, пустынножитель (отшельник) и странник. И хотя данные ступени жизни не ограничены конкретными временными рамками, сами по себе эти ступени подразумевались как обязательные (первые три) и возможная  - последняя.)

      Если мы обратимся к существующим ныне гороскопам, то, даже, несмотря на их относительность и неточности, можно заметить, что принадлежность человека к какому-то знаку Зодиака во многом предопределяет не только его психологическую характеристику, темперамент, но и его возможное место в обществе. Склонность к тому или иному виду деятельности, особенности поведения, а также определенный склад ума, несут на себе отпечаток, как прошлых воплощений (Кармы), так и определенную предопределенность настоящей жизни, что и составляет его астрологическую сущность.
«Назначение человека на планете мало понимается. Явление космического существа, конечно, должно иметь предопределение, но человечество так слепо устремлено к своему узкому горизонту, что не может прозреть свое космическое назначение. Творчество Космоса дает назначение даже самому малому червю. Все в Космосе творит с назначением в так же, как явлена относительность человека к низшим существам, так же существует относительность высших сфер. Творчество космического магнита предопределяет каждое действие и роль, которую суждено сыграть существам. Потому сферы человеческие назначаются для сотрудничества. Великий разум напрягает все космические сферы, потому назначение человека имеет, как основание, сотрудничество и красоту Беспредельности!»(18,ч.1,шл.316)

      Человечество, стремясь постичь или создать идеальную модель общества, часто говорит о равенстве людей и свободе развития каждого. Современные концепции социального устройства и развития личности категорически возражают против какого-либо изначального ограничения возможностей человека занять любое место в обществе, рассматривая это как покушение на свободу личности. Однако при этом совершенно не учитываются кармические и астрологические особенности каждого человека. В этом плане ранее рассмотренное деление людей на касты (варны) приобретает важное значение, поскольку содержит в себе предрасположенность человека к той или иной деятельности, определенные возможности и способности. И, как говорилось ранее, такое деление людей по способностям носит сугубо индивидуальный характер и не может носить наследственный характер.

      В следующих разделах книги мы еще будем говорить об изначальной предрасположенности человека к различным видам деятельности и о некой предопределенности личности в ее социальном положении. Сейчас лишь кратко укажем, что нет ничего противоестественного в том, что люди рождаются с определенными психологическими возможностями и социальными задачами: одни рождены быть мыслителями, другие - руководителями, третьи - творческими личностями, а четвертые - исполнителями. Гораздо более противоестественно, когда та или иная личность занимает место в обществе не свойственное ее возможностям и способностям. Можно ли считать правильным, когда общество руководят люди, совершенно не имеющими к этому ни каких способностей, или когда культуру «развивают» люди, далекие от нее? Достаточно вспомнить, чем обернулось для общества ситуация, сложившаяся в бывшем СССР, когда формально страной управляли народные избранники, выбранные за достижения в своей трудовой деятельности. Знаменитый токарь, хлебороб, ткачиха или работник иной сферы народного хозяйства оказывался совершенно не способным решать проблемы государственного масштаба. Фактическое же руководство государством осуществляли люди, которые чаще всего вообще были далеки от способности к государственной деятельности. (Об этом более подробно мы еще будем говорить в последующем в двух последних разделах книги.)

      Таким образом, познание астрологической сущности человека способно не только помочь ему раскрыть и развить свои способности, но и создать условия для более полной и эффективной реализации своих эволюционных задач, разрешению кармических причинно-следственных связей и гармоничному развитию своих Тонких Планов.

                Список использованной литературы

1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
     Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17.    -    "    - ,           Агни-Йога,           -     "     - .
18.    -   "     - ,           Беспредельность, -    "    -.
19.    -    "    -,            Иерархия,              -    "    -.
20.    -    "    -,            Сердце,                -    "    -.
21.    -    "    -,            Мир Огненный,    -    "    -.
22.    -    "    -,            Аум,                -    "    -.
23.    -    "    -,            Братство,                -    "    -.
24.  Е И. Рерих,  Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25.  Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26.  Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27.  АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28.  В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая  школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
      т ом., М, 1963-1966, т.4.
29.  Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30.  К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31.  Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33.  Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская  энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44.  И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45.  Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 20 октября 2013 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии