Мосты памяти - Броня России - начинается в Колпине

(рассказ о том, как рождалась идея создания памятного знака "Броневщикам Ижорских заводов")
с иллюстрациями см. здесь - https://golos.id/@voroniy-kamen

 ....Все в нашу жизнь,  мы приносим из нашего детства.....
Колпино. 1995 г.

В начале шестидесятых годов мы мальчишки, родившиеся в первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны с трепетом в сердце, ждали очередного выступления по телевизору известного писателя Сергея Сергеевича Смирнова.
Чем же его появление на экране телевизора КВН, с увеличительной линзой, через которую без искажения можно было смотреть только с одной точки в комнате, было для нас интересно?
Это объяснялось очень просто.
Сергей Сергеевич в своих выступлениях рассказывал нам о героях прошедшей войны.
О героях, которые жили вместе с нами в нашем городе, нашем районе, на нашей улице, а парой и в нашем доме.
Рассказывал о людях ничем не выделяющихся в жизни послевоенного времени, а иногда и пугающих нас своей уродливой внешностью.
Он рассказывал о солдатах, которые возможно приходили к нам домой и вместе с нашими отцами - участниками былых боев, пили "горькую" на кухне, курили "Казбек" и вели о чем-то свои разговоры, совсем непонятные для нас тогда.
Я не помню имени того человека, у него было обгоревшее лицо и черная перчатка на правой руке, он, часто приходя к отцу.
Но вскоре, после того как отец вернулся пьяным с его поминок, я в очередной раз слушал рассказ Сергей Сергеевича по телеку.
Был вечер мы с братом, вместе с другими жителями коммунальной квартиры, у соседского телевизора, с большим интересом смотрели художественный фильм, который назывался "Жаворонок". Этот фильм рассказал о подвиге экипажа танка, который оказался в плену, но нашел в себе силы вдохнуть жизнь в плененный танк и показать фашистам, что советский танк с патриотическим духом советского солдата - это непобедимое оружие.
Увидя заставку Горьковского телевиденья, я привстал с пола готовый поблагодарить дядю Сашу за то, что он включил для нас свой телевизор.
Вдруг на экране появился человек.
Человек был с обгоревшим лицом и черной перчаткой - это был завсегдатай нашей кухни, но я точно знал его уже не было в живых, а диктор представил нам танкиста-героя минувшей войны.
Танкист заговорил, и с огромной любовью стал рассказывать о замечательных боевых качествах танка Т-34, который своей броней спас ему жизнь. Глаза его блестели, а лицо стало красивым и мужественным, он говорил недолго, но из его слов я запомнил толь одно - победа в Отечественной войне во многом была определена появлением на фронте именно этой машины.
Экран погас, мне было до слез обидно, что я, мечтая найти героя, был рядом с ним, а вместо того, что бы гордится своим знакомством с этим человеком, испытывал чувство неприязни к его внешности и пристрастию к водке. 
Так я понял - история это не только то, о чем рассказали нам на уроках.
Это далеко не то о чем мы могли прочесть в школьных учебниках.
История это постоянная связь прошлого и будущего через живое настоящее, эта связь нужна для того, чтобы будущее не повторяло ошибки прошлого, а значит, было умней нас.
Танкист остался в моей памяти навсегда, я всегда буду сожалеть, что был так глуп, что не догадался перекинуть мостик памяти от него, через себя.
Я не смогу теперь рассказать, так как он о лучшем танке Великой Отечественной войны, но я точно помню, мне показалось тогда, что я обязательно должен что-то сделать, чтобы об этой машине люди знали больше.
Однако время шло вперед, я окончил школу, военное училище, стал летчиком и больше не вспоминал о танкисте и его танке, меня больше интересовала авиация, ее история.
Но судьба напомнила мне о задуманном когда-то в детстве, как будто тот танкист слышал, о чем я подумал  на полу у телевизора.

