Моя заметка в газету

                Дорогая  редакция!
   В  №  8  за  этот  год  было  опубликовано  письмо  В. Устинова  «Крестьянин     надежда  России». Это  письмо  стало  откликом  на  моё  «выступление», в  котором  я  пытался  пояснить, почему  любая  официальная  религия  является  опорой  государственной  власти, служит  интересам  правящего  класса.
   Не  ожидал, что  моя  заметка  может  вызвать  такую  реакцию  категорического  несогласия.
   Хоть  и  говорят, что  «в  споре  рождается  истина», не  люблю  я  спорить, не  люблю  навязывать  свою  точку  зрения. Но  на  письмо  Устинова  решил  всё-таки  ответить, потому  что  человек  искренне  переживает  за  судьбу  России, судьбу  русского  крестьянства.
   И  это  понятно. «Крестьянскую  Русь»  читают, в  газету  пишут  близкие  по  мировоззрению  люди, переживающие  за  страну, за  судьбу  деревни  и  крестьян. Те, кто  не  любит  крестьян     читают  другие  издания.
   Вот  и  я  всей  душой  за  возрождение  русской  деревни, за  усиление  роли  крестьян  в  общественной  жизни  страны. Собственно, с  Устиновым, с  его  оценкой  крестьян  и  их  роли  в  судьбе  России  я  полностью  согласен. Вот  только  выводы  инженер  из  Жуковского  делает, очевидно, не  правильные. И  его  мнение  имеет  довольно  распространённый  характер.
   Безусловно, весь  образ  жизни  русского  крестьянина  был  пронизан  христианской  верой, православные  почитали  и  исполняли  заповеди  Иисуса  Христа. Вера  помогала  выдерживать  крестьянам  многочисленные  испытания. И  эту  веру  несла  в  народ  церковь, которая  занималась  нравственным  воспитанием  человека  на  религиозной  основе, направляя  его  поведение  в  определённое  русло.
   Священники  внушали  крестьянам, что  власть  царя  и  помещиков  установлена  Богом. Православное  воспитание  было  тем  «живительным  потоком  сил  и  энергии», который  поддерживал  власть  помещиков, помогал  держать  в  повиновении  огромную  массу  совершенно  бесправных  тружеников  земли.
   Именно  об  этой  роли  церкви  я  и  говорил, совсем  не  желая  как-то  обидеть  людей, верящих  в  Бога, почитающих  и  исполняющих  заповеди  Христа. Я  пытался  объяснить, почему  церковь  вмешивается  в  мирские  дела, почему  во  все  времена  власть  опиралась  на  церковь, а  церковь     служила  власти.
   Жизнь  крестьян  была  тяжелой  всегда. О  страданиях  и  бесправии  русского  крестьянина  сказано  очень  много. Почитайте  хотя  бы  исторические  очерки  о  деревне, произведения  классиков.
   О  деревенском  укладе  жизни  рассказывал  мне  и  мой  отец. Ребенком  он  застал  стариков-крестьян, которые  помнили  ещё  крепостное  право. Батя  любил  слушать  их  рассказы  о  тяжёлой  крестьянской  доле. Изнурительный  труд  и  нищета, полное  бесправие. Помещики  смотрели  на  крестьян  как  на  свою  собственность, почти  как  на  скотину.
   Однако  и  после  отмены  крепостного  права  жизнь  крестьян  сильно  не  улучшилась. Не  имея  своей  земли, бывшие  крепостные  опять-таки  были  вынуждены  батрачить  на  помещиков.
   Изнурительный  труд  на  барина  и  единственная  отрада  по  воскресеньям  и  праздникам     поход  в  церковь, где  батюшка  окажет  психологическую  помощь, пообещав  за  праведный  труд  вечное  блаженство  в  раю  после  смерти.
   Действительно, нищий, бесправный  несчастный  крестьянин  находил  утешение  только  в  религии. Священники  же  внушали  людям  смирение  и  покорность.
   Именно  поэтому  негативное  отношение  к  попам  испытывали  многие  думающие  люди. Вспомним  хотя  бы  известные  всем  нам  произведения  Пушкина, Некрасова, Толстого. Не  зря  же  Лев  Николаевич  Толстой  считал, что  официальная  религия     безумие. Он  хотел  создать  новую  религию, которая  должна  была  бы  обеспечить  справедливость, достойные  условия  жизни  крестьян. Толстой  призывал  вернуться  назад  к  природе, хотел  слиться  с  крестьянской  душой, уйти  от  несправедливого  общества.
