Nibius - часть 11-ая

- «Хорошо, я попытаюсь вам ответить на ваши вопросы, но предупреждаю, что это может показаться навязчивым к вам, с моей стороны. Когда вы проектировали эту модель, вы полагали, что реакция у автоматики куда точнее и быстрее, чем у человека, так? Вы полагали, что в сложной ситуации пилот может растеряться и вообще потерять управление самолётом, так? Вы отдали превентивное право решения автоматике, полагаясь на дублирующие системы в случае отказа основных, так? Зачем вы отдали такой самолёт пилоту? Весьма резонный вопрос! Человек способен ошибаться да, но что даёт опыт? Интуицию! А это простите за грубость, - опережение времени! И особенно в критическом маневре. Так о каком опоздании реакции пилота тут можно вообще говорить. Я не управлял самолётом, я воевал с вашей автоматикой, где, и я теперь абсолютно уверен, дублирующие системы, как раз вогнали основные в ещё больший ступор и пошла борьба за приоритеты. Я не управлял самолётом, я спас его именно выведя автоматику из строя, когда она противоречила в командах сама себе. У меня нет на то доказательств, а только чувства. Пилот это то создание которое чувствует не автоматику, а сам полёт в любом вираже и так же чувствует самолёт по его ответной реакции на команду и её исполнение. Если полёт управляется автоматикой, то не управляем пилотом. Это ясно? Или-или. Среднего или иного не дано!»,-
Ларс снова холодил апатией, не придавая своему ответу значения, хотя бы внешне и значит он был уверен в одном, автоматику оправдают и всё, всё равно, свалят на него. В любом случае и исходе. Это - финал.
- «Значит во всём виновата, наша автоматика? И это именно она вогнала самолёт в аварию? Вы не понимаете ничего в вопросах техники управления и это вас ещё как-то прощает. Но подумайте сами, можно ли сразу перекинуть бразды правления в другие, подчёркиваю посторонние, руки. Руки того, кто до сего момента не управлял полётом? Такая немыслимая и резкая смена приоритета именно и даст сбой в любой самой надёжной автоматике. Надо не спешить, а дать выработать процесс до конца, до конца данной ступени и уж тогда, если процесс закончился, скажем простым языком, неудачно, то только тогда можно менять приоритет. Мне сдаётся что вы в панике и спешке, а ещё из-за неверия в надёжность автоматики, прервали процесс с середины наполовину и только тем и смогли дать сбой в операционной системе. Сколько раз за историю гибли люди в автокатастрофах по той же причине, давая в критический момент противоречивую команду или сбивая устойчивость транспорта, бросая его в стопор, и в юз, в крутой немыслимый разворот. Это чисто реакция человека, но не автомата у которого нет страха, паники, необдуманных действий. Прервать цепь последовательности процесса, – цепная реакция бомбы!», -
Это был капитан-инженер Боренц, отвечающий за настройку программ управление автоматики.
- «Браво! Примите мои аплодисменты! Мне не хочется повторять вопрос, что в вашем самолёте вообще делает пилот? И это я, дал сбой автоматике, а не сбой автоматики, не давал мне выйти из манёвра! Превосходная логика задом наперёд! Сотворите хоть самый совершенный космический корабль из вашей автоматики, я ничего против не имею, но только я как пилот на пушечный выстрел к нему не подойду. И дело в том, что важно не совершенство и надёжность автоматики и её выбор приоритетов. А свобода действий пилота в управлении. Если я ограничен в таковой свободе действий, т.е. в рамках жёсткого режима и способен управлять лишь отчасти, то именно в критической ситуации, раз это боевая машина, а не фаэтон для лёгкой прогулки, я становлюсь втрое немощнее в управлении полётом при любом моём опыте пилотирования. Как по вашему я стал пилотом и откуда взял свой опыт пилотирования? И вы это называете паникой? Как же я сам бросал истребитель в крутое пике и сам выходил из него? Без вашей-то автоматики? Это по-вашему не критический маневр? Да и та, предаварийная ситуация была довольно ещё простая по критичности маневра. Откуда вдруг навалили такие перегрузки аж за 3 дж!? Только от противоречивых действий автоматики, специалист. Если посадить юнита на ваш самолёт, он никогда не сможет постичь азы пилотирования. Автоматика ему этого просто не позволит. Я понимаю почему все асы стали уворачиваться от обкатки вашей модели. Но командование тут понятно, ему дали приказ, вот оно хотя бы вид для вас создаёт, что якобы проводит испытания. Это я один дурак и белая ворона, потому меня и сунули на это ваше новейшее корыто. Но я хоть хотел полетать в режиме истребителя, после пяти лет того, что мне в этом отказывали. Приоритеты губят автоматы, ибо они только слуги и помощники по своей природе. Нашлись тут боги, создать что-то лучше человека!», -
Ларс был убойно спокоен в своей логике и было видно, что ему безразлична участь этого суда. Потому он всё и валит в открытую и напропалую. Поднялся небольшой недовольный шум в комиссии и обмен репликами.