Случилось это в середине 70х годов.
Я, тогда летал в строевом авиационном полку на самолете Су-17. Было лето, шла интенсивная работа по освоению новой боевой машины, отрабатывалась слетанность в составе эскадрильи и боевая стрельбы на полигоне, шлифовались полеты в сложных метеорологических условиях.
Однажды, когда наше звено не участвовали в полетах полка, я попал на полигон в качестве помощника руководителя.
Закончилась первая  летная смена.
До прилета на полигон самолетов второй смены было еще 3 часа.
С разрешения руководителя полетов я пошел на мишенное поле.
Мне было интересно посмотреть, как выглядят мишени на полигоне после боевой работы истребителя-бомбардировщика.
Дело в том, что летчик современного самолета ближе, чем на 600 м к мишени не приближается, и куда ложатся бомбы и снаряды, выпущенные из его самолета, он увидеть не может.
Есть такой пункт в мерах безопасности при работе на полигон, в котором категорически запрещено отслеживать траекторию полета снаряда.
Все летчики знают, кто пытается нарушить это требование, того в лучшем случае ждет встреча с осколками взорвавшегося боеприпаса, в худшем столкновение с землей.
Поле объемных мишеней было на полигоне всех ближе к вышке руководителя.
Туда я и пошел, вмести с бойцами полигона, чтобы посмотреть результаты работы летчиков первой смены.
Там, впервые, я и увидел легендарный танк Великой Отечественной войны, боевую машину "Т-34", о которой слышал в детстве.
Танк гордо стоял среди разбитых мишеней, обгорелый, исцарапанный осколкам, с промятой броней от прямых попаданий.
Я остолбенел от такой неожиданной встречи.
Воспоминание, пережитое мной у телевизора в детстве, подступило к горлу.
Мне показалось, что сейчас откроется люк механика-водителя и мой герой-танкист, махнет мне рукой - отойди мыл в сторону, не мешай и его "34" взревет дизелем и снова броситься в бой.
Вид танка меня потряс.
Я долго ходил вокруг него.
Потом сел на месте механика-водителя и пытался понять, представить, какие чувства испытывал в бою и после боя к этой машине мой танкист.
Я хотел знать, почему он, придя домой с обгорелым лицом и без руки, с такой любовью говорил о достоинствах этого танка и с такой благодарностью произносил имя его генерального конструктора.
Он - воевал на этом танке.
Он - его боготворил.
Он - наверное, мог часами рассказывать про этот танк, и он ушел с этим навсегда.
Такие как он получали увечия и отдавали свою жизнь на той войне за нас, а придя с нее живыми многого от нас не требовали.
Они уходили из жизни после войны с надеждой, что имена их погибших товарищей на фронте и их ратный подвиг во имя Отечества никто и никогда не забудет.
Они надеялись что, разгромив фашизм, подарив будущее нам, нашим детям и нашим внукам они сделали главное, а все остальное мы сделаем сами.
Жаль, но они сильно, сильно ошиблись.
В конце 90х мы стали забывать их имена.
Сегодня наше государство не в силах дарить тепло и заботу, еще живым ветеранам, что ж говорит о погибших.
Теперь уже только раз в году, 9 мая мы вспоминаем о героях ВОВ, а молодежь не от нас и не от ветеранов той войны, а из радио и телевиденья узнаем, что же значил этот день для народа нашей страны.
Нищета, свастика на стенах и забвение на братских могилах, открывается нашему взору сегодня.
Так что же будет с памятью о Великой Отечественной войне, если до сих пор по болотам и не только ленинградской области, лежат не захороненные солдаты минувшей войны.
Если сегодня помять о героях, защитивших нашу страну от коричневой чумы, стирается из памяти живущих поколений.
И как не печально, разрыв исторической памяти в нашем государстве произошел в период наших предшественников, именно они начали строить новую историю, отказавшись от тысячелетних корней своего народа.
Их выборочная память жестоко им мстит, мстит забвением, бездуховностью нашего поколения, его жестокостью, короткой памятью наших детей. И если так будет и дальше, мы потеряем с начало память, потом историю, потом культуру, а там и строну.
И примеры потери памяти уже есть.
Идемте на улицу и спросим, всех кто знает или слышал о М.И. Кутузове, о битве при Бородино - помните "....скажи ка дядька, ведь не даром...":
Спросим: " В каком году (не будем спрашивать месяц и день) Российские войска, разгромив армию Наполеона, вошли в Париж ?"
Чаще всего вы услышите: "... наверное, в 1812 году".
А эту победу - Победу над Наполеоном, представьте себе, вся русская земле, отмечала целых 100 лет подряд, чествуя ее героев вплоть до 1914 года.

Прошло пятьдесят лет со дня Победы в Великой Отечественной войне, а мы уже равнодушны к ее живым ветеранам, что же будет через 75 лет, 100 лет.
Какой же вывод, можно сделать.
Я думаю, он прост.
Выборочная память о прошлом, пренебрежение к настоящему, злые выражения государственных деятелей в адрес страны, которая их вырастила и бесплатно выучила, верный синдром - общество сильно больно, страна стремиться к вымиранию.

Я не хочу потерять свою страну.
Я не хочу, чтобы историки в Европе, Америке, Азии, Африке, Австралии через несколько сот лет рассказывая историю развития цивилизации своим ученикам, говорили - "..1/6 территории земного шара к началу XXI века, населяли народы  России, но их история, культура, традиции до нашего времени не дошли, потомки этих народов ассимилировались и растворились в населении земного шара".
Я не хочу, чтобы историки в Европе, Америке, Азии, Африке, Австралии через несколько сот лет так говорили.

Я не хочу потерять в своей жизни еще одного "танкиста".

С начала 80х годов, я стал жить в Колпинском районе Санкт-Петербурга и название одной из улиц, не давало мне покоя. Я опять вспомнил моего танкиста, мне очень захотелось увидеть на ул. Танкистов - памятник танку.

Мне казалось, так я смогу искупить свою невнимательность к герою танкисту, который с такой теплотой и любовью рассказывал о своем боевом друге - танке Т-34, о тех людях, которые сделали лучшую боевую машину ВОВ. Мне казалось так я смогу сделать то, чего никому  и никогда я не обещал.

Однако  большое количество на пьедесталах танков в нашей стране и танков-памятников, которые я видел в Европе, останавливало меня.
 
Я решил.
Я решил для себя, если мне когда ни будь, на улице Танкистов в Колпино, посчастливится организовать работы по созданию памятника танку Т-34 и его конструктору.   
То памятник, который пока еще не существует и ни придуманный мною, должен быть непохожим ни на один памятник на белом свете:
• он должен рождать желание узнать судьбу конструктора танка, разжечь в зрителе интерес к истории создания танка;
• он должен олицетворять мужество и стойкость танкистов на поле брани;
• вид памятника должен раскрыть причастность ижорских рабочих к созданию брони России и их вклад в оборону Ленинграда;
• а самое главное, памятник должен быть живым, живым жителем нашего района.

И я уверен, только при соблюдении этих условий можно говорить о проекте, только тогда можно надеяться, что задуманный памятник не превратиться в очередной экспонат "острова погибших кораблей".   


Рецензии