Однако  толстовство  было  запрещено  на  Руси, а Льва  Николаевича отлучили  от  церкви. Конкуренция  нашей  церкви  не  нужна.
   Почти  во  всех  странах  официальные  религии  стоят  на  страже  интересов  власть  имущих, на  страже  интересов  богатых  людей.
   Весьма  популярный  в  современном  мире  Ошо  высказывался  о  религии  весьма  категорично. Он  считал, что  священники     самые  хитрые  люди  в  мире. Священники  и  политики  делают  человека  слабым, чтобы  управлять  им. Для  этого  держат  его  в  невежестве, постоянном  страхе. Ошо  утверждал: официально  установленные  религии  приносят  успокоение, усыпляют, обеспечивают  спокойное  существование  в  рабстве. Религии  являются  наркотиками, вызывают  слепоту, оглупляют  народ. Глупым  человеком  легче  управлять, его  легче  обмануть
   Вот  и  в  России  священники  были  тормозом  на  пути  борьбы  простых  людей  с  самодержавием, тормозом  в  борьбе  с  властью  богачей. Поэтому-то  большевики  и  боролись  с  религией.
   Подножку  существовавшему  режиму  и  безраздельной  власти  помещиков  нанесло  Кровавое  Воскресение  в  1905  году, когда  была  расстреляна  мирная  религиозная  демонстрация. Расстрел  затронул  в  основном  рабочие  семьи, но  эхом  прокатился  по  всей  России, по  всем  деревням.
   Многие  усомнились  тогда, что  существующий  порядок  угоден  Богу, поняли, что  заповеди  Иисуса  Христа, вера  в  Бога  и  высшую  справедливость     это  одно, а  использование  веры  для  эксплуатации  людей     это  совсем  другое.
   Ослабла  вера  в  царя  как  «помазанника  божьего»     возникла  революционная  ситуация  и  царя  вскоре  свергли.
   В  том, что  православная  России  поддержала  большевиков  нет  ничего  удивительного. Ведь  Иисус  проповедовал  идеи  справедливости  и  равенства. Эти  идеи  взяли  на  вооружение  коммунисты. Коммунистическая  идеология  вовсе  не  противоречила  заповедям  Господним.
   «Атеистический  террор»  нанёс  удар  не  столько  по  вере, сколько  по  носителям  этой  веры, по  церкви  и  священникам. Настоящий  русский  человек-труженик  никогда  от  веры-то  и  не  отрекался. И  пусть  эта  вера  несколько  видоизменилась, но  люди  продолжали  жить  преимущественно  по  Божьим  заповедям, не  греша, сохраняя  веру  в  душе.
   И  хотя  коммунисты  сделали  ставку  в  первую  очередь  на  рабочих  и  индустриализацию  страны, но  и  крестьяне  получили  надежду  на  лучшую  жизнь  на  земле.
   Спустя  непродолжительное  время  после  изнурительной  гражданской  войны  появились  вполне  зажиточные  селяне.
   Конечно, и  в  советские  времена  жизнь  крестьян  была  не  простой. Много  ошибок  допустили  руководители  первого  в  мире  социалистического  государства, можно  привести  пример  хотя  бы  коллективизации. Но  деревня  жила.
   Вспомните  застойные  времена. Было  немало  преуспевающих  сёл. Поля  обрабатывались, фермы  работали, колхозники  получали  зарплату. Конечно, был  и  отток  из  деревень. Но  урбанизация     неизбежный  естественный  процесс. Нет  ничего  плохого  и  в  том, что  в  город  ехала  наиболее  талантливая  молодёжь. Сколько  прекрасных  учёных, артистов, политиков  и  спортсменов  были  выходцами  из  деревни  и  прославили  Советский  Союз.
   В  то  же  время  в  передовые  хозяйства,  в  колхозы-миллионеры  охотно  приезжали  люди  даже  из  городов.
   Деревню  подкосили  именно  ельцинские  «реформы». Страна  погрязла  во  лжи, обманом  был  осуществлён  переход  от  социализма  к  дикому  капитализму. Но  и  сейчас  политика  государства  продолжает  оставаться  направленной  на  получение  фантастических  прибылей  отдельными  гражданами  за  счёт  ограбления  основной  массы  населения. Деревня  отдана  на  разграбление  спекулянтам  и  переработчикам. Производство  молока, зерна, мяса  не  выгодно.