- «Я хочу вам поверить молодой человек, ибо ошибается всё, и даже автоматика. Для того и есть пилот и человек если хотите, что контролирует работу автоматики. Данная система построена по принципу обучения, а не командования полётом. В неё вложен опыт маневров пилотов в воздухе. Каждый маневр отточен опытным пилотом испытателем. Вы сомневаетесь в опыте пилота испытателя? Автоматика имеет систему настройки под характер маневра любого пилота и если данный маневр новый, то при его неоднократном исполнении автоматика вырабатывает и оттачивает его, как бы учась у пилота. И тут, если пилот, простите, рохля или ухарь, который делает его непрофессионально, небрежно, то это не обучает самолёт данному маневру, а заставляет автоматику исправлять последствия этого маневра или корректировать его. Недотёпа или ухарь, могут в конце концов вывести из строя любой самолёт. Некорректная, неправильная эксплуатация выводит из строя любую машину и тут и автоматика способна делать ошибки. Данная система построена на сравнении или аналогии правильного маневра с учётом состояния атмосферы и, естественно, законов аэродинамики. Пилот чаще всего, как человек, насколько бы у него не был отточен и отработан опыт исполнения маневров, - делает погрешности. Система корректировки маневра позволяет в большей мере, хоть и не полностью исключить эти погрешности и тем, не только сохранить надёжность и целостность основных узлов самолёта, но и продлить его жизнь, образно говоря, в целом. А так же накапливать и развивать новый опыт. Тут насколько я понял наступает психический кризис, а не кризис управления самолёта. Ибо пилот не стремится к совместным действиям с автоматикой маневра, а идёт вопреки самолёту, в силу, именно приоритета своих погрешностей и отклонений от норматива и точности маневра. Это характер упрямца. Это жажда полной власти над управлением. Это амбиции. Это то, что чаще всего и порождает ошибки пилотирования и расстраивает систему автоматического исполнения маневра. Надо доверять машине и дать ей возможность, самой отчасти откорректировать маневр, отточить его по всем правилам. Автоматика не принимает сразу новый маневр, а только отточив его до оптимального исполнения, за несколько раз. Самолёт сам обучается у пилота, просто не надо ему в том мешать. Есть уже старая шутка пилотов, - самолёт и сам хорошо летит, только не стоит ему мешать в этом. И в этой шутке своя мудрость. Не надо навязывать самолёту свою власть и амбиции. Автоматика этого не понимает», -
Более подробно высветил вопрос управления Капитан Боренц, многозначительно оглядывая собрание.
- «Вот то же что и я тут толкую и уже ранее говорил майору Палмеру. Пилот, только тот, кто пришёл завоёвывать небо и самолёт если хотите, но главное покорить самого себя и свои амбиции. Именно амбиции покоряют небо, а не какая-то там точность исполнения маневра. Человек не автомат и не робот и этого вы не учли в своём великом гении техники. Человек никогда не станет подстраиваться под автоматику и если автоматика не способна подстроиться под человека, эту машину можно сразу выкинуть на свалку или пилоту там делать нечего вообще. Или-или. Среднего и иного не дано. Что вы этим доказали всем? Ничего. Каждый человек оригинален в характере пилотирования и только тогда он лучше всего исполняет все маневры, когда это его конь, как у нас говорят, или его конёк. Именно когда он чувствует машину и чувствует что она своя машина. Именно это и есть гений и мастерство аса, а не наоборот, какие-то ошибки и погрешности. В вашей автоматике всё наоборот. Ладно вы тут все гении в автоматике, а не в сомнительном погрешном пилоте и пилотировании. Я знаю причину той аварии и она не во мне и не в автоматике, как таковой. Но я вот из каприза и амбиции вам не сообщу источник сбоя автоматики. И вы от меня этого как не смогли скрыть, так и ныне не сможете услышать. Всё», -
И Ларс закрылся в себе как улитка в ракушке, более ни на кого не реагируя. Переговоры меж участниками комиссии шли долго, сыпались наводящие вопросы и требования в адрес Ларса, но он не реагировал, сидя в видом приговорённого к расстрелу. Пока Палмер, вроде не участвующий в сих дебатах, а смотрящий внимательно на Ларса, не сказал то, невысказанное, вслух и «в лоб» Ларсу, -
- «Многие утверждают и доказывают то, что именно самолёт Ларса выполнял какую-то секретную миссию, каков-то эксперимент, в ходе которого породил эту аномалию. И вернее всего логически предположить, что именно эта аномалия стала причиной аварийной посадки самолёта со всеми вытекающими последствиями. Вы знаете, чем я дольше постигаю противоречивую психологию и логику пилота, тем больше открываю ошибок в нашем проекте. В небе работает совсем иной уровень логики и психики. И разница между гражданским и военным пилотом, весьма колоссальная. Я кое-что теперь понял из ваших ранних высказываний, пилот Ларс. Правильно, небо – это зеркало психики пилота, как человека или как отражение-враг, но не антипод. Я скажу то, что не хочет Ларс и я его понимаю, - это спутник! Верно?»;
Ларс просто поднял руки в простом и понятном жесте признания правоты Палмера и тот продолжил, -
- «Могу вас порадовать Ларс, если вы ещё не в курсе. Только прежде спрошу, после той аварии бортовой компьютер потерял связь со спутником, так? Да! Что и требовалось доказать. Так вот Ларс в момент извержения молнии, разряжающей аномалию и положившую ей конец, спутник взорвался на орбите»;
Шум поднялся ещё больший, посыпались вопросы, но Ларс смотрел на Палмера, не реагируя на остальных.


Рецензии