Кое-что об эволюции человека

Я вряд ли с хода могу представить другие создания человеческого гения, где бы величие и очевидная необходимость для  людей так причудливо соединялись с пороками общества да ещё и с рабской зависимостью от них, то есть компьютеров, автомобилей и мобильных телефонов.

*  *  *
Ни с кем и ни при каких обстоятельствах не соглашусь, что печатное издание книги, «живую» музыку или шедевр в картинной галерее можно заменить электронными аналогами. Слов нет, электроника нужна, даже необходима в море информации нашего насыщенного ей времени; она как лоцман, как луч маяка в темноте. Одно лишь неподвластно ей – одухотворить «оцифрованные» книги или произведения искусства. Между тем, душа зримо присутствует в запахе типографской краски, таинстве уединения с книгой или перелистывании её ветхих страниц, в мощной, всепроникающей органной музыке Баха в Домском соборе, в исполнении симфоническим оркестром жизнеутверждающего Первого концерта Чайковского. А в росписях Сикстинской капеллы, фресках плафона «Страшного суда»?
Вот как описывает свою встречу с Микеланджело известный искусствовед И. Долгополов:
«Нет, никогда не забыть тот светлый майский полдень, когда я переступил порог Сикстинской капеллы, влекомый толпою людей, людей незнакомых, разноплеменных, взволнованных, о чём-то шепчущихся. Каждый, посетивший Ватикан, был готов увидеть чудо, ведь всю свою жизнь любой из нас мечтал побывать в Риме, увидеть росписи Сикстинской капеллы, столь знакомые с детства по десяткам репродукций. И вот вдруг открылось, как ничтожны, как далеки  эти копии от грандиозного, невероятного по мощи воздействия оригинала – фресок Микеланджело Буонарроти!
Микеланджело буквально потряс меня и перевернул во мне все представления о возможностях человека, человеческого гения!»
А без душевных затрат мир пресен, как дистиллированная вода, он погибает от вражды и ненависти – ведь ненависть неспособна рождать, она бесплодна. Только от любви рождаются дети, создаются истинные произведения литературы и искусства.

*  *  *
Подо мной разверзнувшееся среди кирпича и бетона десятиэтажное ущелье, пробившее себе путь, сколько хватит глаз, равномерно гудящей магистралью . Всю её ширину заполняет медленно движущийся непрерывный поток автомобилей, втекающий с одного, а вытекающий с другого конца горизонта. И так с раннего утра и до позднего вечера, в любое время года и в любую погоду ненасытный автомобильный монстр пожирает у обитателей наших городов воздух и спокойную жизнь. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы подсчитать, сколько людей передвигается в автомобилях по этой улице, по всему городу. А по всей стране? Без  преувеличения это миллионы и миллионы вполне трудоспособных людей куда-то спешат в данный момент времени. Вы не задавались вопросом: что приводит в движение эти необъятные массы людей? Во всяком случае, на рабочее место, как правило, прибывают к определённому  времени.
Автомобиль снова из средства передвижения превратился в предмет роскоши, зависти и превосходства человека над человеком, зачастую невзирая на унижающую кредитную зависимость его владельца.

*  *  *
Безвозвратно ушли времена, когда квартирный телефон был привилегией особ, особо нуждающихся в нём и устанавливался неимоверными усилиями просителей. Не наговорился народ по телефону, зато сейчас он на пиру у сотовой связи. Упивается на ней соскучившийся люд: и карапуз, и безусый юнец, и взрослый, и даже чересчур взрослый. Зачастую это пустые, публичные, а потому неэтичные разговоры, приоткрывающие завесу над пустотой человеческой сущности с очевидным вредом для здоровья. В то же время мобильная связь порой весело разнообразит нашу суетливую жизнь. То и дело становясь невольным свидетелем забавных историй с телефоном, убеждаешься, что это бездонный колодец юмора для наблюдательного человека. Вот одна из них.
Дачный автобус полон народа. Старушка с мобильником на шее стоит с ведром собранных плодов, вернее, ей помогают стоять. Вдруг её аппарат взрывается непотребной бранью позывного, приглашая на разговор. Забыв обращению с телефоном, она неуклюже пытается нажимать на какие-то кнопки, но аппарат неумолим. Догадливая старушка заворачивает его в снятый с головы платок и прячет в ведро с урожаем. Потеха дачников прекращается к большому их сожалению. Так что «все возрасты покорны» не только любовным утехам.
*  *  *
Есть ли что-либо общее в рассмотренной триаде, означающей тройственность движения бытия и мышления? Безусловно. Это никем неоспариваемые польза и удобства умеренного обращения с продуктами прогресса человечества. Или уж использование людьми в связи с родом их деятельности. То, о чём я сейчас сказал – без всякого преувеличения вещи просто необходимые, без них невозможно обойтись. Но дело в том, что всё это у нас всеобъемлюще, всепоглощающе. Складывается впечатление, что большая часть нашего общества то ли от бескультурия, то ли от нежелания созидать, а, может быть, от безысходности реальной жизни, всё глубже погружается в виртуальный мир, в этакий наркотический сон, создающий визуальную или другую чувственную среду, с которой взаимодействует человек.
А может это начало процесса по искусственной селекции полукибернетического человека – киборга, то есть создания бездуховного общества, мобильного и готового организовываться по команде? При более тщательном анализе, это выглядит не таким уж фантастическим.
Так что же такое душа человека? Можно ли её увидеть или ощутить? На самом деле душа у человека – начало, обусловливающее способность мышления под воздействием чувств. Присутствие её почти явственно ощущается в действиях и поведении человека подобно предсказанию существования какой-то невидимой планеты по гравитационным возмущениям на другие небесные тела.
Философ Кант, развивая учение о способностях души, установил три составляющие душевного состояния: ум, чувство, воля.
Причем, чувство – аргумент душевной функции человека. Чувственное восприятие – механизм получения организмом информации о внешнем мире. Сигналы от раздражителя достигают нервных окончаний и преобразуется в импульсы, которые воспринимаются мозгом, где анализируются, а духовность и нравственность является тайником совести, если хотите, зовом сердца. Нельзя убедить человека, что свет – это тьма, но можно заставить  поверить, что зло есть добро. Поэтому основой нравственности должно стать чувство, являющееся аксиомой.
По моему убеждению, лучшим оселком, на котором проверяется чувственность души, является отношение человека к природе, вернее, тихое созерцание её, жалость ко всему живому – от былинки до человека.
К глубочайшему сожалению сейчас общение с природой зачастую ограничивается шумными «шашлычными поездками» на природу, безжалостным уничтожением огнём  и топором всего живого, встретившегося на пути человека, и его поведение никак не  назовёшь  духовным. Вот и получается, что человек, много времени проводящий в виртуальном мире, не чувствует запаха луга, упругого дуновения ветра, не слышит шелест спелых пшеничных колосьев и пения птиц на восходе, тем самым превращаясь во вполне довольное жизнью бесчувственное существо. Незавидная перспектива у обитателя прекрасной планеты!


Рецензии