   У  сельской  молодёжи  нет  ни  работы, ни  перспективы. Люди  спиваются  или  бегут  от  невыносимых  условий  жизни. Оставшиеся  же  в  деревне  колхозники, чтобы  поднять  семью, вынуждены, надрываясь, тянуть  непосильное  хозяйство, отдавая  молоко, мясо  и  другие  сельхозпродукты  перекупщикам  за  копейки.
   Вдоволь  намучавшись, даже  искренне  преданные  родной  земле  труженики  в  поисках  заработка  всё  же  вынуждены  уезжать  в  город. Деревни  вымирают. Но  деревню  можно  и  нужно  возродить.
   Устинов  как  и  некоторые  другие  люди, переживающие  трагедию  русского  крестьянства, связывают  возрождение  деревни  с  возрождением  православия.
   Однако  возрождение  крестьянства  не  имеет  прямого  отношения  к  возрождению  церкви. Да, религия  может  примирить  голодного  человека  с  его  бытом, но  возродить  деревню  она  не  в  состоянии!
   Сейчас  говорят, что  народ  возвращается  к  вере  в  Бога. Но  не  отрекался  простой  народ  от  заповедей  Христовых! Политика  властей  противоречит  интересам  крестьян, она  способствует  не  столько  возвращению  веры, сколько  усилению  роли  церкви  в  жизни  людей. Насаждение  водки  и  религии  выгодно  богачам. Потому  что  пьяным  и  суеверным  тружеником  легче  управлять, его  легче  обманывать.
   Посмотрите, что  происходит. Церквей  становится  всё  больше, а  деревень  всё  меньше. Насилие, чудовищные  преступления, которых  почти  не  было  в  «безбожном»  Советском  Союзе, стали  нормой  нашей  жизни.
   Нельзя  возродить  деревню, заставляя  людей  работать  почти  бесплатно  или  только  за  какую-то  идею. Даже  подвиг  отдельных  личностей, всё  ещё  сохраняющих  долг  верности  родной  земле, не  может  переломить  тенденцию  разрушения  деревень.
   Любовь  к  земле  должна  быть  подкреплена  сносными  условиями  труда. Будет  работа  с  нормальным  заработком, сопоставимым  с  городскими,     люди  перестанут  уезжать, наоборот, потянутся  назад, на  землю.
   Я  знаю, что  многие  городские  жители  охотно  вернулись  бы  на  село  и  с  удовольствием  работали  бы  на  земле, если  бы  видели  перспективу  для  себя  и  своих  детей. Очень  многие  жители  больших  городов  мечтали  бы  работать  на  земле, но  не  имеют  для  этого  возможности.
   Пока  власть  плюёт  на  деревню,  пока  священники  поддерживают  такую  власть     деревню  не  возродить  даже  на  православной  основе.
   Крестьянам  надо  учиться  отстаивать  свои  права. Изгонять  обнаглевших  перекупщиков, добиваться  прямого  выхода  на  городские  торговые  сети, устраивать  акции  неповиновения, пикетирование  государственных  учреждений. Нужно, чтобы  власть  стала  считаться  с  нуждами  селян.
   И  пусть  это  не  кажется  парадоксальным, но  в  настоящее  время  в  большей  степени  отстаивают  интересы  крестьян, а  значит  способствуют  возрождению  деревни, вовсе  не  священники, а  коммунисты. Партия  очистилась  от  карьеристов, остались  люди, искренне  борющиеся  за  социальную  справедливость  и  равенство. Неудивительно, что  коммунисты  пишут  в  «Крестьянскую  Русь», любят  и  уважают  вашу  газету.
   Чтобы  любить  землю  необязательно  быть  глубоко  верующим  православным  человеком  и  строго  следовать  проповедям  священников.
   Впрочем, я  за  веру, за  соблюдение  христианских  заповедей. Пожалуйста, ходите  церковь, верьте  в  Бога, но  не  гоните  тех, кого  вы  не  считаете  по-настоящему  православными, не  выражайте  категорическое  несогласие  людям, которые  не  разделяют  вашу  точку  зрения, попробуйте  уважать  атеистов  и  тех, кто  исповедует  другую  веру. Среди  них  есть  не  мало  достойных  людей, душой  болеющих  за  крестьян, способных  много  доброго  сделать  для  русской  деревни.


Рецензии
Прекрасная статья!
Можно использовать выдержки из неё?

Саша Щедрый   13.11.2021 13:49     Заявить о нарушении